Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

Написано: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? (Рим. 10:14). Поскольку мы веруем не в святых, а в одного Бога, то как дерзнем призывать святых, помимо одного Бога?

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Противники учат, что должно призывать и просить о молитве живых, а не умерших святых, о чем говорилось в 1 части, в главе 6, в доказательстве 1. Здесь всякий может увидеть, что наши противники сами себе противоречат: посылаю на них ту же самую стрелу, которой они хотят нас поразить, причем таким образом. Написано: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Но вы, противники, не веруете в святых, живущих на земле. Как же вы их призываете и просите о молитве, и не запрещаете и призывать, и просить?

СКАЖЕТЕ: если живые узнают о наших молитвах, прошениях и нуждах, то умершие отнюдь не узнают. Этот ваш ответ одна игра, в которую вы убегаете от силы наведенного на вас Писания. Ибо предположим, что умершие не узнают о наших молитвах (то, что это ложь, увидим далее). Но почему вы призываете живых, не веруя в них? Почему преступаете Писание, вами же и приводимое? Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Если вы придерживаетесь священного писания, то тогда не призывайте живых (ведь вы не веруете в них), не призывайте их и не учите призывать. Если же Писание для вас не авторитет, то напрасно вы тщитесь победить нас им.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Когда Апостол Павел говорит: Но как призывать Того, в Кого не уверовали, он имеет в виду такое призывание, которым кто‑либо призывается, как Бог, что ясно из предшествующих слов: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). И тотчас после этого идут слова: Но как призывать Того (то есть Бога), в Кого не уверовали?      

Но противники обычно умалчивают предшествующие или последующие слова, чтобы не показать свои злокозненные сети.

Мы же, призывая святых, используем не такие призывания которые подобают одному Богу, то есть не призываем святых, как богов, как источник всяких благ, временной и вечной жизни, даров естественных и сверхъестественных, как самовластных и владычественных подателей. Но мы призываем святых подобающим им чином, то есть призываем, как молитвенников о нас и о наших нуждах. Поэтому мы говорим: Святые Отцы, молите Бога о нас, или: Все святые, молите Бога о нас. К Богу же обращаемся так: Господи, помилуй нас, Господи, спаси души наши, Господи, ослаби, остави, отпусти и прости беззакония наши.      

При этом добавлю следующее. Так, как мы обращаемся в наших молитвах к Пречистой Деве Богоматери: Пресвятая Богородица, спаси нас, можно молиться и другим святым. Например: Святой Апостол Петр, помилуй меня, спаси меня, подай мне здравие, подай мне терпение, открой мне двери небесные, и прочее. Но такие молитвы надо рассматривать не буквально, а по смыслу, который здесь таков: Пресвятая Богородица, спаси нас, то есть «Материнским Твоим предстоянием к Своему Сыну и усиленным ходатайством много может Материнская молитва на умоление Сына». А также: Святой Апостол Петр, помилуй меня, то есть «Помолись обо мне, спаси меня, то есть, твоими молитвами, подай мне здравие, подай мне терпение, открой мне двери небесные, то есть твоим ходатайством». Отсюда ясно, что мы только одного Бога призываем, как Самовластного и Владычественного и Всесильного, всяких даров Подателя, причину и Источника всех благ. Святых же мы призываем, как посредников, молитвенников и помощников нашему спасению.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Еще эти слова Павла: Но как призывать Того, в Кого не уверовали, могут иметь такой смысл. Если БОГА никто не может призвать, если прежде не уверует в Него, так никто не может призвать и святых, если не верует, что они святы и могут помогать.

Здесь же следует знать, что Священное Писание относит призывание не только к одному Богу. Ибо в Книгах Бытия Иаков, благословляя сыновей Иосифа, говорит: да будет на них наречено имя мое (этим детям) и имя отцов моих Авраама и Исаака (Быт. 48:16).      

Скажу и более того: Апостол Павел и саму веру относит не только к одному Богу, но некоторым образом и к святым. Так, в Послании к Филимону он говорит: Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и всем святым (Флм. 1:4‑5).      

Отсюда ясно, что есть вера в Бога, как Бога, а другая вера может быть и в святых, как в святых, то есть вера в то, что они святые, друзья и любимцы Божии, наши же теплые предстатели и молитвенники. И на этом примере каждый может увидеть, что призывание святых с верой в них вполне согласуется с нашим Православным Догматом. Поэтому нам не в тяжесть эти слова Павла: Но как призывать Того, в Кого не уверовали?      

ОТВЕЧАЮ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Есть изречения, которые, будучи высказанными в утвердительной форме, истинны, а высказанные в отрицательной форме, не истинны. Например, когда кто‑либо говорит в утвердительной форме: «это человек, ибо имеет сущность», это истинное изречение. Если же скажут об этом в отрицательной форме: «это не человек, ибо не имеет сущности», то это будет ложное изречение. Ибо камень – это не человек, но имеет сущность. Также когда скажут в утвердительной форме: «это животное, ибо оно имеет тело», то это истинное изречение. Если же скажут в отрицательной форме: «это не животное, ибо не имеет тела», то это будет ложное изречение, ибо земля или дерево, или что‑либо в этом роде, не животное, но имеет тело. Так рассуждай и о других подобных предметах. По этому образцу понимай и слова Павла: Но как призывать Того, в Кого не уверовали, ибо и это изречение выражено в утвердительной форме, а не в отрицательной. Например, «в кого веруем, того и должно призывать» является истинным изречением. Но ложно изречение: «в кого не веруем, того не должно призывать», ибо и сами противники не веруют в святых, живущих на земле, однако призывают их и просят о молитве. Павел же эти слова: Но как призывать Того, в Кого не уверовали, произносит в утвердительной форме, то есть: «Если кто хочет призывать БОГА, тому должно прежде уверовать в Бога».

Этот ответ, исходящий от философского рассуждения, могущий вместить, да вместит.

Претыкание второе      

НАПИСАНО: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тиле 2, 5–6). Поскольку есть один посредник между Богом и человеками, то напрасно призывать иных посредников, ибо призыванием иных посредников Христу наносятся обида и презрение.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Так что напрасно Павел призывает святых, живущих на земле, прося их о молитве. Смотри часть 1, главу 6, доказательство 1. Напрасно и Апостол Иаков говорит: Молитесь друг за друга (Иак. 5:16). Напрасно и вы, противники, призываете друг друга, просите друг друга о молитве и учите просить. Поскольку един посредник Христос, то и Павел, и Иаков, и вы наносите Христу обиду и презрение.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Христос в Евангелии говорит: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле. Ибо один у вас Отец, Который на небесах и не называйтесь наставниками, ибо один у вас НаставникХристос (Мф. 23:8‑10). Поскольку же есть один Учитель – Христос, один Наставник – Христос, один Отец, Который на Небесах, то не согрешил ли Павел, называя себя учителем язычников (1 Тим. 2:7)? Почему же вы, противники, называете живущих на земле отцом, учителем, наставником, и того, кто вас родил, вы не можете назвать иначе, как отцом, и тех, кто вас учит, вы не можете назвать иначе, как учителями и наставниками? Зачем вы преступаете заповедь Господню, ответьте нам.

Вы не сможете ответить по‑другому, как только в согласии с нами, говоря, что один Отец, Который на небесах, по превосходству. Ибо от этого одного Отца происходят все отцы на земле, от одного Учителя и Наставника Христа истинное учение и наставление принимают все учителя и наставники. Земные же отцы поистине отцы, но в низшем чине, отцы по отцовству, происходящему от одного небесного Отца. Также земные учителя и наставники поистине учителя и наставники, но в низшем чине, то есть по истинному учительству и наставничеству, берущими начало от одного Учителя Христа.

Так же следует рассуждать, когда мы слушаем или читаем: Один Свят, один Господь Иисус Христос Но как один Свят Христос, как один Господь Христос, если Писание и иных святых называет святыми, и иных господ господами? Ответ на это тот же, что и выше. Один Свят Христос, один Господь Христос, Святостью и Господством превосходительным, никому не подлежащим, ни от кого не происходящим и ни с кем не сравнимым.

Прочие же святые и господа в низшем чине, далеко отстоящем от Христа, превосходящего святых и господ Святостью и Господством, происходящим свыше. И как раскаленное железо жжет и печет не от себя, ибо железо само по себе холодно, но жжет и печет причастием огня, дающего железу пламенную силу. Так должно говорить и о святости, и о господстве иных святых и господ.

Это же говорит Апостол Павел и о посреднике Христе, когда изрекает, что един посредник Христос, то есть единичностью превосходства и единичностью искупления. Поскольку после этих слов: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, тотчас добавляет: предавший Себя для искупления всех. Но вы, противники, с обычной своей хитростью предъявляете первую часть высказывания, а следующую за ней замалчиваете.

Как единичность Отца небесного не отвергает земных отцов, единичность Наставника и Учителя Христа не изгоняет земных наставников и учителей, единичность Святости и Господства Христа не отнимает святости от прочих святых и господства от земных господ, так единичность Ходатая Христа не отвергает прочих ходатаев, при несомненном различии ходатайств и огромном расстоянии между ними. Ибо Христос Ходатай по превосходительству, как говорилось, святые же ходатаи низшей и от Христа очень далекой степени. Христос Ходатай искупления и Сыновнего моления к Отцу, святые же ходатаи одного дружеского моления, по слову псалма: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17). Ходатаю Христу не требуются иные ходатаи о Себе, святым же, здесь живущим, требовался и ныне требуется Ходатай Христос, не ради себя, но ради нас. Ходатай Христос имеет силу ходатайства от Себя Самого, святые же ходатаи, получающие силу ходатайства от Христа и от Его Крестных заслуг, подобно железу, (как уже говорилось) которое не от себя самого получает силу жжения, но от причастия огня. Христос Ходатай по естеству, святые же ходатаи по благодати.

Смотри об этом богословие святого Иоанна Дамаскина, «О вере Православной», в книге 4, в главе 16.

Вовсе не странно называть святых ходатаями или посредниками между Богом и нами, потому что так их назвали святые Отцы, например, святой Григорий Назианзин в Слове к святому Григорию Нисскому называет мучеников посредниками между Богом и нами; также об этом говорят святой Амвросий, святой Кирилл и другие.

Но и Моисей во Второзаконии, в главе 5, называет себя посредником: Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору (Втор. 5:5).      

Об этом же упоминает и Апостол Павел, говоря, что закон... преподан через Ангелов, рукою посредника (Гал. 3:19), то есть Моисея. Над всеми ними находится Сам Бог, искавший такого мужа, который мог бы противостоять Его гневу, желая отпустить грехи согрешившим людям, но молитвами какого‑либо святого, поскольку говорит в Книге Пророка Иезекииля в главе 22, ближе к концу: Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, (то есть посредника, или ходатая) чтобы Я не погубил ее (город Иерусалим – прим.), но не нашел (Иез. 22:30).      

А если вы, противники, говорите о некоем презрении и обиде, которые мы наносим Христу, требуя иных ходатаев, кроме одного Христа, на это отвечаем, что честь друзей Божиих восходит к Самому Богу. Когда воздается хвала какому‑либо достойному делу, тем самым воздается хвала самому мастеру этого дела. Когда воздается хвала красоте твари, прославляется сам творец. И Апостол Павел, этот избранный сосуд, свидетельствует о самом себе, что в нем Иудеи славили Бога (Гал. 1:23‑24). Отсюда ясно, что почитанием святых не только не отнимается Слава от Бога, но и, более того, умножается. Как величие солнечного света познается по сиянию и красоте звезд, которые освещаются солнцем, так светлость Божиих святых являет неизреченное Божие блистание и славу. Поэтому, когда приближается солнце, звезды блекнут из‑за присутствия превосходящего света. Так святые перед Богом почитают себя за ничто и все свое приписывают Богу. Иоанн Богослов видел знамение этого в Откровении. Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр. 4:10‑11).      

Не презираем же и не обижаем Бога, воздавая почести святым, более того, тем самым мы возвеличиваем Бога. Скажите же мне, противники, наносятся ли обида и презрение царям, когда почитаются их друзья и посылаются к ним посланники? Нисколько. Так и Богу воздается не презрение, а честь, когда святые почитаются не как боги, но как друзья Божии, и воспринимаются, как молитвенники к Богу. Иначе бы наносил Богу обиду и презрение и тот, кто просил бы живущих о молитве, как это делал Павел, в Послании к Римлянам, в главе 15 (Рим. 15:1), и в других местах. Смотри часть 1, главу 6, доказательство 1.

Также и сотник нанес бы обиду и презрение Христу, когда не сам собою, но через посланных им Иудейских старейшин просил у Христа милости, однако Христос не похулил его за это, но похвалил и исполнил его прошение (Лк. 7:3).

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Когда Апостол говорит, что един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, он говорит так потому, что Христос не только посредник по своему званию, как умилостивляющий Бога к человеку, но и по своему естеству, посредничая между Богом и человеком, поскольку Он и Бог, и Человек, что очень важно для примирения человека с Богом. По этой причине и есть един такой ходатай и посредник – Христос. Святые же не являются и не могут быть такими ходатаями. Так богомудрствуют и учат святые Отцы, Златоуст, Амвросий, Феофилакт, Епифаний, Кирилл и прочие.

Из числа многих привожу слова Златоуста из 1 Послания к Тимофею, на главу 2, в Беседе 7, лист 1311, который об этих словах: един и посредник между Богом и человеками, говорит следующее: «Ходатай должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым он ходатай; ходатаю свойственно, обладая тем, что принадлежит обеим сторонам, по отношению к которым он ходатай, приводить их ко (взаимному) общению. Если же принадлежащее одной стороне он имеет, а с другою разобщен, то он уже не ходатай. Следовательно, если Он не причастен природе Отца, то Он не ходатай, но разобщен (с Ним).

И подобно тому, как Он сделался причастником природы человеческой, потому что пришел к людям, так точно Он причастник и природы божественной, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам. Подобно тому, как какое‑либо место, занимающее средину (между двумя местностями), прикасается к каждой из них, так и соединяющий между собою два естества должен быть причастником обоих естеств. Следовательно, подобно тому, как Он сделался Человеком, так и был Бог. Будучи (только) Человеком, Он не сделался бы ходатаем, потому что Ему надлежало беседовать и с Богом. Равным образом, будучи (только) Богом, Он не был бы ходатаем, потому что Его не приняли бы те, для которых Он служил ходатаем». До этого места Златый Устами учитель вселенский.

Отсюда ясно, почему говорится, что Христос один ходатай, или посредник: Он причастен к обеим сторонам, и к прогневавшейся, и к прогневавшей: поскольку Он Бог – к прогневавшейся стороне, и поскольку Он человек – к прогневавшей стороне. Итак, Он посредник между обеими сторонами. И таков Ходатай только Он один, святых же мы такими ходатаями не называем.

Претыкание третье      

Написано: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, него не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2:18). Из этих слов Павла (говорят противники) ясно, что служение Ангелов и их призывание есть плотское мудрствование, не угодное Богу, поэтому его следует отвергнуть.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ: Этими словами Апостол Павел отметает и прогоняет ересь Симона Волхва, учившего поклоняться Ангелам, как меньшим богам, создавшим этот мир, и пророкам, говоря, что кроме них никто не может прийти к Отцу небесному.

Смотри об этой ереси Симона Волхва в книге святого Епифания о ересях, а также Иринея и святого Дамаскина о ересях.

Святой Апостол Павел вышеприведенными словами сильно критикует эту службу, как идололатрию, не приличествующую Ангелам и подобающую одному единому Богу. Так толкуют это все святые Отцы, и среди них святой Златоуст, который в Беседе 7 на Послание к Колосянам на главу 2, лист 800, говорит следующее: «Некоторые говорят, что не должно Христом приводиться (к Отцу Небесному), а должно Ангелами. Поэтому (Павел) подчеркивает, что сказанное им относится только ко Христу, Кровью Креста Которого произошло примирение с Богом, ибо Он пострадал за нас». И ниже: «Почему же, оставив главу, держишься за члены? Если ты упадешь, ты погибнешь».

Таковых ангеловцев проклинает и Святой Лаодикийский Собор, в правиле 35, в Кормчей Книге, на листе 79, на обороте, где написано следующее: «ПРАВИЛО. Собирающийся на пение, помимо Церкви, и почитающий Ангелов, как идолов, да будет проклят».

ТОЛКОВАНИЕ:

Существует некая ересь, называемая ангеловцами, которые сами гордятся тем, что имеют Ангельский чин и Ангельскую жизнь, поскольку лжесловят, говоря, что мир создан Ангелами. Были некоторые, учившие, как и упоминает великий Павел в Послании к Колосянам, что не должно нам говорить, что Христос привел нас к Богу Отцу, более того, что это не Христос, а Ангелы. Это отвержение Божественного устроения, прикрытое смиренномудрием. Поэтому тот, кто, оставляет Божию Церковь и отдельно собирается на пение и молитву, говоря, что Ангелами создан весь мир, или что Ангелы привели нас к Богу Отцу, да будет проклят за то, что оставил Господа нашего Иисуса Христа и рассуждает не хуже идолопоклонников.

До этого места Святой Собор.

Слышите ли, противники, толкование слов Павла и Святым Собором, и святыми Отцами, которое нам не противоречит. Ибо мы не воздаем Ангелам Латрии, или чести, подобающей одному Богу, и не называем их богами, создавшими этот мир, и не считаем, что они приводят нас к Отцу Небесному, а только к одному Христу. Оставив главу, держимся за члены, но главу, то есть Христа, почитаем, как Главу, Которому воздаем вместе с Отцом и Святым Духом честь, подобающую одному Богу, или Латрию.

Ангелов же и других святых, как друзей Божиих и наших молитвенников, почитаем честью, подобающей их чину, которую воздает им и Псалмопевец, говоря: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17).      

Претыкание четвертое      

Написано, что один Бог ведает о тайнах человеческого сердца. Святые же, и особенно мертвые, отнюдь не знают и не узнают о наших молитвах, произносимых устами, не слышат ни плача ни, воздыхания нашего, тем более не знают о наших сокровенных молитвах в помыслах.

Так говорят противники и подтверждают свое мнение текстами Священного Писания.

ВО‑ПЕРВЫХ: Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих (3 Цар. 8:39).      

ВО‑ВТОРЫХ: К Иосии, царю Иудейскому, было Слово от Господа: За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире. И не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие (4 Цар. 22:20).      

В‑ТРЕТЬИХ: Теснишь его (человека) до конца, и он уходит (...) В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает (Иов. 14:20‑21), то есть умерший человек не знает, что происходит с его сыновьями.

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают (Еккл. 9:5).      

В‑ПЯТЫХ: Только ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими (Ис. 63:16).      

Из этих Писаний, говорят противники, ясно, что умершие святые не узнают о наших молитвах. Поэтому напрасно их призывание.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ вместе со всей Святой Православной Церковью, со всеми Святыми Соборами, Вселенскими и Поместными, со всеми святыми Отцами, учащими и благочестиво исповедующими, что святые, царствующие со Христом, знают о том, что в нас происходит, и слышат наши молитвы, не только произносимые словами, но и сокровенные в помыслах. Так благочестиво веруют и исповедуют вся Православная Церковь и мы, ее сыны.

Это же Православное исповедание утверждается Священным Писанием. Вначале расскажем об Ангелах Божиих, потом о других святых.

Ангелы знают и узнают о молитвах земнородных.

ВО‑ПЕРВЫХ: Узнают о наших молитвах. Ангел говорит Товии: Когда ты молился со слезами, я приносил молитву твою Господу Богу (Тов. 12).

ВО‑ВТОРЫХ: Узнают о внутреннем покаянии и обращении грешника к Богу: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10).      

В‑ТРЕТЬИХ: Узнают о возносимой нами славе Богу: и пред Ангелами воспою Тебя (Пс. 137:1).   

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Узнают о человеческих поступках: потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4:9).      

В‑ПЯТЫХ: Узнают о честности женской одежды, насколько она несоблазнительна, особенно в молельных храмах: Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор. 11:10). А если сказано это об Ангелах, то это же скажу и о других святых.

Святые знают и узнают о молитвах земных жителей:

ВО‑ПЕРВЫХ: В чине блаженства и видения Лика Божия и чести небесной святые равны Ангелам. Так говорит Сам Христос: а сподобившиеся достигнуть того века (...) равны Ангелам (Л к. 20, 35–36). Если же Ангелы, пребывая в чине вечного блаженства, узнают о наших молитвах, то и святые, пребывая в равноангельском ублажении, также, как и Ангелы, узнают о наших молитвах. И это ясно из Апокалипсиса, где двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5:8). Здесь старцы знаменуют святых Ветхого и Нового Завета, которые в то время, когда Иоанн Богослов писал эти Апокалипсические слова, находились со Христом во славе Небесной. Они приносили Богу молитвы живущих на земле, как это делают и Ангелы: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8:3‑4; Тов. 12).

ВО‑ВТОРЫХ: Святые, еще живя в этом мире, знали о том, что происходит далеко от них, как будто присутствовали там, и ясно видели будущее, как настоящее, и тайны человеческих сердец.

Так, ветхозаветный патриарх Иаков предвозвестил будущее своим сыновьям (Быт. 48 ‑49).

Так, Моисей, находясь на горе Синае, видел происходящее в войсках (Исх. 32). Так, Самуил знал все сокровенное сердца Саула (1 Цар. 9). Так, Елисей знал о тайном мздоимстве своего слуги (1 Цар. 5), а также тайные решения царя Сирского (1 Цар. 6). Так, Даниил знал тайный сон царя Навуходоносора и его толкование (Дан. 2). Так, Апостол Петр знал тайный обман Анании и Сапфиры (Деян. 5). Так, Апостол Павел знал о предстоящем спасении пассажиров корабля, попавшего в шторм, и прочее, и прочее (Деян. 27).

Если же святые, живя здесь, на земле, имели такое совершенство, что могли узнавать о происходящем втайне и вне поля зрения, то ныне, царствуя со Христом, они имеют намного большее совершенство. Разве на земле так, как на Небе? Разве в изгнании так, как в отечестве? Разве в скотском хлеву так, как в царских палатах? Разве кто безумный дерзнет сказать, что на земле люди имеют большее блаженство и совершенство, чем на небе, и получают больше откровений в удаленности от Лика Божия, чем в Божественном Лицезрении, исполненном всякого совершенства.

В‑ТРЕТЬИХ: По закону дружбы полагается открывать друг другу свои знания, как говорит об этом Сам Христос: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15).      

Поскольку же святые, пребывающие на небе, это друзья Божии, словами псалма: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17), и более тесно связаны с Богом на небе, чем на земле, то как по закону дружбы не открыть своему Другу Богу наши моления, обращаемые к ним?

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Святые на небе ясно видят и познают естество Божие, в Котором, как в зеркале, является вся видимая тварь. Подобно тому, кто смотрит в вещественное зеркало и ясно видит, все, что в нем отражается, так и святые, видящие и ясно познающие естество Божие, видят в нем тварь и происходящее в твари. Невероятно видеть Бога, Который больше всего, и не видеть скрытое, что гораздо меньше. Разве может быть, чтобы святые не знали о наших молитвах, зная Всеведущего, и, видя сияние своего Создателя, не могли видеть его в создании?

Хорошо усвоив из Священного Писания, как святые узнают о наших молитвах, остается рассмотреть приведенные выше противниками тексты Писания, на которых они претыкаются.

ОТВЕЧАЮ НА ПЕРВЫЙ: Ты один знаешь сердца всех сынов человеческих. Истинен Господь Бог, один знающий человеческие сердца Сам от Себя и Своей все ведающей и всюду проникающей силой. Святые же Божии не таковы, ибо они не своей силой, не сами от себя, но из Откровения Божия или от Видения Лика Божия узнают и знают о тайнах сынов человеческих.

Здесь же снова вспомню то, что сказал ранее: многое из того, что приписывается одному Богу, приличествует и другим, но по‑другому.

НАПРИМЕР: Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). Един праведен (Откр. 15:5). Единый сильный (...) единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:15‑16). Единый, творящий чудеса (Пс. 71:18). Однако все это можно сказать и о человеке, но по‑другому, так как Бог все это имеет от Самого Себя, а люди от Бога.

Так должно рассуждать и о том, вопросе, который мы рассматриваем. Один Бог знает тайны человеческих сердец, то есть Сам от Себя, Своей силой, Своим всеведением, то есть ведением, не получаемым от кого‑либо другого. Однако ведать о сердечных тайнах могут и другие, не от себя, не сами по себе, не своей силой, но полученным от Бога Ведением, или Откровением.

Другие же тексты Писания, которые там приводятся, не имеют отношения к рассматриваемому вопросу, поскольку он касается ведения умерших не во времена Ветхого Завета, прежде пришествия Христова, а после Вознесения Господня, при Новой Власти. Мы говорим именно о таком ведении, котором ныне обладают святые, царствующие со Христом в славе Небесной. Только о них мы можем сказать, что они знают происходящее в нас. Тексты же Писания, которые там приводятся, относятся к ведению умерших до пришествия Христова. Они не знали обо всем, что здесь происходит, так как не были тогда в чине вечного блаженства и не видели ясно существо Божие, в котором, как в зеркале, могли бы видеть земные деяния. Тем не менее, не оставлю без ответа и дам комментарии на каждый из приведенных текстов Писания.

ОТВЕЧАЮ НА ВТОРОЙ: Царь Иосия после своей смерти не знал о происходящем, поскольку не состоял в чине вечного блаженства прежде пришествия Христова.

ОТВЕЧАЮ НА ТРЕТИЙ: Святой Иов говорит о плотском человеке, который в этой жизни имеет много забот и посвящает свою жизнь своим сыновьям, стараясь обеспечить их властью и богатством. Умерев и пребывая в аду, он не получает пользы от чрезмерной заботы и алчности и не знает, что происходит с его сыновьями, или в каком чине они пребывают.

ОТВЕЧАЮ НА ЧЕТВЕРТЫЙ: Пока люди живы, зная, что умрут, они могут каяться и заботиться о своем спасении, чтобы не погибнуть. Но, пренебрегая покаянием здесь, умерев, они не знают о пользе покаяния и не знают, как спастись. Ибо после смерти нет времени для покаяния, а желающий обратиться к Богу пускай сделает это в нынешней жизни.

ОТВЕЧАЮ НА ПЯТЫЙ: Авраам не узнал о нас, и Израиль не познал нас, ибо тогда, когда это было сказано, они не были в славе Небесной, прежде пришествия Христова, что не противоречит сказанному. Нам же здесь предстоит ответить на вопрос, знают ли святые, царствующие со Христом, о наших молитвах. О святых, умерших до пришествия Христова, в данном случае мы не говорим.

Иные толкуют эти слова так: «Ты наш Отец, Авраам не узнал о нас, и Израиль не узнал нас, то есть, к Тебе прибегаем, Отец небесный, ибо Авраам и Иаков не могут освободить нас, кроме одного Тебя».

Иные же толкуют: «Авраам и Иаков не признают нас своими сынами из‑за наших грехов».

Ответом, который мы даем, как обоюдоострым мечом, рассекаются и эти цепи от Священного Писания.

Господь знает помышления человеческие, видит, что суетны они (Пс. 93:11).      

Ты познал меняв часы покоя моего и в делах моих. Ты уразумел с высоты помыслы мои (Пс. 138:1‑2).      

Не утаились от Тебя кости мои, сотворенные Тобой втайне (Пс. 138:15). Зарождение мое видели очи Твои (Пс. 138:16).      

Господь все знает очами Господними, которые бесконечно светлее солнца. Он видит в человеке все, и все его тайны, и прежде. Чем они откроются: Ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века (Сир. 42:18).      

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (Иер. 17:10).      

На эти и тому подобные тексты Писания следующий ответ: Бог один знает тайны человеческого сердца, Сам, собственной силой и Своим Божественным Всеведением. Люди же познают тайны Откровением Божиим или от Видения Лика Божия и Его Божественной сущности, в Котором, как в зеркале, становится видимой всякая тварь, как было сказано выше.

Претыкание пятое      

НАПИСАНО:

1. Господа Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи (Втор. 6:13).      

2. Единому премудрому Богу честь и слава (1 Тим. 1:17).      

  3. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Ис. 42:8).      

4. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:3).      

5. Да не будет у тебя бога нового, да не поклонишься богу чужому́. Ибо Я, Господь Бог твой (Пс. 80:10‑11).

6. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня (Ис. 43:11).      

7. Если бы вы поняли, есть ли Бог кроме Меня, не стало бы тогда выливающих и делающих идолов (Ис. 44:8).      

8. Но Я – Господь Бог твой от земли Египетской,и ты не должен знать другого Бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня (Ос. 13:4),      

9. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну (Ис. 43:25).      

10. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их (Ис. 63:9).      

11. Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).      

12. А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин. 2:1).      

13. И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало бы нам спастись (Деян. 4:11‑12).      

14. Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека (Па 117, 8).      

15. Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5).      

16. Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души (...) не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы (Иез. 14:13‑16).      

17. Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3:3‑7).      

18. Тогда города Иуды и жители Иерусалима пойдут и воззовут к богам, которым они кадят; но они нисколько не помогут им во время бедствия их. Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному (Иер. 11:12‑13).      

Здесь противники умалчивают о последующих словах: жертвенников для каждения Ваалу.      

19. А вы оставили Меня, – говорит Господь, – и стали служить иным богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время (Суд. 10:13‑14).      

20. И отвергли от себя чужих богов и стали служить (только) Господу. И не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10:16), и помиловал их.

21. За что поступил так Господь с землею сею и с храмом сим? И скажут: за то, что они оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и прилепились к богам иным, и поклонялись им, и служили им,‑за то Он навел на них все это бедствие (2 Парал. 7, 21–22).      

22. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разобрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! Что это вы делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю (Деян. 14:14‑15).      

23. Еще противники приводят и слова святого Златоуста, который говорит: «Не нужны тебе ни ходатаи, ни многочисленные помощники, которые бы оказывали тебе множество услуг, но если ты и окажешься без помощи, ты сам помолись Богу и от этого многое обретешь. Владыка помогает нам Своей благодатью не столько, если просят за нас другие, сколько когда мы сами просим Его». На Евангелие о Хананеянке в толковании Златоустого.

Исправление претыкающимся      

Собрали вы, противники, текстов Священных Писаний для нас полный мех, да от этого вам над собою же смех, за недостойное использование Священного Писания, как будто кто‑то использовал меч и стрелы недолжным образом. Например, если бы кто‑нибудь мечом и стрелами копал землю или резал хлеб мечом, а стрелой из блюда брал пищу, подумай, какого осмеяния он был бы достоин, как использующий меч и стрелы не по назначению. Такого осмеяния достойны и вы, противники, использующие Священное Писание не по их назначению. Ибо тексты Священного Писания, которые вы силитесь использовать против нас, это мечи и стрелы, но предназначенные не для нас, а для их врагов, на которых ополчаемся и мы, и которые честь Создателя своего приписывают созданию и жестоко страдают языческим многобожием: иные же в древности среди Иудеев, иные же и по сей день делают себе идола и приносят им, как богам, жертвы, и воздают им причитающуюся только Богу честь. Подобной слепотой были помрачены Иудеи, о которых Псалмопевец говорит: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола; изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву (Пс. 105:19‑20). И ниже: И поклонялись они Ваалфегору, и приносили жертвы идолам бездушным (Пс. 105:28).      

И ниже: И смешались с язычниками, и злым делам научились от них; и служили идолам, и впали они в соблазн. И приносили в жертву сынов своих и дочерей своих бесам. И проливали кровь невинную, кровь сынов своих и дочерей, которых приносили в жертву идолам ханаанским (Пс. 105:35‑38).      

Что же сказать о царе Иеровоаме, который сделал двух золотых тельцов и сказал (народу): (...) вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3 Цар. 12:28).      

Что же сказать о тех, кого вспоминает Пророк Иеремия: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их и священники их,говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер. 2:26‑27).      

Таковы и другие бесчисленные места Книг Священного Писания о идолослужении и приносившейся Иудеями жертве, на которые Бог всегда гневается, смиряя идолослужителей угрозами и разными наказаниями. Именно это и показано в тех текстах Писания, которые вы приводите и которые используем и мы, обличая Иудейское многобожие.

Но скажите нам, противники, по совести (если имеете христианскую совесть), похожи ли мы на этих идолослужителей, когда призываем святых, не как богов (не будет так), но как друзей Божиих и наших молитвенников? А есть ли у вас, противницы место, для Священного Писания: Восхваляйте Бога, взирая на святых Его (Пс. 150:1)! И снова: Д ивен Бог средь святых Своих, Бог Израилев (Пс. 67:36). И снова: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17). И снова: Память праведника пребудет благословенна (Притч. 10:7). И снова: Честна пред Господом смерть праведников Его (Пс. 115:6). Но вы, противники, хотя и знаете об этих текстах Писания, но умалчиваете о них, и, чтобы нас укорить, приводите только те тексты, которые были написаны об идолопоклонниках. Неужели вы думаете, что святые Отцы на Вселенских соборах не знали о тех текстах Писания, которые вы ныне для нас приводите? Знали лучше вас, но, правильно их толкуя, приложили такую печать к своему благочестивому толкованию: «Тем, кто недостойно использует тексты Писания, где говорится о языческих идолах, для осмеяния святых икон или для призывания святых, анафема. Боготворящим святые иконы и самих святых призывающих, как богов, анафема».

Этот ответ подходит для всех текстов Писания, которые стали для вас претыканиями. Однако, чтобы вам не показалось, что я не могу противостоять мнимой силе ваших доказательств, ОТВЕЧУ вкратце на каждое претыкание, прокомментировав соответствующие тексты Писания.

ПЕРВОЕ: Господа Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи (Втор. 6:13), понимай так. Не поклоняйся ложным богам, как поступают язычники, но воздавай должную честь, ЛАТРИЮ, одному истинному Богу, всего Содетелю. Такое понимание ясно видно из Книги Исхода, глава 20: Д а не будет у тебя других богов пред лицем Моим (...) не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:3‑5).      

Если же эту заповедь о призывании единого Бога начнем толковать по вашему, противники, разуму, то вы напрасно призываете святых, живущих на земле. И Апостол Павел наносит Богу обиду, когда пишет к Фессалоникийцам: Братия! молитесь о нас (1 Фес 5:25; также 2 Фес. 3:1). Также и Апостол Иаков презирает Бога, когда повелевает молиться друг о друге (Иак. 5:16).

Как не согрешают против сей заповеди, те, кто просит о молитве живущих на земле, так не согрешают и те, кто просит о молитве живущих на Небесах, а также те, кто не кланяется им и не просит их, как богов, но обращается к ним с просьбой о ходатайстве к истинному Богу. Просить же о ходатайстве к истинному Богу не значит поклоняться или воздавать честь ложным богам. Так, например, просить о ходатайстве царских приближенных к царю не означает воздавать царским приближенным честь, подобающую самому царю, а только как царским друзьям и приближенным. Царь не запрещает воздавать должную честь своим приближенным, а только запрещает называть их царями.

НА ВТОРОЕ: Единому премудрому Богу честь и слава (1 Тим. 1:17) разве не могут быть ответом слова Писания: Тогда будут прославлены праведники Его (Пс. 149:9)! И снова: Возликуют праведники во славе (Пс. 149:5). Снова: Память праведника пребудет благословенна (Притч. 10, 7Х). И снова: Правым подобает восхвалять Его (Пс. 32:1). Остальное прочтите в Книге Иисуса Сирахова. от главы 44 до самого конца, и увидите, как Священное Писание восхваляет древних святых мужей. Но чего же более, если Сам Христос говорит: Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. 17:22). И Пречистая Матерь Его, Богородица Дева Мария: отныне, сказано, будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48). СКАЖЕТЕ: Как же возможна единому Богу слава, если слава воздается и святым? Пойми, что говорится в Писании: славу и честь, называемую Латрией, приличествует воздавать одному Богу. И никому иному такую славу мы воздавать не должны. Но поскольку в Писании говорится, что и святым тоже полагается воздавать славу, то в этом случае имеется в виду не Латрия, как слава, принадлежащая одному Богу, но намного меньшая, полагающаяся друзьям Божиим. Иная слава солнцу, иная слава луны, иная звезд (1 Кор. 15:41), по слову Павла.

НА ТРЕТЬЕ: Тот же ответ. Не дам славы Моей иному, обрати внимание на это слово. Моей, то есть «славы, которая подобает только Мне одному. И больше никому, не только богомерзким идолам, но и жившим благочестиво святым».

ЧЕТВЕРТОЕ, и ПЯТОЕ: Отвергаются идолы, и нами также.

ШЕСТОЕ: Говорится о Спасающем господственно, и мы так же говорим, что господственно спасает один Бог, будучи Началом Спасения, жизни и смерти. Святым же мы приписываем спасение не господственное, а молитвенное и просительное.

СЕДЬМОЕ и ВОСЬМОЕ: Говорится о идолах, нас это никак не касается.

ДЕВЯТОЕ: Отвергаются жертвы и дела Ветхого Закона, как бы говорится: «Я отвергаю твои, Израиль, беззакония: не жертвы твои очищают твои грехи, как ты думаешь, и не твои дела – обрезание, субботствование, новомесячие, как тебе кажется. Очищаю твои беззакония только Я, по Своей милости». Это истинное толкование святых отцов нам не противоречит. Ведь мы не говорим, что святые очищают нас от грехов, но говорим, что грехи оставляет только один Бог, движимый Своим милосердием и страданиями Христа, и Которому молятся о нас святые.

НА ДЕСЯТОЕ: Отвечаем так, как и на одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое, то есть, говорим, что един посредник между Богом и человеками, Христос.      

НА ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ отвечаю, что если кто уповает на человека, как на Бога, или на человека возлагает больше надежд, чем на Бога, или, оставив Бога, человек всю надежду возлагает на человека, таков поистине безумен и окаянен. Мы же уповаем на святых, друзей Божиих, не так. У нас одно упование – это Бог, причина и источник всех благ. На святых же мы возлагаем надежду ради Бога, не как на подателей, а как на просителей и молитвенников о нас. Поэтому и говорим: Спаси от беды рабов Твоих, Богородица, как все мы усердно ради Бога к Тебе прибегаем. Так мы обращаемся и к другим святым.

НА ПЯТНАДЦАТОЕ тот же ответ. Проклят поистине человек, который, оставя Бога, всю надежду возлагает на человека. Это ясно и из последующих там слов, которые вы умалчиваете: и которого сердце удаляется от Господа.      

НА ШЕСТНАДЦАТОЕ ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Когда писал эти слова Пророк Иезекииль, в то время эти трое, Ной, Даниил и Иов, не были еще причастниками в Небе вечного блаженства, но были в некоем ином мрачном месте, ожидая пришествия Христова. Перед нами же здесь остро стоит вопрос о святых, царствующих в Небе со Христом. О Данииле некоторые пишут, что он еще был жив в то время, когда писал Иезекииль. А если это так, то призывать живых святых должно и в соответствии с вашим мнением, противники. Так делает и Апостол Павел, прося ныне живущих Солунян молиться о нем, что говорилось уже и в другом месте.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Здесь Бог не запрещает призывать святых, но говорит, что не послушает их, и не потому, что не любит их и никогда их не слушал, но потому, что в то время Иудеи пребывали в такой злобе и в непокаянном нечувствии, что Бог постановил Своим праведным судом наказать их халдейским пленением и не желал исполнить чьи‑либо молитвы о них. В другое время Бог послушал трех мужей, как сказано в Писании. Ибо Даниил умолил Бога избавить кающихся Иудеев из плена Вавилонского (Дан. 9), Иов вымолил прощение грехов своим друзьям (Иов. 42), Ной умолил своими молитвами и жертвами, чтобы не было всемирного потопа (Быт. 8).

Из этого, противники, следует вывод, противоположный вашему, то есть выход о том, что должно призывать святых. Ибо так завещал Господь друзьям Иова, говоря: пойдите к рабу моему Иову (...) и раб мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов. 42:8). Так, часто и земной царь говорит любимому вельможе: «Не проси меня об этом мятежнике, ибо не послушаю тебя», как бы говоря: «Послушаю тебя в другой раз, но не сейчас, ибо грех выше меры».

Но послушаем, что об этом богословствует Златоуст, который в толковании на Евангелие от Матфея в Беседе пятой, говорит следующее: «Хотя бы то был Моисей, или Самуил, или Иеремия? Послушай, что говорит Бог Иеремии: не проси за этот народ и не возноси за них молитвы (Иер. 11:14), так как не послушаю тебя. И что дивишься, если Я тебя не слушаю? Хотя бы предстал сам Моисей и Самуил, то Я не принял бы и их прошения об этих людях. Хотя Иезекииль станет молиться, – и он услышит, что если предстанет Ной, Иов и Даниил, то сынов и дщерей их не избавят (Иез. 14:14‑18). Хотя патриарх Авраам будет ходатаем за неисцельно больных и нераскаянных, – Господь, оставив его, удалится, чтобы не слышать его моления о них (Быт. 18:33)». И ниже: «Не станем же слишком уповать на других. Молитвы святых имеют очень великую силу, но только, когда мы сами раскаиваемся (во грехах), и исправляемся. И Моисей, избавивши некогда брата своего и шестьдесят тысяч от угрожавшего им гнева Божия, не мог избавить сестру, хотя и грех не равен был. Мариам оскорбила Моисея, Аарон же с народом отважились на явное нечестие». И ниже: «Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились, и, предавшись беспечности и сну, не возлагали только на других того, что должны делать сами».

До этого места Златоуст. От него узнаем, что Господь Бог не исполняет молитвы святых за людей в наибольшей мере по двум причинам:

ПЕРВАЯ: Когда чрезмерно умножается человеческая злоба, отметающая покаяние.

ВТОРАЯ: Когда призываем святых и просим о ходатайстве к Богу, а сами не делаем добра, более того, пребываем в неисправленных грехах без покаяния.

НА СЕМНАДЦАТОЕ: Говорю, что это к нам не относится. Ибо Коринфяне называли себя именем того, от кого получали крещение и учение, и если от Павла, то говорили: «Я Павлов», если от Аполлоса, отвечали: «Я Аполлосов». Апостол запрещает так именоваться. Повелевая, чтобы все христиане именовались от Христа, в Которого крестились, а не от апостолов, служителей Христа. Мы же, призывая святых, не называем себя их именами, но называем себя, и есть таковы, христиане Божией благодатью, крестившиеся и облекшиеся во Христа.

НА ВОСЕМНАДЦАТОЕ, ДЕВЯТНАДЦАТОЕ, ДВАДЦАТОЕ И ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ ничего не отвечу, ибо к нашему вопросу не подходит сказанное о языческих идолах. Скажу только одно, что гласят и Вселенские Соборы: «Тем, кто недостойно использует тексты Писания, где говорится о языческих идолах, для осмеяния святых икон или для призывания святых, анафема».

На ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ: Отвечаю, что это тоже не подходит к нам. Ибо там Ликаонские жители называли Павла и Варнаву богами и хотели приносить им жертвы. Мы же, призывая святых, не называем их богами, а друзьями Божиими, и не приносим им жертвы, а приносим одну Бескровную Жертву Богу Отцу. Хотя, принося Бескровную Жертву, мы и поминаем святых, то делаем это, воздавая хвалу Богу во святых Его, как и повелевает Псалмопевец: Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150:1).      

НА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ: по поводу слов Златоуста отвечаю, что этими словами святой учитель осуждает тех, кто от лености и небрежения не молится о себе сам, а только ищет и просит молитв у других, как это делают многие богатые люди, которые не ходят на службу и не утруждают себя молитвой, и потому дают милостыню нищим, чтобы те молились о них. Именно на таковых гневается Златоуст, отдавая предпочтение тем, кто молится о себе сам, по своей лени не ища молитвенников. Зачем же вы, противники, клевещете на вселенского учителя, столп и утверждение святого благочестия, выдавая свою ложь за истину? Он не отвергает призывания святых, ради умоления общего Владыки, но учит, что призывающим святых должно и самим всячески молиться. Для обличения вашей лжи, противники, читай те, что говорит Златоуст в Беседе 5 на Евангелие от Матфея, главу 1: «Следует уповать не только великую силу молитвы святых, но и самим каяться и становиться лучше».

Смотри выше ответ на 16‑й пункт. Также читайте, противники, что написал Златоуст и в Беседе 1 на Послание к Фессалоникийцам, на главу 1, в которой он говорит: «Хорошо уповать на молитву святых, но – тогда, когда мы и сами трудимся. Для чего же нужна мне, скажет кто‑нибудь, молитва других, когда я сам буду деятелен и таким образом не доведу себя до нужды в ней? И я не желаю вам того; но если судить здраво, то мы всегда испытываем эту нужду. Павел не говорил: что мне за нужда в молитве других? Хотя молившиеся за него не были достойнее его, и даже не были равны ему; а ты говоришь: какая мне нужда в молитве других? Петр не говорил: что мне за нужда в молитве? – молитва, сказано, церковь прилежно молилась о нем Богу (Деян. 12:5); а ты говоришь: зачем мне нужна молитва других? Затем тебе нужна, что ты считаешь ее для себя ненужною. Хотя бы ты был равен Павлу, ты имеешь нужду в молитве. Не возносись, чтобы не унизиться. Но, как я уже сказал, только тогда приносят нам пользу молитвы за нас, когда мы и сами трудимся. Послушай, что говорить Павел. Ибо знаю, – говорит, – что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа (Флп. 1:19), – и еще: при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас (2 Кор. 1:11). А ты говоришь: какая мне нужда в молитве? Конечно, если мы сами будем беспечны, никто не в состоянии будет помочь нам своими молитвами». И снова: «Итак, скажут, молитвы не приносят никакой пользы? Приносят, и большую, но – когда и мы делаем что‑нибудь; молитвы (других) содействуют и помогают, а содействовать кто ‑либо и помогать может только тому, кто уже сам действует». И ниже: «Какая же мне нужда, скажет кто‑нибудь, в молитве другого, когда я живу богоугодно? Никогда не говори этого, человек! Есть нужда, и нужда во многих молитвах». Златоуст оканчивает златую свою Беседу этими златыми словами: «Итак, зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них всецело. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы не лишиться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами – пребывать в добродетели, чтобы быть в состоянии достигнуть благ, обещанных».

Перед вами, противники, Православное исповедание учителя вселенского о просьбах молитв других. Прочтите его Беседу целиком, которая не поместилась здесь из‑за объема книги. Прочтите и устыдитесь, что возводите поклеп на такого светильника, и вырываете только те места, которые будто бы говорят в вашу пользу, а остальное, как обычно, умалчиваете, и тем самым хотите омрачить темным облаком ваших напрасных наветов немерцающее солнце благочестия. Приведу здесь еще одно место из творений Златоуста, чтобы пристыдить и научить вас, противники. Читайте Беседу 26 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 12, ближе к концу, где говорится следующее: «И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений, – хотя и в этом отношении они превосходнее, – но, что гораздо важнее, по ревности стекающихся к ним. Сам облеченный в багряницу приходит лобызать эти гробы, и, отложивши гордость, стоит пред ними, и молит святых, чтобы предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве умерших скинотворца (Павла) и рыбаря (Петра) имеет нужду облеченный в диадему. Итак, скажи мне, ужели дерзнешь называть мертвым их Владыку, когда рабы Его и по смерти предстательствуют за царей вселенной?» Прочтите там остальное и устыдитесь того, что отвергаете призывание святых и не почитаете святые мощи. Вы же, Православные, утвердитесь в святом благочестии.

Претыкание шестое      

Призывание святых есть признак малодушия, и отсутствия дерзновения к Богу и упования на благость Божию. Всех их надо отвергнуть, ибо Бог готов послушать нас, молящихся Ему, без призывания святых, и любит нас больше, чем другие святые. Поэтому Христос говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк. 11:9). И снова: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23), и Апостол Павел говорит: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы обрести милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4:16).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Апостол Павел, имевший великое упование на благость Божию, великое дерзновение к Богу и увещавший других к дерзновению и упованию, тем не менее просил Солунян о молитвенной помощи, о чем неоднократно сказано выше. Если же Павел, такой великий святой, просил других о молитвенной помощи, то тем более так должно поступать нам, грешным.

И если он, имея такую святость, упование и дерзновение в обращении к Владыке, так поступал, то тем более нам, не имеющим такого дерзновения по нашим грехам, поступать подобным образом. Поэтому Святая Церковь, матерь наша, учит нас молиться к Богоматери, Пречистой Деве: Как за не имеющих дерзновения по премногим нашим грехам, моли, Богородица Дева, Родившегося у Тебя, ибо много может Материнская молитва ко благосердию Владыки.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Хотя и готов Бог выслушать нас, молящихся Ему, и любит нас намного больше, чем святые, но больше готов выслушать святых, нежели нас, и намного больше любит святых, нежели нас. Ибо Псалмопевец говорит: Очи Господни обращены к праведным, и слух Егок молитве их. А делающим зло Господь являет гнев Свой, да истребится на земле память о них (Пс. 33:16‑17).      

Поскольку для молитвы требуется благорасположенность в молитве, а мы не всегда и не все имеем его и в молитвах, и в наших нравах, полезнее приходить к Богу со святыми, чем самому. Поэтому Бог говорит:... пойдите к рабу Моему Иову (...) помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов. 42:8). Бог увещевает и Авимелеха, царя Герарского, чтобы исцелиться и спастись молитвами Авраама (Быт. 8). Читаем и у Пророка Иезекииля, что Бог Сам просил о муже, который бы смог своим молением укротить Его гнев, желая быть умоленным молитвой некоего святого и простить согрешившим людям (Иез. 20).

Тексты Писания, которые вы приводите в претыкании, не защищают вас, а нам не вредят и не в тягость. Когда мы просим святых о молитве к Богу, тем самым мы молим Бога, и не только не лишаемся тогда упования и дерзновения к Богу, но, напротив, прося святых о молитве, мы можем обращаться к Богу с еще большим дерзновением и упованием и более легко получить желаемое.

Претыкание седьмое      

Сам Христос учит, кого должно призывать. Когда вы молитесь, сказано, говорите: Отче наш, сущий на небесах (Мф: 9, 6; Лк. 1:2)! Но и сам Христос многократно призывает Отца: Отче! Избавь Мя от часа сего (Ин. 12:27)! И снова: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего (Ин. 17:1) Из этого ясно, что не должно призывать ни Ангелов, ни умерших людей.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Если должно призывать одного Отца Небесного, то ни Сына, ни Святого Духа призывать не должно. Еще, если должно призывать одного Отца Небесного, то почему Патриарх Иаков, благословляя сыновей Иосифовых, и призывает Ангела, говоря: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:15‑16). Еще, если должно призывать одного Отца Небесного, то почему Апостол Павел просит молиться за себя, причем во многих местах: Рим. 15:30; Еф. 6:18; 1 Фес. 5:25; 2 Фес. 3. 1; Кол. 4:2; Евр. 13:18.

Почему Апостол Иаков повелевает молиться друг за друга и объясняет причину: много, сказано, может усиленная молитва праведного (Иак 5:16). Почему сыны Израиля просят Самуила молиться о них, говоря: не преставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтобы Он спас нас от руки Филистимлян (1 Цар. 7:8).      

НАКОНЕЦ, почему Сам Бог посылает согрешивших к Иову, чтобы тот помолился о них (Иов. 42), а также посылает Авимелеха к Аврааму, чтобы исцелиться его молитвой (Быт. 20)?

Не льстите себе, противники, и не прельщайте других неопытных. Призывание Отца Небесного и призывание святых не противоречат друг другу, второе не исключается первым, отличие есть только в самом призывании. Ибо Отца Небесного мы призываем, как Господа и Создателя всякой твари. Владыку, Причину. Источник и Подателя всяких благ, и так мы никогда не обращаемся к святым, а призываем их. как друзей Божиих. имеющих большее, чем мы, дерзновение к Богу, и благорасположенность, чтобы помолиться о нас. Это ли вам кажется странным? Но не так ли происходит в обычной жизни, когда одну честь мы воздаем царю, иную друзьям царя и его приближенным, и по‑разному просим милости у царя, у друзей и у его приближенных: у царя как у господина и подателя, у остальных, как у просителей, заступников и царских предстоятетелей. Это известно даже простым крестьянам.

ОТВЕЧАЮ. ВО‑ВТОРЫХ: Когда Христос учил Апостолов молиться, он наставлял их. не кому молиться, а о чем молиться. Ведь Апостолы знали, что молиться должно одному Богу, в обращении к Подателю всех благ. Поэтому они просили Христа показать им только образ молитвы, и о чем должно просить в молитве, поэтому и говорили: Господи! научи нас молиться (Лк. 11:1). Христос же ответил им: Молитесь же так Отче наш, сущий на небесах! (Мф. 9:6).      

Претыкание восьмое      

В Священном Писании нет заповеди о призывании святых, следовательно, от призывания надо отказаться. Это надо в точности и исполнить, ибо написано: Все, что Я заповедую вам. старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12:32). И снова: не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того (Втор. 4:2).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ. ВО‑ПЕРВЫХ: Если вы не находите в Священном Писании заповеди о призывании святых, то это неудивительно, ибо ненависть затмила вам глаза. Мы же находим эту заповедь в Книге Иова, где Бог повелевает идти к Иову, чтобы он помолился о согрешивших (Иов. 42). И в Книгах Бытия также говорится о том, что Бог повелевает Авимелеху идти к Аврааму, чтобы получить исцеление по его молитве (Быт. 20).

Также находим это в Новом Завете, в опыте самого Апостола Павла, просившего других о молитве.

ВЫ СКАЖЕТЕ, что там речь шла о призывании живых и присутствующих. Мы же призываем умерших и отсутствующих, и не слышащих наших молитв. Но это не так. Ныне живущие святые лишь отчасти слышат наши молитвы и могут нам помочь, по сравнению с теми, кто, как это кажется, отсутствует и находится далеко, но об этом уже достаточно сказано выше. В псалме ясно говорится в этой связи об Ангелах: и пред Ангелами воспою Тебя (Пс. 137:1). И снова: мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4:9).      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: есть многое, заслуживающие похвалы и награды, что происходит и не по Божией заповеди, например, сохранение девства, раздача нищим имения, причастие Тела и Крови Христовых утром до еды, хотя Христос это Таинство преподавал ученикам после вечери, и нигде не заповедано, что следует принимать ее утром до принятия пищи. Но мы можем прочесть в Писании, в Книге Пророка Иеремии, в главе 25, читаем о Рехавитах, которые исполняли не Божии, но человеческие заповеди, со всей своей родней, и воздерживались от пития вина, от насаждения виноградников, от строительства домов, что было угодно и Самому Богу.

Поэтому и мы, если бы и не имели заповеди Божией о призывании святых, то это не было бы для нас позорным, посколь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: