Глава 1. Претыкание о камень священного писания, то есть о заповеди Господни

 

В Книге Исхода, в главе 20, Сам Господь Бог говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу. И что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4‑5).      

В Книге Второзакония, в главе 5, Господь Бог также говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения (Втор. 5:8) Противники претыкаются об этот камень Священного Писания и говорят, что отнюдь не подобает создавать образы по заповеди Господней.

Исправление претыкающимся первое      

Прежде всего, не коварство ли это диавольское приводить Святое Писание не полностью, а только часть текста, обманывая слушающих? Так поступает диавол, желая свергнуть Христа, который не полностью приводит Писание, потому что, говоря: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руки возьму тебя, да не когда преткнешь о камень ногу твою (Пс. 90:11‑12), он замалчивает следующие за ними слова: На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея (Пс. 90:13).      

Так поступают и ученики его, противники наши, приводя только часть текста Писания, чтобы прельстить неискусных в Писании: остальную часть текста, позволяющую понять предшествующие слова, они утаивают. Не так – нечестивые, (не так), но (Пс. 1:4) приведите нам Писание полностью.

Следует знать, что нет лучшего толкователя Священного Писания, чем само Священное Писание, которое часто предшествующие слова толкует последующими или. наоборот, последующие толкует предшествующими, что явно видно и в данном случае. Полностью текст Святого Писания выглядит следующим образом: Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20. 2‑5).      

Далее трижды заповедает Господь Бог:

ВО‑ПЕРВЫХ, не делать кумира, или идола.

ВО‑ВТОРЫХ, не делать никакого подобия и образа.

В‑ТРЕТЬИХ, не поклоняться и не служить ему.

Все эти три заповеди толкует предшествующий текст. В предшествующем тексте говорится: Я Господь, Бог твой (...) да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Ис. 20:2‑3). В последующем тексте говорится: Не делай себе кумира, (...)не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20:4‑5).      

Видите, о каких подобиях и образах, и о каком поклонении и служении говорит Господь Бог? О таких подобиях и образах, которые замещают богов и почитаются, как боги. Поэтому говорится и о поклонении, и о служении, что их должно совершать самому Богу, что называется по‑гречески Латрия.

Скажите же нам, противники, по совести, если имеете ее: преступаем ли мы эту заповедь Божию, почитая святые иконы? Прежде всего, дам три ответа:

ВО‑ПЕРВЫХ: Господь Бог заповедает не делать кумира. Мы же, созидая и почитая образ Христа, кумир ли созидаем и почитаем? Но да будет вам известно, что кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто по содержанию образа, поскольку является образом бога, который Богом не является. Икона же Христова образует Христа, который есть истинный БОГ. Поэтому Он не есть ничто, Он не кумир, или идол.

ВО‑ВТОРЫХ: Господь Бог заповедает не делать подобия и образа, но какого образа и подобия? Об этом говорится в предшествующем тексте Писания, которое заповедает не делать такого подобия и образа, который бы признавался вместо Бога и почитался, как Бог.

Но мы святые иконы и саму икону Христа не считаем заменой Богу и не почитаем святые иконы как богов, а, напротив, вместе со Вторым Святым Вселенским Никейским Собором говорим: «Боготворящим святые иконы – анафема».

В‑ТРЕТЬИХ: Господь Бог заповедает не поклоняться образам и подобиям и не служить им, но каким образам и подобиям? Тем, что образуют ложного бога, подобно тому как отпадшие Иудеи почитали Дагона, Веелфегора, Молоха, Ваала, Вила и прочих, Еллины же Иовиша, Марса, Сатурна, Нептуна, Венеру, Юнону, Аристея, Бакха и бесконечное число прочих, а не образы Христа, Пречистой Его Матери и Его святых угодников. И само поклонение может быть очень разным: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд (1 Кор. 15:41), по слову Павла. Так, существуют и различные образы поклонения, что поймете в дальнейшем. Сейчас же вкратце отмечу: поклон бывает двояким.

ПЕРВЫЙ Богу.

ВТОРОЙ ради Бога.

ПЕРВЫЙ поклон полагается совершать Самому Единому Богу, и он называется Латрия.

ВТОРОЙ поклон ради Бога бывает твари, по различию и рассмотрению.

Мы же, поклоняясь иконам святых, не воздаем тем самым поклон Латрии. Не будет так, и берут грех на свою душу противники, когда порицают нас как иконолатров. Знайте же, что Латрия полагается только Самому Единому Богу. Но мы не поклоняемся иконе, как Богу, но ради Бога. Так, например, почитая царя, почитаем и посланника его, и скипетр его, и диадему, и порфиру его, но не равным почитанием, что должно быть понятно каждому. Иконопочитание очищает нас от порока, от преступления заповеди Божией.

Рассмотрим следующий пример:      

Некий царь обращается к своему подданному: «Я твой царь, ты же не имей иных царей, кроме меня. Притворного царя себе не делай, не делай никакого подобия и образа, не кланяйся и не служи ему, ибо я царь твой». Слыша эту заповедь, подданный, если бы избрал себе других царей, минуя единственного своего настоящего царя, и если бы другим, не истинным, но притворным царям поклонился и им служил и работал, вместо своего истинного царя; или если бы он образ какой‑нибудь себе сотворил, изваянный или писанный, и этому образу, как царю своему, кланялся бы и служил ему, презрев и погнушавшись своим истинным, настоящим, царем, но образ этот вместо царя почитал бы, говоря: «Вот мой истинный царь, и я его раб и подданный, и он царствует и повелевает мною, а иного царя, кроме него, не знаю», – если бы этот подданный так поступил, поистине, он был бы достоин всякого наказания и смерти. Но если бы подданный, услышав эту царскую заповедь, изобразил самого царя, ради славы и незабвенной памяти государя своего, а еще к тому же изобразил бы и мать царя, и родственников или друзей его, и держал бы у себе эти образы в большом почете, не считая их царем или царями, не кланяясь, не служа им служением, самому царю подобающим,

ЗДЕСЬ СПРОШУ: Согрешил ли бы этот подданный против своего царя? И если бы царь пришел к нему и увидел свое изображение, и матерь свою, и сродников или друзей своих, ради славы своей, стал ли бы он гневаться на своего подданного? Не полюбил ли бы он его еще больше за такое усердие по отношению к себе, что он царя не только по существу, но и во образе царском почитает и ради этого ставит его икону, чтобы, глядя на нее, иметь самого царя в незабвенной памяти. Все, о чем я говорю, происходит и на самом деле: каждый в своем доме имеет изображение царского лица, и царь об этом знает, иногда же и видит у нас свое изображение. Однако он никогда не гневается на нас за это, зная, что его изображение не заменяет нам самого царя. И если мы его образ украшаем и позлащаем, он знает, что мы все это делаем ради славы его самого и из усердия к нему. Если же бы кто‑нибудь дерзнул образ его царский осквернить или кощунствовать над ним, или из дома от презрения или омерзения или ненависти низринуть вон, такая дерзость заслуживала бы смерти, потому что как честь образа восходит к первообразному, так и бесчестие. По этому примеру рассуждайте и о святых иконах.

Заповедь Божия состоит в том, чтобы не делать кумира, ни подобия, ни образа, и, если рассуждать здраво, каждый может понять, что эти слова Божии запрещают создавать всякое подобие вместо Бога, каким было, например, тельцетворение, о котором говорит Псаломщик: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола. Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву (Пс. 105:19‑20). И таким было создание двух золотых тельцов, которых сделал Иеровоам, царь Иулиев, говоря: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3 Цар. 12:28). И таким было их идолотворение, как в Книге Пророка Иеремии, где сказано о том, как Израильтяне осрамили себя, говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер: 2, 27).      

Но кто из нас, почитающих святые иконы, дерзнет произносить такие безумные слова, разве ума лишившийся, обученный диаволом, для которого нестерпимо видеть низвержение своих идолов, и который поэтому тщится святые иконы всячески низринуть с помощью своих слуг и помощников.

Исправление претыкающимся второе      

Говорилось уже, что Священное Писание само себя истолковывает: предшествующие слова часто истолковывает последующими, и наоборот, последующие предшествующими. И в данном случае это очевидно, ибо вначале в Писании говорится: Не делай себе кумира и никакого изображения (Исх. 20:4). После же говорится: Сделай себе скинию (Исх. 25:9), кивот (Исх. 25:10), херувимы (Исх. 25:18). Но как это противоречие можно согласовать? Не иначе, как только первые слова истолковывая последующими. Поскольку скинию, ковчег, и херувимы Бог повелевает создавать во славу Свою, то очевидно, что кумиры и всякие образы, противоречащие Своей славе, демонам же прославление приносящие, отвергает, что и делают и Апостолы, и святые Отцы, и мы вместе с ними. А если скинию, ковчег и херувимы Бог приемлет постольку, поскольку эти образы создавались в Его Божию славу, то и иконы Новой Благодати, во славу Его Божественную создаваемые, Он приемлет и прославляет чудотворениями.

ГОВОРИТЕ: Не следует равнять образы Ветхого Завета с образами нынешними: те были созданы по Божию велению, эти же без него.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Многие образы и Ветхого Завета создавались без повеления Божия. Брал ли где‑нибудь повеление Божие Иаков, который поставил памятник каменный, (...) и возлил на него елей (Быт. 35:14), и дал имя месту тому Дом Божий? Брал ли где‑нибудь повеление Божие Давид, который хотел создать Д ом Божий (1 Пар. 22)? Хотя он и пролил много крови, участвуя в войнах, но Бог похвалил его за благое намерение. Брал ли где‑нибудь повеление Божие Соломон, который в храме Господнем сотворил херувимов и волов, держащих медное море, и прочие образы (3 Цар. 7)? Что же еще сказать? Не сыны ли Рувимовы и Гадовы соорудили жертвенник без повеления Божия и сказали: чтобы это было свидетельством между нами и вами (и между сынами нашими) (Нав. 22:28)? Не и сам ли Иисус Навин без повеления Божия взял большой камень и поставил его как свидетеля перед Господом, и сказал людям: вот, камень сей будет нам свидетелем (...) чтобы вы не солгали пред (Господом) Богом вашим (Нав. 24:27)? Также читайте и о Гедеоне, который без повеления Божия создал жертвенник Господу и назвал его Господь – мир (Суд. 6:24). Также читайте и о Пророке Самуиле, который, не имея повеления Божия, на месте, где свершилась победа над иноплеменниками, поставил камень и дал ему имя: Камень помощи (1 Цар. 7:12).      

Так что видите, противники, сколь многие в Ветхом Завете образы были созданы и без Божия веления. Поэтому если эти образы не были отвергнуты Богом, то и наши образы не отвергаются, тем более что часто прославляются чудотворением.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Как же вы говорите, что образы в Новой Благодати не были созданы по воле Божией? Ведь Сам Христос, Бог наш, взяв плащаницу, изобразил на ней образ Пречистого лица Своего и прославил чудотворением. Что же сказать об изображении Пречистой Богоматери, созданном Апостолом Лукой, и о прочих иконах, сияющих чудотворением! Но вы этому, противники, не верите, как и мы не верим вам, лжесловящим противоположное. В чудесную купину, в Гедеоново руно, в гору, от которой отсечется камень, в стамну, манну носящую, вы веруете, а это все были образы Пречистой Богоматери, по общему толкованию святых Отцов. Если же вы принимаете эти образы Ветхого Завета, то почему отвергаете образ Христов в Новой Благодати? Тень почитаете, от истины же глаза отводите; тьму любите, как ночной вран, а свет ненавидите.

Исправление претыкающимся третье      

От святого Дамаскина о святых иконах, в Слове втором.

Фарисеи когда‑то спрашивали Иисуса о том, как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала было не так (Мф. 19:7‑8). И я также говорю, что Моисей по причине жестокосердия сынов Израиля вынужден был, зная, что они легко увлекаются идолослужением, повелеть им не делать изображения. Теперь же дело обстоит не так, ибо мы твердо стоим на камне веры, обогатившись светом Богопознания. Послушайте, что говорит Господь: Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем (Мф. 23:19‑21). Итак, то, что скиния и завеса, и кивот, и херувимы, и трапеза, и все, находящееся в скинии, были подобия и образы и дела рук человеческих, которым поклонялся весь Израиль, это нами достаточно доказано. Ибо Бог говорит Моисею: Смотри, сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе (Исх. 25:40). Слушайте и Апостола Павла, который свидетельствует о том, что по Божию велению Израиль поклонялся рукотворным образам: Если бы Он оставался на земле то не был бы и священником. Потому что здесь такие священники, которые по Закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образцу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Евр. 8:4‑9). И еще немного ниже: Говоря «новый», показал ветхость первого.; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:13).      

И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второй же завесою была скиния, называемая «Святое‑святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Аронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр. 9:1‑5). И снова: Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое Небо (Евр. 9:24). И снова: Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1)      

Всему этому святой Дамаскин, слова которого здесь приводятся, подводит итоги, говоря следующее: «Замечайте, что и Закон, и все, что происходило в соответствии с Законом, и наше служение, суть рукотворенное святилище, возводящее нас к невещественному Богу при посредстве вещества. И Закон, и все, что происходило в соответствии с Законом, было некоторой тенью будущего образа, то есть нашего служения; а наше служение есть образ будущих благ, самой истины – Горнего Иерусалима, как сказал Апостол: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14), который есть Иерусалим Небесный, творимый Богом, а не человеком».

У того же святого Дамаскина, в том же Слове: «Господь говорит Своим ученикам: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13:16‑17).      

Поэтому и мы желаем увидеть, насколько только это возможно, а сейчас видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13:12), и считаем себя блаженными.

Сам Бог Первым и сделал, и показал изображения. Он создал человека по образу Своему. И Авраам, и Моисей, и Исаия, и все Пророки увидели образы Бога, а не Само Его существо. Купина была образом Богородицы, к которому хотел приблизиться Моисей, и услышал голос Бога: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5).      

Итак, если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, свята, то еще более сам образ не только свят, но, дерзаю сказать, есть Святое Святых».

Исправление претыкающимся четвертое      

Из жития святого Феодора Студита, от 12 ноября.

Лев Армянин, приняв церковную власть, стал открыто выражать злобу на святые иконы, хуля и укоряя почитающих славные иконы и говоря: «Не Закон ли древний, Перстом Божиим написанный, заповедал не служить делу рук человеческих: Не делай кумира и никакого изображения».

Не следует будто бы поклоняться иконам, которые творит рука человеческая, ибо как может кто‑либо описать неописуемое на иконе и вместить невместимое на доске размером с локоть, и Божиим именем называть изображение, сделанное с помощью красок. Святые же тщетным его словам всячески перечили, отвергая его хульные речи и говоря: «Если мы полностью сохраним Закон, данный Моисеем, то напрасна будет наша христианская вера, тщетно и проповедание Апостольское, напрасны и все Божественные Предания святых Отцов. И будет отвержено само Владычественное Воплощение (о чем и говорить страшно), поскольку мы не признаем Человеческий образ Бога, не почитая в иконах Того, Чье на них присутствует изображение». Так говорили святые. Преподобный Феодор, как хорошо знающий Ветхий и Новый Завет, дерзновенно обратился к царю: «Откуда тебе, о царю, могла только прийти мысль оскорбить Христов образ и отдать такое еретическое повеление Святой Церкви, и раздирать ее ризу, сотканную из Вышней благодати и Апостольского и Отеческого учения! Если ты опираешься на Ветхий Завет, то ему принесла конец Новая Благодать, пришедшая с Иисусом Христом. Если необходимо хранить Ветхий Закон, которого вы придерживаетесь, то необходимо и обрезываться, и субботствовать, и прочее, в нем написанное, совершать. Разве не понятно тебе, о царю, что этот Закон был дан на время, только для язычников, пришедших из Египта, но это была только тень позже явившейся благодати. Но и сам этот Закон не всегда хранит то, что повелевает. Так, он повелевает не делать подобия и не служить делу рук человеческих, тем не менее, подобия, или изображения, херувимов были сделаны, и хотя они были делом рук человеческих, однако всеми почитались. В Новой же Благодати сам Господь, изобразив лицо Свое на убрусе, подал Авгарю; коснувшись его, Авгарь получил исцеление от длительной болезни.

После этого Святой Апостол и Евангелист Лука своими руками создал подобие Матери Господа и оставил последующим поколениям. Также дивные и многие чудеса сотворил явившийся в Финикии нерукотворный образ Сампсона. Чудеса, бывающие и от других святых образов, не ярче ли солнца показывают, какова должна быть честь, которую им следует воздавать!»

Царь, же не внимая словам преподобного, говорит: «Не хочу я невидимое и непостижимое Божество изображать в красках». Отвечал Феодор: «О, царь, мы не описываем Божество, но неописуемо в него верим и исповедуем его, принятую же от нас Плоть Сына Божия изображаем иконописью, и поклоняемся иконе, и почитаем ее». Блаженный Феодор выступил против разгневанного царя с духовным мечом, говоря ему: «Пойми же, царю, и знай, что это не твое дело рассматривать и изменять Церковные постановления. Твоей власти подобает рассуждать о мирских делах и управлять ими, церковные же дела должны вести святители и учители церковные, тебе же велено только следовать за ними и повиноваться им. Поскольку так говорит Апостол: Бог поставил в Церкви, во‑первых, Апостолами, во‑вторых, пророками, в‑третьих, учителями (1 Кор. 12:28). В других текстах Писания также подчеркивается, что церковными делами должны управлять не царь, а церковные учители». Царь же обращается к преподобному: «Ты, что ли, прогонишь меня из Церкви?» Преподобный отвечал: «Не я, но Предания Божественных и святых Отцов изгонят. Если же и Ангел с Небес благовестит нам, что ты поступаешь противно святой вере, да будет анафема. Хочешь ли быть внутри Церкви Христовой вместе с нами, поклоняющимися иконе Христа? Тогда следуй во всем Патриарху и решениям славного Собора».

Услышав это, царь сильно разгневался и прогнал от себя всех с бесчестием.

Исправление претыкающымся пятое      

Снова из святого Дамаскина, в Слове третьем о святых иконах:

«Святой Дух через Апостола Павла говорит: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в Пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1‑2). Как искусный врач не всем и не всегда назначает одно и то же лечение, но учитывает или страну, где живет больной, или болезнь, или время, иногда и возраст больного, и с учетом всего этого назначает лечение, которое требуется, и по‑разному лечит ребенка и совершенного мужа, крепкого и всесильного. Врач не помогает всем одинаково, но назначает лечение по естеству и немощи каждого. Иная помощь в летнее время, иная в зимнее, иная же весной, иная осенью. Так он поступает и в зависимости от места проживания, от той или иной страны. Так и мудрейший врач душ человеческих, Господь Бог, творит: сущим еще младенцам, страдающим недугом идолослужения, кумиров же за богов почитающим и божественную честь им воздающим и славу Божию на тварь переносящим, заповедал не делать образа и изображения. Бога же, бесплотного и невидимого, вещества же и внешности не имеющего, неописуемого же и непостижимого, образ составить никто не может. Что не видят глаза, проявится в изображении. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Единородный Сын Отца исповедал, что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33:20).      

А если скажете, что Израильтяне поклонились идолам вместо богов, то послушайте, как повествует Писание об исходе сынов Израилевых. Когда Моисей взошел на гору Синайскую и несколько замедлил с принятием Закона, тогда восстал неблагодарный род и попросил священника Аарона: Сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось (Исх. 32:1). Из принесенных украшений из ушей их жен слили идола, и Израильтяне перед ним ели, пили, скакали и в пьяном безумии постановили: Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх. 32:4).      

Они поклонились идолам, которые не иное суть, как демонские жилища, и вместо богов их почитали, и служили созданию больше, чем Создателю.

Так об этом говорит и Апостол Павел: И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (...). Они заменили истину Божью ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца (Рим. 1:23‑25).      

Поэтому Бог заповедал не делать никакого изображения. Об этом говорит и Моисей во Второзаконии: И говорил Господь к вам (на горе) из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас (Втор. 4:12). И немного ниже: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого‑либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого‑либо скота, (...) какой‑то птицы крылатой, (...) какого‑либо (гада), (...) какой‑либо рыбы (...) и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство Небесное, не прельстился и не поклонился им (Втор. 4:15‑19), служа им, как Богу.     

Видите, что говорится об одном правильном решении – не служить твари, оставя Творца. И поскольку почитание, Богу подобающее, никому не следует воздавать, кроме одного Создателя всей твари Бога, то поклонение, воздаваемое только Богу, обозначается специальным термином – «Латрия».

Поэтому и говорится: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:3). Не делай себе кумира и никакого изображения (Исх. 20:4). Ив другом месте говорится: Не делай себе богов литых (Исх. 34:17) Видите, что ради отказа от идолослужения Бог заповедает не делать подобия, поскольку невозможно изобразить бесплотного, невидимого, непостижимого Бога в виде образа. Так говорит и Апостол Павел, стоя посреди Ареопага: Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17:29).      

А после того, как было заповедано не делать кумира и никакого изображения, Господь повелел Моисею в построенной им скинии: сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы (Исх. 26:31), и ковчег, окованный всюду золотом, и два херувима, осеняющие очистилище.

Что же ты делаешь, Моисей: ты, говоря, что не следует делать ни кумира, ни какого‑либо изображения, делаешь завесу и тканые херувимы, и два херувима из чистого золота.

Но послушайте, что вам отвечает Моисей, слуга Божий, о, безумные и слепые! Почувствуйте силу сказанных слов и пропитайте ими ваши души. Сказано вам, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе подобия, и образа, и богов литых. Но не сказано вам: «не делайте херувимов, как слуг, жертвеннику предстоящих», но сказано: «не делайте себе богов литых, и не поклонитесь никакому изображению, как Богу, и никакой твари вместо Творца». А я не делал никакого изображения, как Бога, и не поклонился никакой твари вместо Творца, и вы так поступайте.

Видите, как важно правильно толковать Писание».

И снова тот же святой Дамаскин, в том же Третьем Слове говорит: «Если было велено Иудеям не делать образа и всякого изображения, то потому, что они были склонны к идолослужению.

Мы же, которым дано избежать языческих прелестей, познав истину – одному Богу служить и обогатиться совершенным светом Боговидения, отвергнув младенчество, станем мужами совершенными. Рассуждениям тех, кто находится под руководством Детоводителя, Бог силу дает различать, что может быть изображено в подобии, а что нет. Закон был для нас детоводителем даже до Христа, чтобы мы оправдались верой (Гал. 3:22‑24). Когда мы были во младенчестве, нас порабощала стихия мира. По пришествии же веры, мы уже не под руководством Детоводителя (Гал. 3:25)».      

Этим ясно дается понять, что Бог заповедал не делать всякого образа и всякого изображения ради народа Израильского народа, весьма склонного к идолопоклонству. Поэтому и Моисей был так погребен, что никто и по сей день не знает места его погребения, чтобы не поклонялись Иудеи, увидев это место, Моисею, как Богу, которого в действительности должно почитать, как слугу Божьего.

Об этом вспоминает и Апостол Иуда: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). Этот вопрос рассматривают и святые Отцы, которые говорят, что когда диавол хотел явить Иудеям гроб Моисея, Ангел запретил ему это делать, чтобы не стали Израильтяне почитать Моисея, как Бога. Видите, что из‑за склонности к идолопоклонству этим еще несовершенным людям и младенцам по уму было запрещено создание образов и каких‑либо изображений. Нам же, мужам совершенным и на камне веры утвердившимся, такая опасность и угроза идолослужения не угрожает».

Заключение      

Рассмотрим в этом месте две заповеди.

Первая: Не делай себе всякого изображения.

Вторая: Не убий.

Здесь я спрашиваю: как вы, противники, понимаете заповедь об убийстве? Как вы думаете, можно ли убить человека? Если скажете, что нельзя, то этим отвергнете судебную власть, данную от Бога начальникам, которые не в безумии носят меч, а для наказания Законопреступников. Если же скажете, что можно убить, то нарушите Божию заповедь не убий. Знаю, как вы захотите истолковать Божию заповедь. Скажете, что эта заповедь относится к невиновным людям. Но о виновных вы скажете по‑другому. Если же вы так толкуете заповедь Божию не убий, то и я таким же образом толкую заповедь Божию не делай себе всякого изображения, и говорю, что эта заповедь относится к изображениям, почитаемым вместо богов. А поскольку после заповеди не убий Бог повелел истребить язычников, и сам Моисей по Божию велению убил этих идолопоклонников до трех тысяч (Исх. 32:27), и Пророк Самуил убил языческого царя Агата (1 Цар. 15:33), то таким же образом после того, как была дана заповедь не делать всякого изображения. Бог повелел создать образы, скинию, ковчег, херувимы, и прочее. Видите, что сказано: сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе (Исх. 25, 40). Из всего этого следует понять, что Святое Писание требует толкования, как и Слова Самого Христа принимаются с толкованием. Например: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:33), – говорит Христос. Но почему не отрекся Христос от Петра, отрекшегося от Него перед людьми? Потому, что Петр покаялся в своем отречении. Разве слова Христа могут быть ложью? Приведенные выше Слова Христа следует принимать с таким истолкованием: кто отречется от Меня пред людьми и в этом не покается, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным Так и Слова Христа, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52), если захотите понять буквально, то обидите всех воинов. Но подобает его толковать так, что все, взявшие меч неправедно, чтобы убить ближнего, и погибнут от неправедного меча, а не взявшие меч погибнут по‑другому. Итак, слово Святого Писания бывает приправлено солью (Кол. 4:6). Поэтому и заповедь Божия не делать всякого изображения требует соли верного истолкования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: