Глава 2. Претыкания о камень творений Святых Отцов

 

Претыкание первое      

Святой Киприан, учитель давних времен, в книге против Димитриана, в конце, говорит: «Когда мы уйдем отсюда, там нет места покаянию и там не действует сила искупления».

Исправление претыкающимся      

Святой учитель говорит истину, утверждая, что после смерти нет покаяния, нет искупления, и мы, вместе с другими святыми Отцами, так же веруем и исповедуем. Но мы говорим, что тем, кто покаялся, в иной жизни отпускается только временное наказание, соответствующее греху, а не сама вина, которая прощается кающемуся в этой жизни. И когда там отпускается временное наказание, это происходит не в результате исполнения умершим епитимии, а благотворением Святой Церкви за умершего, как уже неоднократно было сказано.

Претыкание второе      

Святой Златоуст в «Маргарите», в Слове 2 о богаче и Лазаре, говорит: «Пока мы здесь, мы полны надежды. Когда же уйдем туда, ко Господу, там нет покаяния и невозможно избавиться от согрешений».

Исправление претыкающимся      

Ответ тот же, что и раньше. Ибо святой Златоуст, говоря о муках богатого миролюбца, учит нас, чтобы мы не откладывали обращение к Богу на другую жизнь, так как там нет ни покаяния, ни отпущения грехов (то есть вины, а не временного наказания), и мы веруем в это вместе с учителем и со всей Православной Церковью. Но Златоуст не говорит, что покаявшимся прежде смерти не приносит пользы молитва живых, их милостыня и Бескровная Жертва, что ясно видно из свидетельств Златоуста, приведенных здесь в первой части во второй главе.

Претыкание третье      

Святой Амвросий в Слове о болезнях и смерти, в главе 2, говорит: «Если кто не получит здесь отпущения грехов, то не получит и там». Также в Беседе 46 на Евангелие от Луки он говорит: «О слезах Петра читаю, а об искуплении не читаю».

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ по поводу первого изречения. Святой учитель не говорит ничего противоречащего нашему Догмату. Ибо грехи оставляются здесь, то есть вина. И Сам Христос говорит об этом: Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Лк. 5:24) После смерти же души освобождаются от временного наказания благодеяниями Святой Церкви.

ОТВЕЧАЮ по поводу второго изречения. Святой Амвросий говорит не что иное, как то, что в Евангелии написано о слезах Петра, а о искуплении не написано, и это истинно. Но какие выводы вы делаете из этого, противники? Разве нельзя это же сказать и о Магдалине, то есть, что о её слезах мы читаем в Евангелии, а об искуплении не читаем. Однако Магдалина, хотя и услышала от Господа: прощаются ее грехи многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7:47), но сколь трудный и скорбный путь и тяжелую жизнь ей еще предстояли за ее уже отпущенные грехи, вместо искупления, как пример для всех кающихся. Так и святой Петр, хотя после своих горьких слез и получил отпущение грехов и даже произведен в Апостолы, но вся его многотрудная жизнь была искуплением. Пишут же о нем очевидцы, что всегда, слыша крик петуха, он проливал горькие слезы. К этому добавлю и то, что если бы каждый имел такое покаяние, с таким плачем и сердечным сокрушением, как у Петра, то ваше мнение, противники, могло бы иметь некую силу. Но поскольку обычно бывает иначе, мы ваше мнение отвергнем.

Претыкание четвертое      

Святой Феофилакт в толковании Евангелия от Матфея на главу 8, в конце, говорит: «Ушедшая душа уже не пребывает в этом мире, а души праведных отходят в руку Божию, а души грешных тоже не здесь, они пребывают там, где находится евангельский богач».

    Исправление претыкающимся      

Наш святой учитель, а вовсе не наш враг, говорит, что души праведных в руке Божией, то есть на Небе (об этом говорится в другом месте), а души грешных, то есть не раскаявшихся, в аду, где и находится немилосердный миролюбец. Но нам еще надо рассмотреть вопрос о месте пребывания умерших в покаянии, но не искупивших здесь свои грехи. О том, где находятся эти души, в первом, втором месте или еще где‑либо, услышите позже.

Претыкание пятое      

Августин в Послании 80 к Исихию говорит: «Каким встретит человек свой последний земной день, таким он встретит и последний день мира, каким умирает сегодня, таким будет судим в последний день».

Исправление претыкающимся      

Хотя это и учитель Римской церкви, но он нам не противоречит, желая своими словами показать, что после сей жизни не умножатся ни добрые, ни злые дела человека, и поэтому мы будем судимы в славу или в геенну, каждому – по мере содеянного прежде смерти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: