Основные характеристики двигателей постоянного тока

Электромеханические свойства ДПТ определяются его скоростной харак­терис­тикой n (I я), представляющей зависимость частоты вращения n от тока якоря I я при U = const  и   I в = const.

Дальнейшее рассмотрение будем вести для двигателей постоянного тока параллельного возбуждения, как наиболее распространённых

Уравнение естественной скоростной характеристики получают из выражения (6.9), решив его относительно частоты вращения

                                      (6.11)

С ростом нагрузки падение напряжения R я I я в цепи якоря возрастает. Но при этом магнитный поток Ф в уменьшается вследствие реакции якоря, под которой понимают воздействие магнитного потока якоря Ф я на магнитный поток Ф в, создаваемый током возбуждения. Так как падение напряжения в цепи якоря R я I я обычно оказывает более сильное влияние на частоту вращения якоря n, чем реакция якоря, то скоростная характеристика n = ¦ (I я) имеет вид прямой падающей линии (см. рис. 6.11). 

 Важнейшей характеристикой ДПТ является механическая n (M), представляющая зависимость частоты вращения n якоря от развиваемого ДПТ мо­мен­та вращения М при условии постоянства напряжения и соп­ротив­лений в цепи якоря и в цепи воз­бу­ж­дения. Заменив ток I я в (6.11) значением из выражения вращающего момента М = С M Ф в I я,получим уравне­ние естественной механической характеристики

                                (6.12)

Естественная механическая характеристика n = ¦ (M) двигателя постоянного тока параллельного возбуждения выведена при условии, что момент холостого хода М 0 = 0, а электромагнитный момент примерно равен моменту на валу двигателя, т. е. М эм» М, где n 0 - час­тота вращения якоря двигателя на холостом ходу при допущении, что падение нап­ряжения R я I я в якоре отсутствует; D n - уменьшение частоты вращения якоря дви­га­теля при соответствующем увеличении моме­нта вращения М; С Е, С М - конструктивные коэффици­енты элек­тродвигателя.

Если принять магнитный поток машины постоянным, т. е. Ф в = const при токе возбуждения I вн = const, то естественная механическая харак­теристика представляет собой прямую линию (кривая 1 на рис. 6.10), наклон которой по отношению к оси абсцисс определяется отношением .

При переходе двигателя от режима холостого хода к номинальной нагрузке частота вра­щения якоря n снижается всего лишь на2…8%, т. е. двигатель постоянноготока параллельного возбуждения обладает жёсткой механической характеристикой.

При введении пускового реостата в цепь якоря уменьшается жесткость механической характеристики (см. реостатные механические характеристики 24 на рис. 6.10), что приводит к снижению частоты вращения при определенном моменте сопротивления М с на валу, создаваемом, например, определенным током электромагнитного тормоза ЭМТ (см. рис. 6.9).

Практическое значение имеют рабочие характеристики ДПТ.

Зависимость М = f (I я) называется моментной характеристикой двигателя. При установившемся режиме работы двигателя электромагнитный момент вращения М связан с током якоря I я выражением

М эм = С М I я Ф в = М 0 + М.                                      (6.13)

Момент холостого хода М 0 мало изменяется при нагрузке; он опре­деляется мощ­но­стью Р, потре­бляемой двигателем из сети в режиме холостого хода. Так как отноше­­ние М 0 / М н » 3…8%, то, пренебрегая моментом М 0, можно принять М эм @ М = С М I я Ф в. При этом условии построение характеристики М = ¦ (I я) начинают из начала координат (рис. 6.11). С увеличением тока I я в якорной обмотке магнитный поток Ф в уменьшается за счет размагничивающего действия реакции якоря, а потому моментная характеристика растёт медленнее, чем ток I я, отклоняясь от прямой (пунк­тирной) линии (см. рис. 6.11).

Характеристика коэффициента по­лез­ного действия h = ¦ (I я) нара­стает очень быстро при росте нагрузки от нуля (режим холостого хода) до 0,5 I ян и достигает наибольшего значения в пределах от 0,5 до 0,8 номинальной нагрузки, а затем медленно падает вследствие роста переменных потерь (см. рис. 6.11). 

В некоторых случаях удобнее пользоваться зависимостью частоты вращения n, электромагнитного момента М, тока якоря I я  и КПД h двигателяот полезной мощности на валу Р 2 при U =const  и   I в = const.

 

Контрольные вопросы и задания (к главе 6)

 

  1. Дайте определение электрической машины.
  2. Назовите признаки классификации электрических машин.
  3. В чем заключается принцип обратимости электрических машин
  4. Назовите достоинства и недостатки трехфазных асинхронных двигателей.
  5. Назовите основные части асинхронного двигателя.
  6. Дайте определение механической характеристики асинхронного двигателя, постройте зависимость n (M).
  7. Назовите достоинства и недостатки двигателей постоянного тока.
  8. Назовите основные части двигателя постоянного тока.
  9. Дайте определение скоростной характеристики двигателя постоянного тока.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: