Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Ветхого Завета о посте вообще

 

Претыкание первое      

В Книге Бытия в главе 1, и снова в главе 9, и снова в псалме 8 Священное Писа­ние гласит, что Господь Бог все создал для человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами мор­скими, и над птицами небесными, и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26). И снова: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт. 9:2‑3). И снова: все покорил под ноги его, овец и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими (Пс. 8:7‑9).    

Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог все дал человеку на пользу и для употребления. Но некоторые животные не приносят человеку пользы кроме той, что их можно съесть, например, куры, гуси и так далее. И когда Церковь запрещает есть эти дары Божии, то тем самым она противится благодетельному Богу и, отвергая Его дары, проявляем свою неблагодарность.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, во‑первых. Не все животные созданы Богом для того, чтобы человек использовал их в пищу: одних для лечения, других для украшения вселенной и похвалы их Создателю, чтобы мы, видя такое разнообразие животного мира, возвеличили Пре­мудрость Творца.

Если же должно съедать всех животных, от которых человек не получает видимой пользы, то почему тогда вы, противники, не едите мяса пресмыкающихся, змей, червей, пауков и так далее? Почему вы не едите мясо ворон, летучих мышей, сов и многих других птиц? Все они, по общему мнению, не приносят роду человеческому никакой пользы.

ОТВЕЧАЕМ, во‑вторых. Всякая пища создана Богом для человека, она употреб­ляется в разное время и на разном месте. Итак, церковный закон не противоречит воле Божией, когда только в некоторые дни запрещает некоторую пищу, но он же и разрешает принимать ее в другое время.

Претыкание второе      

В Книге Пророка Исаии, в главе 58, Господь Бог говорит: они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а ты не видишь? Смиряем души свои, а ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнете голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, ко­торый Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58:2‑7). Подобное этому написано у Пророка Иеремии, в главе 14, а также у Пророка Захарии, в главе 7. Из этих изречений противники делают вывод, что пост неприятен Богу и постом Его нельзя ни почтить, ни умилостивить.

Исправление претыкающимся      

Эти свидетельства из Священного Писания укрепляют нашу, а не вашу, против­ники, позицию. Ибо когда Бог говорит, что пост Ему не угоден, когда соблюдающий его не заботится об исправлении, этим Он ясно показывает, что весьма угоден Ему пост, сопутствующий исправлению жизни, благочестию и истине. Это можно видеть как раз по тому тексту Священного Писания, который вы и привели: в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. (...) Таков ли пост, ко­торый Я избрал, – свидетельствует Господь, как бы говоря: «Пост люблю, но вашу из­вращенную волю, разрушающую плоды поста, ненавижу». Например, если бы кто дал человеку пищу, в которой слишком много чеснока, понравилась ли бы она этому чело­веку? Отнюдь. Так должно рассуждать и о посте. Пост – прекрасная пища, сладчайшая снедь, как его величает Ангел в Книге Товита в главе 12, говоря: Доброе дело – молитва с постом и милостынею (...) лучше (...) нежели собирать золото (Тов. 12:8). Но если в эту сладчайшую снедь попадет чеснок злонравия, своеволия и неисправной жизни, то эта великолепная снедь окажется недостойной Небесной трапезы и будет противной на вкус для Бога. Прекрасно об этом богомудрствует вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 4 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 2: «Согрешили некогда Ниневитяне и сделали то же, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что послужило к их спасению. Как для излечения больных врачи, хотя употребляют многие средства, но благоразум­ный смотрит не на то, что принимал больной, а на то, что послужило к его исцелению, так точно и здесь надобно смотреть. Итак, что же спасло тех Ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, одежды из вретища, пепел и сле­зы, и вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их. Что же это за лекарство? И увидел Бог, – говорит (Пророк), – дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о кото­ром сказал, что наведет на них (Ион. 3:10). Не сказал: «видел пост, вретища и пепел». Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост, – нет, – а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста – воздерживаться от всякого зла».

Так же мы поем и в Великопостной Триоди в первый понедельник, или вечером на стиховне: «Постимся постом приятным, богоугодным Господу». Истинный пост есть отчуждение зла, воздержание языка, избавление от гнева, отлучение похотей, оговоров, лжи и клятвопреступления и их оскудение, и таков пост истинен и приятен Богу. Из сказанного ясно, что пост вместе с исправлением жизни Богу весьма приятен. Именно такой пост установила благочестивая Восточная Церковь своим сынам, и особенно это относится к святой Четыредесятнице, во время которой всем полагается исповедовать свои грехи с покаянием и обновлением жизни.

Претыкание третье      

В Книге пророка Иоиля в главе 2 Господь говорит: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил. 2:12‑13).      

ТОЛКОВАНИЕ: Обращение к Богу должно происходить не усмирением плоти, а сокрушением сердца.

Исправление претыкающимся      

Почему же вы не привели предшествующие слова: Обратитесь ко Мне всем сер­дцем своим в посте, плаче и рыдании (Иоил. 2:12). Это обычное ваше ухищрение. Но и ваше толкование неверно, ибо раздирание одежды является знамением не поста или иного средства усмирения плоти, а некой болезни или гнева, с которым, например, Апос­толы Павел и Сила разодрали свои ризы, когда Ликаоняне хотели принести им в жертву волов. Смотри Деяния Апостолов, главу 14.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: