Глава 2. Претыкания и гибельные падения о камень еретических хулений на Пречистую Деву Богородицу, ее пренепорочное девство и материнство, и ее призывание нами, православными

 

Змей с давних времен враждовал с женщиной, и об этом говорил змею Сам Бог: вражду положу между тобою и между женою (Быт. 3:15).      

Это же говорится в Апокалипсисе, когда упоминается о семиглавом драконе, преследовавшем жену, который пускал из своей пасти воду с намерением утопить в ней, но даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летала в пустыню в свое место от лица змия (Откр. 12:14).      

Если Иоанн‑тайнозритель в своем Откровении видел образ, то сейчас мы видим реальность. Не так ли и наши противники испускают зловонную воду нестерпимых хулений на Преблагословенную Богородицу Деву Марию, желая погрузить в нее одухотворенный Корабль одушевленный, превыше всех бурь и волн? Но напрасно точишь зубы, вселукавый змий, напрасно испускаешь воду, чтобы утопить жену, которой даны (...) два крыла большого орла, то есть орла, о котором написано: как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих (Втор. 32:11). Не поспеть воде, извергаемой из пасти змия, утопить Жену, когда у Жены есть крыла большого Орла, на которых Она возносится выше всех вод, полных готовыми поглотить ее китов.

И чтобы не говорить голословно, посмотрим, что за вода извергается из пасти дракона. Посмотрим, что представляет собой камень претыкания и гибельного падения наших противников.

Претыкание первое      

Испускание зловонной воды из пасти змия

Гелвидий древний еретик, вместе со своими последователями, возносил хулу на Пречистую Деву Богоматерь, говоря, что Она не была Девою после Рождества, приводя слова из Евангелия от Матфея: прежде, нежели сочетались они (Мария и Иосиф), оказалось, что Она имеет в чреве от Духа Святого (Мф. 1:18). Эти слова бесослов Гелвидий толкует следующим образом. Когда мы говорим о каком‑либо человеке прежде, чем он придет, ясно, что он придет после этого. И когда говорим о нем прежде, чем он сел, ясно, что после он сядет. Подобным образом должно понимать и эти слова: прежде, нежели сочетались они, то есть Мария и Иосиф; ясно, что после того, как определенное событие произошло, Мария и Иосиф сочетались.

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого орла

Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2). И снова: во вторую (скинию) (...) только первосвященник (Евр. 9:7). И снова: Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь (Песн. 4:12). Есть и другие образы и предначертания непорочного Девства Богородицы: купина, несгораемая в огне; море, которое переходят по суху; камень, источающий воду и остающийся целым; гора, от которой не руками отсекается камень; невредимые отроки в печи, и прочее.

По поводу Евангельских слов: прежде, нежели сочетались они, отвечаю, что сочетание здесь следует понимать не по плоти, а по совместному проживанию и содружеству. Так говорит и Апостол Павел: вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню (1 Кор. 11:20). И снова: Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом (1 Кор. 14:26). Смысл этих слов таков: прежде, нежели сочетались они, означает, что когда Иосиф узнал о зачатии Марии от Духа Свята, ввел Ее в дом свой и имел с ней с нею непорочное сожительство.

Но плотские люди рассуждают по‑плотски и думают о других то, что свойственно им самим. Однако расстояние между духом и плотью огромно, и сожительство Марии и Иосифа отличается от сожительства других супругов. Ответьте же мне, почему Иосиф воздерживался до Рождества Марии? Скажете, что он услышал Ангела, говорившего: родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 2:20). Поверив сну и не прикоснувшись к Ней, разве мог он прикоснуться после того, что услышал от пастухов, от явившихся Ангелов, поющих: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14), и от Ангела, который говорил: я возвещаю вам великую радость (Лк. 2:10). Как мог он прикоснуться, когда услышал праведного Симеона, сказавшего: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко (Лк. 2:29), услышал пророчицу Анну, увиде волхвов, пришедших издалека и кланяющихся младенцу, увидел звезду, Ангелов и ясно увидел много чудес, и понял, что Мария стала жилищем Святого Духа и Матерью Господа своего, как бы он дерзнул прикоснутся? Ибо заградятся уста говорящих неправду (Пс. 63:12).      

Претыкание второе      

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Там же в той же главе Евангелия от Матфея говорится: принял (Иосиф) жену свою, и не знал Ее. (Как) наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1:24‑25). Это слово, как (пока), указывает на некие изменение, наступившие спустя определенное время. Как, например, обычно говорят: «Будь здесь, пока не приду», что означает пребывание до момента прихода; после прихода происходит какое‑то изменение. Так и здесь (говорят еретики) Иосиф не знал Марию только до Рождества Христова, а после стало по‑другому.

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого орла.

Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими (Иез. 44:2), и прочее. Евангельские же слова таковы: и не знал Ее. (Как) наконец Она родила Сына (Мф. 1:25).      

Святой Златоуст дает толкование по этому вопросу в пятой Беседе на Евангелие от Матфея, говоря следующее: «Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово наконец? Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: Выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт. 8:7), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: От века и до века Ты есть (Пс. 89:2), но тем не полагает пределов. И опять, когда благовествуя, говорит: Воссияет во дни Его правда и великий мир, доколе навек не будет отнята луна (Пс. 71:7), тем не означает конца для этого прекрасного светила. Так и здесь Евангелист употребил слово – наконец, в удостоверение о том, что было прежде рождения». До этого места Златоуст.

Можно к этому добавить для полноты образа и эти слова псалма: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих» (Пс. 109:1).      

Что скажете на это, противники? Вряд ли Христос перестанет сидеть одесную Бога Отца после уничтожения врагов Христовых. Так размышляйте в данном случае. Если говорится: «Муж не знал жены, пока она не умерла», вряд ли, услышав эти слова, вы скажете, что он узнал ее после смерти. Ибо заградятся уста говорящих неправду (Пс. 63:12).      

Претыкание третье      

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Сын называется первенцем, когда он рожден прежде других своих братьев. Поскольку Евангелие называет Христа Первенцем, когда говорится:... Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1:25), ясно, что Христос имел братьев, рожденных Марией, по отношению к которым и был Первенцем, иди Перворожденным.

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого Орла

Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2) По толкованию святых Отцов, это слово, первенец, означает ребенка, которого раньше не было, что каждый может увидеть в Священном Писании. В Книге Исхода Господь заповедал: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна (Исх. 13:2). Исходя из этого, ответьте нам, противники, мог ли сказать тот, кто имел только одного сына: «Этот мой сын не первенец, так как после него другие сыновья мои еще не родились, и потому он не подлежит определенному законом освящению?» Не сможете вы, противники, так сказать. Ибо этот первенец, хотя и не имеет братьев после своего рождения, однако он поистине первенец, поскольку прежде его никто не родился. Так должно говорить и в данном случае.

Другие святые Отцы говорят, что Христос назван Первенцем по отношению к братьям не по плоти, а по духу: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Их и Сам Христос не стыдится называть братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр. 2:12).      

Но послушаем святого Епифания, который говорит в Беседе 78 о ереси: «Поскольку Евангелист говорит: родила Сына Своего, тем самым он указывает на Рождество Христово от Девы по плоти. Поскольку же он говорит: первенца, не добавляя других слов, а только говоря: первенца, то как бы говорит: “Родила Дева Сына Своего, Первенца Отца Предвечного"".

Там же святой Епифаний дает и иное толкование: «Первенец означает Того, кто рожден прежде всякой твари, по слову Павла: рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15). Не из‑за братий, будто бы рожденных от Марии, Он называется Первенцем (да не будет этого), но из‑за братий, которые стали бы таковыми, получив усыновление Божие (Рим. 8:29)».

Претыкание четвертое      

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Женщина, ложесна которой разверзает рождающийся младенец, после родов уже не дева. Это относится и к Марии, что говорит и Евангелист Лука: принесли Его (Младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2, 22–23). Эго значит, что разверзание ложесн Лука относит и к Марии, Матери Христовой.

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого орла.

Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2).      

О разверзении ложесн предстоит узнать следующее. В Писании затворенные ложесна означают бесплодие женщины. Напротив, иметь отверзтые ложесна означает быть плодоносящей. Так, в Книгах Бытия, в главе 24, говорится, как видел Господь Бог, что Иаков не любит Лию, и отверз ее утробу (то есть сдедал ее плодоносящей). И снова, в Книге Бытия 30 написано: И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверзт утробу ее (Быт. 30:22). И снова: в 1 Книге Царств, в главе 1, пишется: у нее не было детей (1 Цар. 1:5). И ниже: Господь заключил чрево ее (1 Цар. 1:6), чтобы у нее не было детей.

К тому же, отверзтие утробы в Писании означает не что иное, как происхождение от утробы. Так говорится в псалме: отверз Он врата небес; и обильно, как дождь, послал им манну в пищу (Пс. 77:23‑24). Здесь говорится о небесном происхождении манны, которая появилась, когда отверзлось небо, хотя и не в результате процесса отверзтия. Подобное этому читаем и в Евангелии: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь (Мф. 3:16). И снова: тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1:10). Здесь говорится об истинном сошествии Святого Духа с небес, как бы поистине отверзтых, хотя они и не были отверзты.

Так богословствуй и о происхождении Христа из утробы Марии. Подобное сказанному можно часто найти в Писании: вижу небеса ответстые (Деян. 7:56). И снова: И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить (Лк. 1:64). И снова: И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка (Мк. 7:35).      

СКАЖЕТЕ: Как может быть происхождение помимо отверзтия?

ОТВЕЧАЮ: Так, как было пришествие Христа к ученикам сквозь затворенные двери; как проистекла вода из камня, оставшегося целым и невредимым; как произошло восстание Христа из гроба, оставившее целым и невредимым надгробный камень. Таким было и происхождение Христа из утробы Девы, оставившее целым и невредимым Материнское Девство. Поэтому святой Дамаскин в Каноне Светлого Воскресения весело поет: «Сохранил Христос целыми знамения, воскрес из гроба, ключи Девы не повредил в Рождестве Своем».

Другие святые Отцы также говорят что Христос произошел из утробы так, как вошел, через слух, родился так, как зачался.

СКАЖЕТЕ: У Марии с Иосифом было истинное супружество: и он был мужем Марии, и Она была женой Иосифа. Ибо так сказано в Евангелии: Иаков родил Иосифа, мужа    Марии (Мф. 1:16). И снова: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою (Мф. 1:20).      

ОТВЕЧАЮ: Хотя и истинным было супружество Марии и Иосифа, однако для истинного супружества не всегда требуется союз по плоти. Главное – это союз по духу. От супругов требуется одно – согласие на сожительство, а не на плотское совокупление. А особенно когда супружество так необычно, как у Марии и Иосифа.

СКАЖЕТЕ: Почему тогда называются братиями Христовыми по плоти Апостол Иаков и Апостол Иуда, если они родились не от Марии?

ОТВЕЧАЮ: У Иосифа, обручника Марии, прежде была другая жена, от которой он имел сына Иакова и других детей. Как сам Иосиф был только мнимым отцом Христа, так и его сыновья были мнимыми братьями Христа по плоти.

Ибо заградятся уста говорящих неправду (Пс. 63:12). Да онемеют лживые уста, хулящие Пречистую Деву Богоматерь. Напрасно волнуется вода, извергаемая из уст змия, поскольку Благословенная в Женах имеет два крыла большого орла, то есть истинное Божие Материнство и непорочное, и Девство прежде Рождества, и в Рождестве, и после Рождества.

Претыкание пятое      

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Загражденным устам Галвидия, точнее сказать, змеиным, хулящим непорочное Девство Марии. Снова бесится семиглавый дракон, снова на жену разъяряется и испускает зловонную от нестерпимого хуления воду из своих уст дракона, на Материнство Божие Марии. Из этого бесовского сосуда, то есть Нестория и его последователей, занимающихся такими нечестивыми делами, извергаются следующие слова: Сам Христос Марию называет Женой, а не Матерью: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой (Ин. 2 4). И снова, вися на Кресте, Он сказал: Жено! се. Сын Твой (Ин. 19:26). И снова, когда некто возвестил Ему о приходе Его Матери, Он сказал: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне (...) Он же сказал в ответ говорившему: Кто Матерь Моя (Мф. 12:47‑48)?      

Исправление претыкающимся  

Даны были Жене крыла большого орла, являющие высоту Материнства Божия.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1:23; Ис. 7:14). И снова: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его, и почиет на нем Дух Господний (Ис. 11:1‑2). И снова: и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне (Лк. 1:41‑43)? И снова: Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его (Лк. 2:33‑34). И снова: по обручении Матери Его Марии с Иосифом (Мф. 1:18). И снова: возьми Младенца и Матерь Его (Мф. 2:13). И снова: рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). И снова: родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:20‑21). И снова: и Матерь Иисуса была там (Ин. 2:1).      

И снова: При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его (Ин. 9:25). И снова: Чадо! что ты сделал с нами (Лк. 2:48)? И снова: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал. 4:4). И снова: и от них (от Израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9:5).      

Так что видите крыла большого орла: Материнства Божия и непорочного Девства, данные Преблагословенной Богородице Деве Марии. Что здесь могут сделать бессильные зловоние воды мерзких хулений, извергаемых из уст змия?

Также Материнство Божие Марии превозносят Святые Вселенские Соборы, Ефесский и Халкидонский. Также его превозносят и бесконечные похвальные свидетельства святых Отцов, которые нельзя поместить все в этой книге ограниченного объема.

А если вы, противники, приводите тексты Писания о том, что Христос называл Марию Женой, а ней Матерью, то это произошло всего дважды. Во‑первых, на браке в Кане Галилейской. Во‑вторых, на Кресте.

Но послушайте, какую причину этого называют святые Отцы. На браке Христос назвал Марию Женой; что Мне и Тебе, Жено? (Ин. 2:4), желая показать, что это чудо, о котором Она просит, то есть, преложение воды в вино, есть дело силы Божией, а не человеческой, которую одну Он принял от Матери.

Вися на Кресте, Он назвал Марию Женой: Жено! се, сын Твой (Ин. 19:26), чтобы напоминанием о Материнстве не приложить к печали печаль.

Другие святые Отцы говорят, что как Христос учил, так и делал Сам, как сказано: о всем, что Иисус делал и чему учил (Деян. 1, 1). Поскольку Он учил не называть себе отца на земле, то и Сам, подавая нам пример, воздержался от называния Марии Матерью.

На эти слова Христа: кто Матерь Моя (Мф. 12:48) читайте толкование Златоустого, вселенского учителя, в Беседе 44. «Кто Матерь Моя? Это говорит Христос не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу Ее); но желал этим показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного·. Когда Он говорил к народу, некто не вовремя пришел и сказал Ему. Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: Кто Матерь Моя (Мф. 12:47‑48), желая показать, что ради родственников не должно оставлять Божия дела.

Еще же этими словами Христос хотел усмирить и кичение тех, кто похвалялся родством со Христовым, показывая, что родство по плоти без духовного союза со Христом не приносит пользы, а духовный союз без плотского может многое. Но об этом будет сказано ниже.

Да заградятся уста Нестория, Манихея. Валентиниана и других еретиков, которые согласны с ними и произносят ложь. Да онемеют их лживые уста, приписывающие Святейшей святых беззаконие, гордыню и уничижение.

Претыкание шестое    

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Нынешние наши противники следуют древним еретикам и, хуля Пренепорочную Владычицу нашу, говорят нам: Почему вы. мнимые православные (так нас укоряют противники) так почитаете Богородицу, так охотно к Ней обращаетесь и призываете на помощь? Не равна ли она прочим женам, которые когда‑либо были в мире и есть? И не Сам ли Христос называет Ее Женой, говоря: что Мне и Тебе, Жено (Ин. 2 4)? И снова: Жено! Се, сын Твой (Ин. 19:26)! Разве не об этом говорит и Павел: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал. 4:4).      

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого орла

Солнце соделал Бог обителью в небесах (Пс. 18:5), то есть Христос соделал Свою обитель в Пречистой Деве Марии. Из этого ясно, что солнце своей светлостью превосходит все небесные светила. Так и Пречистая Дева Мария превосходит не только других жен и всех земнородных святых, но и самих бесплотных духов, исполнением благодати Божией, преизяществом Материнства Божия и несравненного Девства. Поэтому Святой Дух в Соломоновых Притчах говорит: Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31:30).      

Здесь следует знать, что мы не отказываемся от того, что Богородица Мария была человеком и женщиной по естеству, как и другие жены. Но мы говорим о Ней как о Жене, имея в виду только то, что она человек и женщина по естеству, а все остальное в Ней выше естества. Нехорошо сравнивать Ее с другими женами, как злословите вы, противники. Равен ли владыка рабу, хотя тот и другой люди? Равен ли ливанский кедр терновнику, хотя оба они деревья? Равен ли лев мухе, хотя и то, и другое животные? Равна ли гора долине, хотя и то, и другое земля? Так и Пречистая Дева Богоматерь не может быть равна другим женам, хотя и называется этим именем, Благословенная в Женах.

Так что это не укор для Матери, быть дважды названной Христом Женой. Это было сделано по тайной причине, о чем сказано выше.

К тому же следует знать, что это имя, жена, употреблялось и по отношению к деве, и не деве, или замужней. Изучите Писание и увидите истинность сказанного.

В Книге Бытия, в главе 3, Священное Писание называет Еву женой прежде, чем ее познал Адам, десятки раз и более. И сказал змей жене (Быт. 3:1), и сказала жена (Быт. 3, 2), и увидела жена, что дерево хорошо для пищи (Быт. 3:6), и сказал Господь Бог жене (Быт. 3:13), и сказал прочее, смотри в этой главе. Также смотри в Книге Бытия, глава 24: когда Авраам посылал своего раба искать девицу, невесту своему сыну Исааку, раб сказал своему господину Аврааму: может быть, не захочет женщина идти со мною (Быт. 24:5). Здесь девица невеста называется женой, и очень хорошо. Если говорится о муже ка основании зрелого возраста, независимо от познания женщины, то почему дева, достигнув зрелого возраста, не может быть названа женой, хотя и пребывает девой, не зная мужчины.

Некоторые учители говорят, что Богородица удостоилась большей похвалы оттого, что Христос назвал Ее Женой, а не Девой, по двум причинам.

ПЕРВАЯ, что не должно было тогда Ее так называть из‑за возможного соблазна Иудеев.

ВТОРАЯ, что Она названа так подобно тому, как Христос Начальник мужам и называется в Писании Мужем: был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом (Лк. 24:19). И снова: Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством преопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. 17:31). Как Христос по Писанию есть Муж и Начало мужей, так и Мария начальница женам, и прекрасно называется Женой, Благословенная в Женах, Слава матерям и девам.

Отсюда и Апостол Павел, хотя и знал, что Она была Дева, но назвал Ее Женой, именем честнейшим, говоря: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал. 4:4)   

Напрасно вы, противники, нас обличаете, и этим хотите укорить Владычицу нашу, для Которой это именование не укоризна, а похвала.

Претыкание седьмое      

Испускание зловонной воды из пасти змия

Много обвинений, как зловонную воду, извергают противники на Пренепорочную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

ПЕРВОЕ, что согрешила небрежением и нерадением, когда потеряла Отрока Иисуса.

ВТОРОЕ, что согрешила малодушием, унынием и нетерпением, когда в таких страданиях искала потерянного, о чем сказала Сама: с великой скорбью искали Тебя (Лк. 2:48).      

ТРЕТЬЕ: что согрешила дерзновением, когда обличала Христа, говоря: Что Ты сделал с нами (Лк. 2, 48)?      

ЧЕТВЕРТОЕ, что согрешила прекословием Слову Божию, когда обратилась ко Христу, который учил народ: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12:47).      

ПЯТОЕ, что согрешила тщеславием и безвременным поношением, заставляя Христа сотворить чудо, то есть чудо преложении воды в вино в Кане Галилейской, говоря: Вина нет у них (Ин. 2:3).      

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого Орла.

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе (Песн. 4:7)! И снова: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце (Песн. 6:9)? И снова: освятил обитель Свою Всевышний. Бог посреди града, и не поколеблется Он (Пс. 45:5‑6). И снова: Солнце соделал Бог обителью в небесах (Пс. 18:5). И снова: жена, облеченная в солнца под ногами ее луна (Откр. 12:1).      

Отсюда как солнце дальше всякого мрака, всякой тьмы к ней вовсе непричастно, так и солнцеобразная Матерь Божия весьма чужда всякого и малейшего греха.

Хуления же, которые эти извергают на обитель Божию, хотя и недостойны ответа, однако поскольку словами Писания, как сахаром, покрывается змеиный яд, поэтому, желая очистить Писание и обратить его не в хулу, а в похвалу Богородице, отвечаю на каждое.

ОТВЕТ НА ПЕРВОЕ: Потеря Отрока Иисуса не была по небрежности Марии (да не будет этого), но по усмотрению Божию явления призвания Христова, о чем Он Сам говорит: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2:49)? Поэтому нерадение в потере Отрока Иисуса никоим образом не может относиться к Богородице по следующим причинам.

Первая, что усмотрение Божие очень далеко от нерадения.

Вторая, что само Евангелие отвергает этот порок, так как сказано: думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь (Лк. 2:44).      

Третья, что родители тотчас стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Там же)      

Четвертая, поскольку Преблагословенная Богородица Дева Мария, в человеческой Христовой Плоти Слово Отчее, и утаенная Божия Премудрость, твердо верила, что многое попускается по Его воле и зная и уповая, что ничего, помимо Его воли, случиться не может.

Пятая, знание местных обычаев приводит к отрицанию порока нерадения, поскольку в Евангелии часто говорится о путниках, входящих в Иерусалим и выходящих из Иерусалима, кто раньше, кто позже, даже в конце своих дней, идя к месту своего упокоения. Присоединяться малым детям к знакомым и друзьям, по своей воле или по принуждению, было обычным явлением. Милосердная Мать не хотела запрещать этого Своему Сыну, как не запрещали своим сыновьям и другие матери, не от небрежности или скудости любви, а, напротив, от сильной любви, не желая противиться их воле. Поэтому, когда Преблагословенная Дева целый день провела в отсутствие Сына, это означало не нерадение, а, наоборот, любовь и уважение.

ОТВЕТ НА ВТОРОЕ: Большую рану на сердце, как от изощренного оружия, Мария получила во время распятия Иисуса, по сравнению с тем, когда Она Его потеряла Ребенком. Если тогда Она мужественно претерпела пришедшую печаль о распятии Своего Сына и стояла при Кресте Иисуса (как говорит Евангелист), укрепляемая благодатью, не поддавшись слабости, обычной для женщин, разве не могла Она претерпеть меньшую печаль о кратковременной Его потере, помимо душевного беспокойства? И кто может иметь большую веру в Божество Христа, чес Мария, Которая знала, что зачала не от мужского семени по чину естества, а от Святого Духа, по благовестию Ангела? Там, где тверда и несомненна вера, разве есть место малодушию? Если же малодушия не было, то как можно говорить об ослаблении ее духа? Мужественно претерпевать разные злоключения обычно для праведников, по слову псалма: Великий мир осеняет любящих закон твой, и не страшны им соблазны (Пс. 118:165). Не ослабевают в злостраданиях Божие святые, а еще больше укрепляются, по образу и слову Павла, который говорит: когда я немощен, я силен (2 Кор. 12:10).      

ОТВЕТ НА ТРЕТЬЕ: Эти слова Богородицы: Чадо! что ты сделал с нами не были словами обличения (как злословят противники), а были словами удивления или жалости, происходящими от материнской заботы. Для святых обычно обращаться к Богу с жалобами. Так, Давид, жалуясь, спрашивал у Бога: Доколе, Господи? Не забудь меня до конца! Доколе будешь отвращать лице Твое от меня (Пс. 12:2). И снова: доколе в гневе отвергать будешь молитву рабов Твоих (Пс. 79:5)? И снова: Что возмутились народы (Пс. 2:1)? Так и Пророк Иеремия обращается к Богу: Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют (Иер. 12:1)? И ниже: Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех поляхсохнуть (...) за нечестие жителей ее (Иер. 12:4). Слова, подобные этим, и в Апокалипсисе: доколе. Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу (Откр. 6:10)? Эти и им подобные вопросы разве были обличением или исследованием Бога? Ведь и Сам Христос на Кресте говорил Своему Отцу: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Обличает ли Христос Своего Отца этими словами или спорит с Ним? Ответьте нам, противники. Не удивлюсь, если вы обличаете Мать в пороках, что и Сыну Ее, Христу Богу нашему, не усомнитесь приписать порок отчаяния. О, Боже, велико Твое долготерпение, настолько, насколько велико беснование неудержимого языка этих лишенников!

ОТВЕТ НА ЧЕТВЕРТОЕ: Из чтения Евангелия неизвестно о якобы запрещении Марией Слова Божия. Там пишется, что когда Иисус обращался к народу, Мать и братья стояли вне, желая говорить с Ним. И некто сказал ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12:47). Рассмотри эти слова: И некто сказал ему. Кто этот некто и кем послан? В Евангелии не говорится, что он послан Матерью Христа Марией. Так что напрасно вы, противники, приписываете Непорочной Деве Богоматери то, о чем не сказано в Евангелии. Этот некто мог быть послан Апостолами или родственниками, а мог и сам по себе, не будучи посланным никем, возвестить о приходе Матери Иисуса, испытывая (обычную для Иудеев) преданность Матери и родственникам.

Но если бы этот некто и был послан Его Пренепорочной Матерью, то Богородице нельзя было бы приписывать запрещение Слова Божия, так как Пречистая Дева не хотела, чтобы Христос пришел к Ней, оставив Свое поучение, и ждала, чтобы Он после проповеди увидел Ее, стоящую вне, не желая вызвать смущение Своим появлением среди множества народа, слушающего Слово Божие.

ОТВЕТ НА ПЯТОЕ: Из одного и того же цветка может быть и лекарство, и яд. Пчела получает из цветка лекарство и мед, червь же или другое ползающее животное из этого же цветка получит яд. Вряд ли цветок можно назвать причиной яда. Нет, причина в получающем, а не в принимаемом. Так и из этих слов Богородицы: Вина нет у них вы, противники, получаете яд и приписываемое вами Богородице тщеславие от чудотворения или Материнской власти, как бы повелевающей Своему Сыну сотворить чудо.

Святые же Отцы (которым мы и следуем), как пчелы, любящие цветы, собирают лекарство и сладчайший мед с этих слов – свидетельств добродетели и величия, явившихся в Богородице.

1. Вера недвижимая. Пречистая Дева Богоматерь твердо верила, что Ее Сын обладает силой сделать то, о чем Она просит.

   2. Надежда несомненная. Матерь Божия не имела сомнений и надеялась, что Ее Всемогущий Сын исполнит во благих Ее желание и поэтому сказала слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2:5).      

3. Любовь к ближнему и милосердие. Никто ведь не просил об этом благодеянии, ни жених, ни невеста, и никто другой. Но, предваряя просьбы всех, Мать милосердия заботится о восполнении скудости брачного пира.

4. Смирение и кротость. Не было приказаний со словами: «Сын, дай им вино, яви Твою силу, покажи Себя Мессией, яви Себя миру, довольно уже таиться дома», ничего такого не сказала смиренная Дева, кроткая и тихая голубица, но, отказавшись от обычного для жен красноречие, краткими и кроткими словами произнесла: Вина нет у них (Ин. 2:3).      

5. Мудрость Премудрой Девы. В этих кратких словах скрывается большой ум. Вина, – говорит, – нет у них, как бы говоря: «Незачем говорить об этом Тебе, Всеведающему, Ты Сам Мудрость Божия, Сам все видишь и всезнаешь, знаешь и нужду новобрачных, у которых нет вина».

6. Желание хвалы Божией. Чудесным преложением воды в вино Пренепорочная Владычица хотела явить не свою славу (как злословят противники), но славу единородного Сына Божия, чтобы увидевшие происшедшее, Его Божественную силу, поверили в Него. Ничто так не способствует вере, как чудотворение, по Слову Самого Христа, сказавшего: самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 36).      

И снова: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин. 10:37‑38). И снова: многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его (Ин. 2:23).      

Этим опровергается и Никодим, князь Иудейский: мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3:2). Отсюда ясно, что этим чудотворением, то есть преложением воды в вино, Премудрейшая Богородица Дева желала не своего прославления (да не будет), но прославления Сына Божия и возникновения веры в Него.

Это и есть мед из пчелиных сот – толкования святых отцов на слова Богородицы: Вина нет у них. Мы наслаждаемся медом, а вас, противники, собирающих с цветов яд, весьма презираем.

Претыкание восьмое      

Испускание зловонной воды из пасти змия.

Почему вы призываете Марию, как Ходатаицу ко Христу, если Сам Христос Ее многократно отверг и обличил в ряде прегрешений, негодуя и запрещая Ей делать то или иное.

ПЕРВОЕ: Когда сказал: зачем было вам искать Меня (Лк. 2:49)?      

ВТОРОЕ: Когда сказал; кто Матерь Моя (Мф. 12:48)?      

ТРЕТЬЕ: Когда сказал: что Мне и Тебе, Жено (Ин. 2:4)?      

ЧЕТВЕРТОЕ: Когда сказал, что более блаженны слышащие слово Божие, чем носившая Его во чреве Богородица. Ибо когда одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему. блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11:27), Христос тотчас ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:28).      

Исправление претыкающимся      

Даны были Жене крыла большого орла.

Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20:12). И снова: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21:17). Как может Тот. Кто дал эту заповедь, преступить ее обличением или запрещением, или укором, или отвержением Своей Матери? Снова: И Он пошел с ними (Иисус со своими родителями) и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (Лк. 2:51). Как. повинуясь Своей Матери, можно Ее отвергнуть или обличить? Есть противоречие в словах «повиноваться Матери» и «обличать Матерь·. Если повиноваться Матери, то как обличать Ее. и если обличать, то как повиноваться?

Но чтобы яснее стала ложь хулящих, дам здесь ответы по поводу каждого из приводимых для подкрепления лжи текстов Писания.

ОТВЕТ НА ПЕРВОЕ: Зачем было вам искать Меня (Лк. 2:49)? Эти слова Христа не позорящие, и не обличающие, но слова наставления и утешения. Я говорю о наставлении. потому что слова, которыми учит Христос, указывают, что Его уход, повлекший его поиски, не случаен, но произошел по Божию совету, Его усмотрению и тайным путям Его, чтобы Он пребывал и упражнялся в тех делах, на которые послан Своим Отцом Небесным. Поэтому Он и сказал: или вы не знали, что Мне должно быть в том. что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2:49)? И это наставление, а не обличение и не негодующее запрещение чего‑либо (как считают противники).

Утешительны же эти слова потому, что в них Он показывает, что не должно искать его с такой печалью и тревогой, поскольку Его уход был далек от какого‑либо злоключения, которого и боялись его родные.

Но и из самой истины ясна ваша, противники, ложь. Как же мог Христос обличать Свою Мать? За что? Что могло вызвать Его обличение и негодующий запрет? Не то ли, что Его искали с таким усердием и и тревогой? Но это говорит лишь о Материнской любви к Сыну. Обычно мы говорим, что теряем с болью то, что любим. Если за Материнскую любовь Сын воздает обличением и негодованием, кто поверит этому? Какова правда у Того, Кто праведен (...) и правду возлюбил; правоты видят очи Его (Пс. 10:7). Не Он ли говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29).      

Откуда бы взялся у Него такой гнев на кроткую и незлобивую овцу, то есть на Пречистую Матерь Свою, любившую Его всем сердцем? Не Он ли говорит: Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня (Притч. 8:17).  

К тому же спрошу вас, противники: обличал ли Христос учеников Иоанна, спрашивая их: что вам надобно (Ин. 1:38)? Обличал ли Христос Магдалину, говоря ей: жена! что ты плачешь (Ин. 20:15)? Нисколько. Если же в этих вопросах не было ни обличения, ни бесчестия, ни негодования, то тем более в этом вопросе: зачем было вам искать Меня?      

ОТВЕТ НА ВТОРОЕ: Кто Матерь Моя (Мф. 12:48)? Выше уже рассматривалось, в ответе на претыкание пятое, как Златоуст толкует эти слова: Кто Матерь Моя? Здесь же приведу толкование святого Амвросия на главу 8 Евангелия от Луки: «Человеческим нравам, – говорит, – Наставник Господь Христос хотел явить образ Самого Себя, как Исполнитель Своего закона. Полагая, что другой закон, помимо того, в котором сказано о почитании отца и матери, не достоин Сына Божия, Он Сам первый подчинился этому закону, не отвергая материнскую заботу, ибо есть заповедь: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти, но показал, что должно больше повиноваться Отеческому служению, чем Материнской заботе».

ОТВЕТ НА ТРЕТЬЕ: Что Мне и Тебе, Жено (Ин. 2:4)? Некоторые учителя толкуют эти слова Христа: Что Мне и Тебе, Жено, как бы говоря: «Нас позвали на брачный пир, и заботиться о достаточном количестве вина дело позвавших, а не званых. Поэтому зачем Мне и Тебе заботиться о том, что не относится к нам? Пока еще недостаток вина не очень заметен, а когда все это увидят, тогда Я и покажу силу Моего Божества. Сейчас же еще не пришло Мое время. Это любовное обращение Христа к Своей Матери, а не укоряющее обличение».

Некоторые же толкуют так: Христос сказал без негодования: Что Мне и Тебе, поскольку выполнил просьбу Матери, но благоизволил так сказать ради нас, чтобы мы обращались к Богу, не предпочтя заботу плотских родителей, и чтобы многосуетность мира не вредила духовным помыслам.

Некоторые же говорят так: Что Мне и Тебе означает: «Недостаток вина – это не Моя и не Твоя забота. Если же по обычному Твоему милосердию хочешь, чтобы не было недостатка вина, скажи слугам, и они сделают так, как Я скажу». Христос не отверг слова Своей Матери, а почтил их делами.

Иные же учителя разделяют дела Христа и говорят, что некоторые дела Христос творил, как Бог, другие же, как Человек. Пречистая же Дева Матерь Божия просила у Своего Сына дела, которое могло быть совершено не по человеческому естеству, по которому Она Мать Христа, а по естеству Божественному, по которому Христос имел только Отца. Поэтому Он и сказал: Что Мне и Тебе, то есть, «Просишь Меня, чтобы Я сделал то, что Я могу сделать не как Человек, что общее у нас с Тобой и в чем Я Твой Сын, но как Бог, в чем Ты Мне не Мать, и в этом у нас уже нет с Тобой общего. Что во Мне и в Тебе есть общего в этом деле?» Говорит же это Христос не для того, чтобы проявить недовольство своей Матерью, да не будет этого, но для наставления присутствовавших там, желая показать, что Он не только Человек, но и Бог. И чтобы мы привыкали, что все, что Он делает, совершается по воле Его Отца, а не по родству по плоти.

ОТВЕТ НА ЧЕТВЕРТОЕ: одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы. Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:27‑28).      

Этими словами Христос не отрицает гласа похвалы Богородице, сказанной этой женщиной, но, более того, умножает своим ответом Похвалу Своей Матери. Здесь надо рассмотреть два положения.

ПЕРВОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается плотью.

ВТОРОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается мыслью.

Первое имела в виду эта женщина, когда, воздавая хвалу Богородице, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя. Второе же восхваляется самим Христом. Когда Он говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Оба эти блаженства истинны для Богородицы, Которая прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде верой, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы Христа плотью, если бы прежде не зачала верой.

Поэтому Елизавета, исполненная Святого Духа, возгласила к Ней: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1:45).      

Поэтому, когда Христос говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его, он не отрицает, что Его Мать, зачавшая Его по плоти, блаженна, но к блаженству по плоти прилагает блаженство по духу, как было сказано. Он не говорит, что блаженна Его Мать, как только выносившая Его, и не говорит, что блаженны только слышащие слово Божие и соблюдающие его, но объединяет оба блаженства и к первому блаженству добавляет второе, к плотскому духовное. Его мать, Пречистая Дева, блаженна обоими блаженствами, и плотью, носившей Его, и духом, когда Она соблюдала все Его слова. Как говорит Лука: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2:51).      

Есть и другое, также не бесполезное толкование текста о том, что Христос, услышав человеческую похвалу от одной женщины, которая, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы. Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие (Лк. 11:27‑28). Христос говорит это, не отрицая блаженства Своей Матери, но отрицая человеческое прославление. Он Сам говорит: Не принимаю славы от человеков (Ин. 5:41). И снова: Впрочем Я не ищу Моей славы (Ин. 8:50), желая и нас научить этому, сторониться тщеславия, отворачиваться от ласковых человеческих слов и всячески избегать суетного славолюбия в мире сем.

Окончание      

Заградитесь, врата ада, затворитесь, еретические уста, доколе не перестанете на обитель Бога живого, на Преблагословенную Богородицу Деву Марию, извергать нестерпимую хулу. Удивляюсь Твоему, Христос Бог наш, долготерпению, с которым Ты претерпеваешь бесчестия, наносимые Твоей Пречистой Богоматери. Не Тебе ли Самому наносится оскорбление и бесчестие, когда они наносятся Твоей Матери? Как родительская честь есть честь сыновняя, так родительское бесчестие есть бесчестие сыновнее. Это Твои враги зашевелились, это ненавидящие тебя подняли голову и не только на Твой народ, Твоих друзей, Твоих граждан и сожителей ликов Ангельских, на Твоих святых ополчились с лукавством, но и на Матерь Твою, и изострили они язык свой, как жало змеиное, яд аспида в устах их (Пс. 139:3). И какой сын станет терпеть, слыша, как оскорбляют и бесчестят его мать? Разве сами противники, когда слышат, как бесчестят их матерей, не тотчас ли гневаются и ли объявляют войну бесчестящим, и предпочитают принять смерть, чем слышать обвинения и бесчестия в адрес матери? Ты же, кроткий и незлобивый Господь, видя и слыша такое злословие о Пренепорочной Матери Твоей, доколе не отмстиши Владыко Святый и Истинный; Когда ты висел на Кресте, Твоя Пречистая Матерь разделила Твои страдания, пронзившие Ее Пресвятую душу. И сегодня Она также разделяет наносимые Тебе бесчестия и оскорбления. Как было раньше, когда злокозненный Велиар склонил Иудеев на хулу Тебе, так и сегодня изощряются еретики в хуле Твоей Святой Обители, Пречистой Твоей Матери, Честнейшей херувимов и Славнейшей всей твари.

Однако напрасно разверзаетесь, врата ада. Богородица Мария – одушевленный Божий Храм, основанный на камне Православной Церкви, который не одолеют и врата ада.

Пернатая орлица Пречистая Дева Мария, два крыла большого орла, то есть Материнство Божие и Девство Пренепорочное имеющая. Вода, извергающаяся из твоей пасти, вселукавый змей, не достигнет высоты, недоступной и мысли человеческой.

Разве может повредить горнило чистому золоту? Бушующие волны – прочному кораблю? Порывы ветра – неподвижной горе или сильному огню? Все перечисленное не вредит, а только укрепляет. Так и беснования злоречивых языков не могут нанести ущерба Славе Богородицы.

Высшие добродетели Богородицы – это чистое золото, которым окован этот мысленный Ковчег. Горнило вражией ярости не преуспевает, так как от горнила сияние золота не уменьшается, а возрастает. Крепок этот Корабль небесного Ноя, сделанный из негнилого дерева, из четырех углов главных добродетелей, за которым не поспеть водам, исходящим из пасти змия. Корабль не погружается, а поднимается на волнах. Напрасно устремляются и порывы ветра на Гору, касающуюся Неба, от которой камень, отсеченный не руками человека, главу хулящего змия сокрушил, сокрушает, и сокрушит.

И подобно тому, как от порывов ветра сильный огонь не гаснет, но еще больше разгорается и укрепляется, так и огонь любви, усердия и благочестия, горящий в наших сердцах к Преблагословенной Богородице Деве Марии, не гаснет от вашего шумного и богохульного дыхания, а только усиливается, укрепляется и побуждает души православных к еще большей ревности прославления Богородицы.

И подобно тому, как городу, окруженному врагами, особенно важно иметь в это время своих хранителей и защитников, так и Град Царя Великого, Преблагословенная Богородица Дева Мария, хотя и всегда неприступен для всякого врага, однако, когда на него дерзает ополчиться ад и испускает раскаленные стрелы, мы, защищая этот Град, сопротивляемся врагу и, выходя на предстоящий нам подвиг, добровольно и ревностно поднимаем щит веры, которым погасим с помощью Богоматери все раскаленные стрелы лукавого и злоречия противников победим ублажением, вражью хулу – похвалами, бесчестие – честью, укоры – превозношением.

Поем, благословляем, поклоняемся, славим, хвалим, ублажаем, величаем и превозносим возвеличившую и превознесшую род человеческий Преблаженную и Пренепорочную Богородицу Деву Марию, ибо и Сама Она, будучи исполненной Святым Духом, провозвестила: Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1:48). Причиной Своего ублажения и прославления Богородица называет не что иное как величие, которое Ей сотворил Всемогущий Бог будут ублажать Меня все роды. Но почему? Потому что сотворил Мне величие Сильный. О, если бы узнали противники величие Сильного, которым Он возвеличил Матерь Свою, думаю, что они придержали бы свои отточенные языки и, отвернув змеиный яд, вместе с нами бы благочестиво восхваляли, ублажали, величали Матерь Света.

И кто может постичь величие Богородицы, ни с кем несравненной, всю тварь превосходящей, Дочь Бога Отца, Мать Бога Сына, Невесту Бога Духа Святого. Бог Отец благоволением, Бог Сын воплощением, Бог Святой Дух осенением почтил Ее. Не в этом ли величие Богородицы – быть Служительницей тайны, сокровенной от века, из чистых Девических Своих кровей обрести багряницу Царя царствующих, содействовать избавлению рода человеческого, и дать единородному Сыну Божию кровь, излиянную за нас на Кресте, ради искупления всего мира. Не в этом ли величие Богородицы – получить от Ангела благовещение, услышать с Небес «Радуйся!», противоположное Евиной печали, и этим Ангельским «Радуйся!» обрадовать весь мир, и что же все это, если не величие Богородицы!

Быть исполненной Божией Благодатью, большей, чем у всех святых, и, не оскудевая, изливать на нас Божию благодать – что это, если не величие Богородицы!

Слышать от Ангела: «Господь с Тобою!», и не только по вездесущию и всемогуществу Божию, но, прежде всего, по благодати и ближайшему родству иметь с Собой Господа, – что это, если не величие Богородицы!

Называться Елизаветой, исполненной Святого Духа, Благословенной в женах, и получать признаваемое превосходство по благословенному Плоду чрева Своего (по плодам их узнаете их (Мф. 7:16)) – не в этом ли величие Богородицы!

Быть Начальницей Ангельской красоты, то есть Девства, прежде неведомого и неоцененного и этим же Девством нетленно процветать прежде Рождества, в Рождестве и после Рождества – не в этом ли величие Богородицы!

Иметь веру в непостижимую и всякий ум превосходящую тайну и слышать из уст, вещающих Святым Духом: «Блаженна Уверовавшая», и, как царская Палата, быть лучше всех украшенной другими добродетелями, надеждой, любовью, смирением, великодушием, мужеством, правдой, мудростью и прочими дарами и красотой Небесной, как драгоценными камнями, – не в этом ли величие Богородицы!

Носить на руках БогоЧеловека, пестовать, питать Своими Дево‑Материнскими сосцами и иметь Его у Себя в повиновении (и был в повиновении у них (Лк. 2:51)), перенести столько трудов, путешествий, бдения и страданий, оберегая вверенное Сокровище, стоять у самого Креста, тогда как все Апостолы бежали, с душой, пронзенной состраданием Христовым страстям, и не уходить до последнего положения Христа во гроб – не в этом ли величие Богородицы!

Велики преизящества Богородицы, и их величие, о котором сказано выше, не сравнимо ни с чьим. Но о них только упомяну, воздавая похвалу, удивляясь, прежде всего, Материнству Божию, которому удивилась и Елизавета, исполненная Святого Духа, говоря: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко Мне (Лк. 1:43)?      

Поистине удивительно быть Марии Матерью Божией. Одно это чудо превосходит все древние чудеса.

Удивительно девяностолетней женщине родить от столетнего старца. Купине, горящей в огне, не сгореть. Измениться жезлу в змея. Превратиться водам в кровь. Руке, вынутой из‑за пазухи, внезапно оказаться пораженной проказой. Солнцу быть для Египтян помраченным, а Евреям ясным. Морю расступиться для Израильтян. Небу пролиться Ангельским хлебом. Камню источить реки. Меду и елею истекать из твердого камня. Воде стать сладкой от дерева. Сухому жезлу, не имеющему корней, процвести. Водам Иордана разделиться, и после прошествия немокрыми стопами снова соединиться. Солнцу остановить свое движение и двигаться в обратную сторону. Ослиной челюсти источать воду. Железу плавать в воде. Посреди сильного огня иметь отрокам росу и прохладу. Все это чудесно и удивительно.

Но все эти чудеса превосходит безмерное чудо – быть Марии Матерью Божией. Помрачается в помыслах всякий ум, язык заграждается молчанием, так как невозможно ни постигнуть умом, ни вымолвить языком, как звезда родила солнце, как невозделанная земля произвела колос, как необработанная нива без семени и без сеятеля принесла жатву, как Дочь зачала Отца, как Создание родило Создателя, как понесла Несущая Несущего все, в том числе и Саму Несущую, как Жена стала херувимским престолом и чрево Ее стало просторнее Небес, как появился от Жены Сын, Который Ей и для всех веков Отец?

Удивляется этому Пророк Исаия и говорит о том, что в такое чудо трудно поверить: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня (Ис. 53:1)? Удивляется и блаженный Дамаскин, который поет в своем песнопении: «О, чудо, новее всех древних чудес! Ибо кто видел Матерь, рождающую без мужа и носящую Родившегося в объятиях?»

Но чтобы яснее увидеть превосходство чудес, относящихся к Материнству Божию, рассмотрим, как все эти древние чудеса, о которых сказано выше, своими образами служат похвале Богородицы, скажу более того, от Материнства Божия все эти чудеса гаснут, как звезды при солнце.

Если там рождает старая бесплодная женщина, то здесь Дева, рождая, остается Девой. Если там огонь не опаляет купину, здесь Материнство не нарушает Девства. Если там жезл превращается в змея, здесь Слово становится Плотью. Если там воды преложились в кровь, здесь источник живых вод, текущих в живот вечный, обагрился Девичьей кровью. Если там рука, из недр Моисейских изъятая, стала прокаженной, здесь рука Вышнего, из недр Отеческих происшедшая, стала, как прокаженная, по словам Пророка

Исаии: нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53:2‑3)      

И что еще мне сказать? Здесь меркнет несозданное солнце под облаком человеческой плоти. Здесь небо Девической утробы проливается манной, хлебом Ангельским, Телом Христовым, утаенным под видом хлеба. Здесь камень бесплодия источает Девичью реку и производит миро, сказано, имя Твое – как разлитое миро (Песн. 1:2). Здесь жезл Иессеев без делателя производит неувядающий цвет. Здесь Солнце Правды движется десятерицей в обратную сторону, приняв человеческое естество, после девяти Ангельских ликов в лике десятом. Здесь море благодати, Мария, по прошествии вождя людей Израильских, пребывает целой. Здесь горькие воды гнева Божия становятся сладкими от слов: се. Раба Господня (Лк. 1:38). Здесь разделение вод Девства и Материнства Божия чудесным образом соединяются в оном лице Марии. Здесь не железо, а золото Божества плавает сверху вод человеческого естества. Здесь невредимые в печи отроки ясно являют Рождество Богородицы, тогда образно, ныне же в действительности. Из этого ясно, что чудо Материнства Божия в Марии очень далеко превосходит, побеждает и умаляет все древние чудеса.

О, несравненное величие Материнства Божия в Марии! О, дарование, умом непостижимое! О, преизящество, всю тварь превосходящее! Ничто не сравнится с Тобой, Преблагословенная Матерь Божия. Все или выше, или ниже Тебя. Выше Тебя один Бог, ниже Тебя все, что не есть Бог. Так благочестиво рассуждал Златоречивый и любимый твой служитель Иоанн, Патриарх Царьрада, оставив в Святой Православной Церкви эту никогда незабвенную песнь на Твою похвалу: Достойно воистину ублажать Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, честнейшую херувимов и славнейшую, без сравнения, серафимов.      

Честнейшей херувимов называет вселенский учитель Матерь Божию, и Славнейшей серафимов. Но почему?

Поистине честнейшая всех Ангелов Матерь Божия, ибо Сын Божий рождается не от Ангела, но от семени Авраама, от Дочери Авраама Марии приемлет, заимствует плоть из Ее Девической крови, и Слово становится Плотью. Итак, Сын Божий становится Сыном Девы, и Того, Кого Отец прежде всех век родил без Матери, Его же во времени без Отца родила Матерь Дева Мария. О, преизящество Марии, уподобляющееся Самому Богу Отцу! И кто когда из Ангелов взлетел на такую высоту, на которую Деву Марию вознесло Материнство Божие? Бог Отец говорит Сыну Своему: Ты Сын Мой, Ты ныне рожден Мною (Пс. 2:7). Мария также говорит Ему: Ты Сын Мой, Ты ныне рожден Мною, или иными словами, но имеющими ту же силу: Чадо! что ты сделал с нами? Может ли кто‑либо из Ангелов так обратиться к единородному Слову Божию? Не все ли слуги Божий, как сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Евр. 1:7). Не все ли служебные духи, посылаемые в служение желающим наследовать спасение?

Достаточно Ангелам той великой чести, которая им воздается, как Ангелам, бессмертным духам и Божиим слугам, но быть Матерью Божией дано одной Деве Марии. Поэтому Мария честнейшая Ангелов, как честнейшая бывает царская мать слуг, царю предстоящих. И таково величие Матери Божией, о котором Она Сама, вдохновленная Святым Духом, провозгласила: Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный Если же Мария, Матерь Божия, честнейшая всех сил Небесных, то тем более честнейшая всех земнородных. Если Мария, Матерь Божия, превосходит Ангелов таким превосходством, каким Ангелы превосходят нас, подумай, насколько превосходит Она земнородных. Настолько огромна пропасть нашего ничтожества по сравнению с такой высотой, что для нас невозможно даже мыслями взлететь на вершину Материнства Божия, и так обращается к Пречистой Богородице Божественная Церковь: «Радуйся, высота неудобовосходимая для человеческих помыслов» (Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы).     

Заградитесь еретические уста, хулящие Матерь Божию. Да онемеют уста лживые, приравнивающие Марию к другим женам. Как может быть прочим женам равна Та, которая величием Материнства Божия превосходит все Ангельские лики? Не юродство ли неистовствующих уподоблять светозарное солнце блестящей свече, золото болоту и худым кущам царскую палату? И как может быть равенство Вавилона с Иерусалимом, и этой юдоли плачевной с прекрасным селением Небесным?

Но мне достаточно здесь сказать о них немногое, не как проповеднику похвал Богородице (не знает всякий, как и похвалить Тебя, Богородица), но как честному хранителю Матери Божией. Ибо невозможно верному рабу терпеть, слыша оскорбления и упреки своей Владычице. Ревность об одушевленном Доме Божием снедает меня, и оскорбления оскорбляющих Матерь Божию вызывают у меня негодование. Не ненавидя ли Тебя, Господи, и Матерь Твою они возненавидели, сокрушаюсь я о врагах Твоих; совершенной ненавистью я возненавидел их, восприняв их, как собственных врагов.

Вас же, сыны Православной Церкви, служители Матери Божий и честные Ее ревнители, прилежно молю: избегайте этих богохульников, как жесточайшей погибели. Будьте в этом деле мудры, как змеи, которые затыкают свои уши, чтобы не слышать звуков заклинания. Если же и услышите извержение, производимое ими, будьте тверды умом и непоколебимы в вере. И если они проклинают, вы только благословляйте, если они хулят, вы только превозносите Матерь Божию. Так, во тьме будет ярче сияние вашего благочестия, и в горниле, разжигаемом демонским духом, явится чистейшее золото вашей веры. Не усомнитесь, любимцы, когда насмешники станут говорить, что призывание святых это идолопоклонство, а призывающие это идолопоклонники, призывающие богов, называемых святыми, и больше всего возвеличивающие Богородицу взамен Бога. Таковым вы отвечайте: должно повиноваться Святой Церкви, а не вам, насмешники. Ибо Христос говорит: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), по слову Павлова. Ваше же учение, насмешники, есть трость сокрушенная. Так нас научили Вселенские и Поместные Соборы и богодухновенные Отцы, которым Апостол велит всячески повиноваться: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (Евр. 13:9). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17).      

Призывание святых нельзя назвать идолопоклонством. Ибо святые не идолы, а сыны света, небесные граждане, собеседники Ангелов и друзья Божии, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17).      

Нельзя назвать идолопоклонниками тех, кто поклоняется святым и призывает их. Ведь святым кланяются не как богам, зная и веруя, что Бог один. Святые же слуги и угодники, рабы и друзья Божии, а если они и боги, то не по естеству, а только по некоему далекому подобию образа, как говорит Псалмопевец: Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд (Пс. 81:1). И снова там же: Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! Но вы, как и все люди (Пс. 81:6‑7). И снова, говорит Господь Моисею: Я поставил тебя богом фараону (Исх. 7:1). Такими богами называют земных правителей и судий, царей и вельмож, но только по названию и некоему отдаленному подобию, а не естеству и свойству. Поистине Бог один, в Святой Троице славимый и поклоняемый, и Ему одному поклоняемся, Его одного призываем поклонением и призыванием несравненным, одному Богу свойственным и Ему одному приналежащим, который называется Латрией. Святым же, и, прежде всего. Святейшей святых Богородице, поклоняемся не как Богу (да не будет так), но по‑другому, если святым, как друзьям Божиим, то Ей, как Матери Божией. Так же должно говорить и о призывании святых. Соблюдение этого обычая воздавать честь друзьям Божиим и Матери Божией, по учению Святой Церкви, Святых Соборов и богоносных Отцов, восходит к почитанию Самого Бога, и таким же образом почитание слуг или матери земного царя восходит к еще большему почитанию самого царя, ради которого и почитают слуг или мать земного царя. И как не почитать тех, кого почтил Сам Бог, утолив в них все Свои желания. Даже их смерть честна пред Богом. Как же не почитать Матерь Божию. Которой повиновался и Сам БогоЧеловек!

Примите, Православные, этот щит веры, которым сможете погасить все раскаленные стрелы лукавого. А в остальном, возлюбленные, не унывайте от еретических злохулений, хоть бы и называли они господина дома веельзевулом, а Христа обжорой, пьяницей, другом мытарей и грешников. Как не стыдно вам, рабам Христовым, не потерпеть еретической болтовни, зная от Христа, что раб не больше господина своего (Ин. 15:20). Так размышляя, братия, используйте для излечения всяких язв от злоречивых языков, которые бывают изощренными, как мечи, Евангельское лекарство и прочно впишите на сердечных скрижалях слова Христа: Блажены вы, когда возненавидят вас люди, когда будут поносить вас, (...) и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12).      

Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: