Глава 1. Твердость камня веры от священного писания

 

Доказательство первое      

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в главе 11, читаем: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его (Сир. 11:26).      

СКАЖЕТЕ: Одно дело, когда есть возможность легко воздать, а другое – воздавать на самом деле. Но послушайте, что говорит Святой Дух: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его (Сир. 11:26). Разве не показывают эти слова, что после кончины человека он получает частное воздаяние по делам его? Зачем при кончине человека открываются его дела, если за эти дела не дается воздаяние? И если воздаяние было бы только на Страшном Суде, то и дела только тогда открылись бы. Однако Святой Дух говорит, что открытие дел происходит при кончине человека, и не по какой‑либо иной причине, а именно из‑за частного воздаяния душе. В судный же день состоится полное воздаяние, и душе, и телу.

СКАЖЕТЕ, что Иисус, сын Сирахов, написал эти слова прежде пришествия Христова, когда небо не было отверсто Крестом Христовым.

ОТВЕЧАЮ: В Священном Писании часто вместо будущего времени используется настоящее или прошедшее. Так, Псалмопевец говорит: князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его (Пс. 2, 2). Здесь прошедшее время, собрались, Пророк использует вместо будущего времени, соберутся. Подобное этому найдете во многих местах.

Доказательство второе      

В Евангелии от Луки, глава 12, стих 35, Христос говорит: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам. он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Лк. 12:35‑40).

И снова:   Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе (Ин. 14:2‑3). И снова: покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр. 3:3). Подобное этому говорит Апостол Иаков:   Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот. Судия стоит у дверей (Иак. 5:8‑9).      

Толкователи этих текстов Священного Писания, святые Отцы, учат о трояком пришествии Христа: первое, видимое, посредством воплощения; последнее, также видимое, когда Он придет судить мир; третье же, невидимое, происходит при кончине человеческой, когда Он невидимо приходит для суда и частного воздаяния душе.

Именно об этом невидимом пришествии после смерти и говорится в приведенных выше словах Писания, при внимательном прочтении которых и вне духа сопротивления, каждый может увидеть истинность сказанного. Читайте также написанное о частном суде в «Точном изложении православной веры», на листе 84, издание Московское.

Доказательство третье      

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище в небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5:1‑4).      

Здесь надо учитывать два момента.

ПЕРВЫЙ: Земным домом нашего тела Апостол называет само человеческое тело, в котором душа пребывает, как в своем доме. Поэтому следует отвергнуть мнение тех, кто домом нашего тела называют земной мир и говорят, что мы получим Небесный дом, когда разрушится земной мир во время Страшного Суда, Эго мнение опровергает Златоуст, приведенные слова Павла. Так же, как Златоуст, богословствуют и другие святые Отцы, и говорят, что земной дом нашего тела это само тело, Но и сам Павел, если вам мало вышесказанного, говорит об этом и тогда, когда рассматривает следующие образы: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Выше приведены его слова о земном доме, в данном случае говорится о внешнем человеке, то есть теле. Об этом он говорит и ниже, и еще более ясно: водворяясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5, 6), и открыто называет тело внешним человеком, земным домом, тенью и так далее.

ВТОРОЙ: Небесное жилище – это слава Небесная, куда святая душа входит тотчас по отделении от тела, по слову Христову: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). И снова говорит: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 21).   

Известно, что некоторые под Небесным жилищем понимают нетленное тело, которое человек получит при воскресении, но это мнение не согласуется со словами Павла, ибо Апостол не говорит: «получим дом ка Небесах после воскресения», не говорит: «будем иметь», но говорит: имеем, то есть именно тогда, когда наше тело разрушается смертью. Он как бы говорит: «Не будем бояться, что останемся без дома, если выгонят из нынешнего, имеем другой». Если бы Павел домом Небесным назвал нетленное тело, то мы бы не имели дома при разлучении с нетленным телом. Ибо нетленное тело мы получим только после воскресения.

К тому же, тело он называет домом, который разрушается постепенно. Дом же Небесный всегда вечен и неизменен. Тело как дом создается человеком, его жизнью, воспитанием и делами. Небесный дом создается не человеком, а Божиим всемогуществом, чтобы явить Небесную славу Его избранным.

Под конец Апостол называет Небесное жилище, если вам мало того, что сказано, вечной славой, поскольку, сказав: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17), добавляет следующее толкование: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем (...) на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5. 1).      

Доказательство четвертое      

Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем. Потому что не хотим совлечься, но облечься. (...) Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,ибо ходим верою, а не видением, – то и благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5:4‑8).      

Здесь Апостол Павел рассматривает два отрезка времени. ПЕРВЫЙ: когда ходим в нынешнем теле и отходим от Господа. ВТОРОЙ: когда выходим из тела и приходим ко Господу. Ответьте нам, противники, когда наступит второй. Первый отрезок времени относится к настоящему, поскольку сейчас, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. Остается вопрос о том, когда возникнет второй отрезок времени. Если скажете, что после воскресения и после Страшного Суда, то разве будут ваши слова истинными, поскольку тогда святые не уйдут ни от тела, ни от Господа, а придут именно тогда и к нетленному телу, и особенно ко Господу, получая совершенное воздаяние славы Небесной и душе, и телу. А если надо назвать, когда именно человек выходит из тела и приходит ко господу, то, отвечая, вы не сможете ответить что‑либо другое, кроме того, что души праведных, выходя из тела, тотчас приходят ко Господу и насыщаются Его Небесной славой прежде воскресения.

Доказательство пятое      

Христос, вися на Кресте, сказал разбойнику: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).      

Здесь предстоит понять, что имеется в виду, когда в священном Писании говорится о рае.

ВО‑ПЕРВЫХ: Раем называется тот сад, который насадил Бог в Эдеме для телесного утешения наших прародителей, прежде, чем они согрешили.

ВО‑ВТОРЫХ: Раем называется, и это поистине так и есть, Небесная слава избранников Божиих, и для этого рая первый рай был прообразом. Именно об атом рае Павел говорит, что он был восхищен в рай (2 Кор. 12:4). Объясняя, что такое рай, он говорит, что это значит быть восхищенным на Небо.

Когда же Христос говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, он имеет в виду не земной рай, как утверждают противники, а рай Небесный. Причины этого следующие:

ПЕРВАЯ: Земной рай это место для тела, а не для души. Что пользы душе от изобилия деревьев, овощей, трав, воды и прочих красот этого земного рая? Никакой пользы. Христос же, обещая разбойнику рай, обещал сад, доставивший бы ему утешение, в котором тот нуждался, то есть духовный.

ВТОРАЯ: Если вы испытываете затруднение в понимании тех или иных слов Нового Завета, то следует обратиться к другим словам Нового Завета, в другом месте, а не к Ветхому Завету. В данном случае слово РАЙ в Новом Завете знаменует рай духовный, то есть Небо, что видно из Посланий Павла.

ТРЕТЬЯ; Христос, сказав разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, обещал ему Свою дружбу и совместное проживание, что и означает слово со Мною. Поскольку Христос вошел в Небесный рай, а не земной, ясно, что и разбойник вместе с Ним там же.

СКАЖЕТЕ: Христос и на Небе с Ангелами, и в земном раю с разбойником, так как Он по Своему Божеству везде и все исполняет.

ОТВЕЧАЮ: По Божеству Своему Христос был с разбойником и тогда, когда тот разбойничал. В чем же новизна обещанного Христом благодеяния, если Он и прежде был с ним по Своему Божеству?

ЧЕТВЕРТАЯ: Многие говорят, что, вполне вероятно, земной рай был разрушен водами всемирного потопа. Ответьте мне, как Енох был перенесен в рай, ибо он попал в рай прежде потопа, а когда рай разрушился, то был перенесен в другое место.

Кто‑нибудь спросит, когда разбойник сказал: Помяни меня. Господи, во Царствии Твоем, почему Христос не ответил: «ныне же будешь со Мною во Царствии Моем», но сказал: ныне же будешь со Мною в раю.      

ОТВЕЧАЮ: Для того чтобы разбойник, услышав о царствии Христовом, не подумал бы о чем‑то человеческом и земном. По этой причине Христос ясно назвал Свое Царство раем, то есть вечным и непостижимым блаженством.

Не умолчу здесь и о насмешке неких толкователей. Будто бы его слово, ныне, относится к слову говорю, а не к слову будешь, как будто бы Христос сказал: «Истинно говори тебе ныне: со Мною будешь в раю». Поистине странно, так как непонятно, зачем Господь сказал бы: «Истинно говорю тебе ныне», разве разбойник не видел и не слышал, что Господь говорил именно в тот день? В чем была необходимость говорить Господу, да еще и с клятвой: «Истинно говорю тебе ныне»?

Доказательство шестое      

Христос восшед на высоту, пленил плен (Еф. 4:8). Здесь имеется в виду только Вышенебесная высота, а не какая‑либо иная.

А если некоторые говорят, что имеется в виду высота Креста, то Павел там же разъясняет свои слова, говоря: А «восшед» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4:9‑10). Плен же, который пленил Христос я возвел на Небеса, означает не что иное, как множество святых душ, которые Он воздвиг на Небо из преисподней, по толкованию святых Отцов.

СКАЖЕТЕ; Если бы и были души святых на Небесах, однако они не услаждаются видением лика Божия.

ОТВЕЧАЮ: Поистине странно слышать о том, что можно быть на Небе и при этом не видеть Бога. И кто поверит этому, поскольку Небо есть престол и град Царя царствующих, в котором Бог всегда бывает видимым, как сказано: небо – престол Мой (Ис. 66:1). И снова сказано: не клянись (…) небом, потому что оно престол Божий (Мф. 5:34). И снова: Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего (Мф. 18:10). Это же мы и ежедневно произносим: Отче наш, Который на Небесах!      

Хотя Бог есть везде, однако здесь говорится о том, что Ему свойственно пребывать на Небесах, где Он насыщает явлением Своей славы удостоившихся там быть. Поэтому святой Кирилл в Катехизисе, раздел 9, называет Небо завесой Божества, за которой для нас, пребывающих вне завесы, Бог утаен.

Но и Апостол Павел сравнивает вход Христа в святую Небесную обитель со входом первосвященника внутрь завесы в святая святых. Отсюда ясно, что Апостол учит о сущности Божественного Неба, проводя аналогию с завесой ветхозаветного ковчега. И поистине мало разницы в пребывании душ святых на Небе, на земле или еще где‑нибудь, если они все равно не видят Бога.

Доказательство седьмое      

Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:23). Если души святых пребывают в некоем месте вне Неба, напрасно это желание Павла, ибо Христос пребывает на Небе.

Доказательство восьмое      

Сим дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния (Евр.    9, 8). Эти слова святой Феофилакт вместе с другими святыми Отцами толкует следующим образом: в святая святых не могут войти священники и мирские люди, это образ преграды на пути к Небу для людей Ветхого Завета. Поэтому тогда и праведники спускались в преисподнюю. Когда же Христос разрушил завесу скинии и упразднил ветхозаветные образы, тем самым Он открыл святым путь в Небесное святилище.

     Доказательство девятое      

Вы приступили не к горе осязаемой (Eвp.    12, 18), и прочее.   Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12:22‑23).      

Здесь по толкованию святых Отцов описывается Церковь, торжествующая на Небе, и ее граждане. Прежде всего это Ангелы, а также души Первенцев, то есть тех. кто первыми уверовал и умер, такие как Апостол Иаков, Стефан и другие, которые, как сказано, написаны ка Небесах, то есть причислены к Ангельским чинам. Другие же толкуют церковь Первородных с написанными на Небесах как души Патриархов и Пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенных называют души Апостолов и мучеников. Примите первое или второе толкование, из обоих ясно, что души святых, живших на земле, блаженны тем блаженством, которым прежде были почтены одни только Ангелы.

Доказательство десятое      

Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой (Деян. 7:59).      

Доказательство одиннадцатое      

Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ (Откр. 6:11). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами.

Доказательство двенадцатое      

Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр. 7. 13‑15).      

Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: