Эксплуатационные свойства асинхронного двигателя можно оценить по рабочим характеристикам, которые изображаются кривыми, выражающими графические зависимости от полезной мощности Р 2 величин: тока I 1 в обмотке статора, КПД h, скольжения S, коэффициента мощности cos j, полезного момента M на валу АД при U 1 = const и f 1 = const (рис. 6.6). Их определяют экспериментально или путём расчёта, используя схему замещения асинхронного двигателя.
При холостом ходе мощность Р 2 = 0; при этом токи катушек статора I 0, создающие вращающее магнитное поле, довольно велики и составляют 30…50 % номинальных токов I 1 ном .
Частота вращения ротора
n 20 = (0,995…0,998) n 1.
По мере роста нагрузки на валу ток статора увеличивается, как и активные мощности Р 2 и Р 1. В свою очередь, увеличивается коэффициент мощности . При этом скольжение S увеличивается, а частота вращения вала n 2 уменьшается, поскольку это единственная причина увеличения тока и вращающего электромагнитного момента.
Зависимость М = f (Р 2) определяется формулой
|
|
М = 9550 Р 2/ n 2. (6.5)
Из (6.5) следует, что эта зависимость представляет несколько искривленную прямую, проходящую через начало координат, т. к. с увеличением нагрузки на валу частота вращения ротора АД несколько уменьшается.
Характер зависимости коэффициента мощностиАД отмощности на валу, т. е. cos j = f (Р 2), определяется выражением
cos j = Р 1 / ()
и равен 0,8…0,9 для нормальных АД средней мощности при номинальной нагрузке. С уменьшением нагрузки на валу cos j снижается и доходит до значений 0,1…0,3 при холостом ходе. В этом режиме полезная мощность на валу равна нулю, однако двигатель потребляет мощность из сети, поэтому cos j 0здесь не равен нулю.
Характеристика коэффициента полезного действия h = f (Р 2) АД нарастает очень быстро при увеличении Р 2 от нуля (ХХ) до (0,3…0,4) Р 2 ном и достигает значения 0,8…0,92 при Р 2 = (0,7…0,8) Р 2 ном , а затем медленно падает вследствие роста переменных потерь (см. рис. 6.6).
Двигатели постоянного тока