Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета о посте вообще

 

Претыкание первое      

В Евангелии от Матфея в главе 15 Христос говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11).      

Исправление претыкающимся      

Если мы буквально, безо всякого толкования, будем воспринимать Евангельские слова, то придется признать, что не оскверняет уста человека ни пьянство, ни запретный райский плод, запрещенный в раю и съеденный нашими прародителями, однако вы, про­тивники, сами не захотите утверждать это. Рассмотрим двоякое толкование этих слов святыми отцами.

Во‑первых, пища, входящая в уста, не оскверняет человека по своей природе, так как всякая пища имеет вещественный состав, а человеческая душа невеществен­на, и потому невозможно осквернить невещественное вещественным. Если же к пище присовокупится произволение бесчинствующей похоти, непослушание и преступление заповеди, тогда пища оскверняет человека, но не своим вещественным составом, как уже сказано, но произволением бесчинствующей похоти, непослушанием, невоздержан­ностью и преступлением заповеди.

Во‑вторых, прочтите эту главу из Евангелия от Матфея, и тогда вы поймете, что означают слова Христа. Иудеи соблазнялись, видя, как кто‑то ест немытыми руками, считая, что пища набирается некоей скверны от немытых рук и оскверняет душу. Хрис­тос, видя такое безумие, поправил их, сказав, что еда немытыми руками не оскверняет человека. Из этого ясно, что речь идет не о пище как таковой, а о пище, которую берут немытыми руками.

Претыкание второе      

В Евангелии от Луки Христос говорит: В какой же дом войдете (...) В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10:5‑7). В соответствии с этим говорит и Апостол Павел: Все, что прода­ется на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10:25). И ниже: все, предлагаемое вам, ешьте (1 Кор. 10:27). Кто же дерзнет лишить свободы, предоставленной Христом и Апостолами?

Исправление претыкающимся      

Христос, Бог наш, этими словами учит нас не свободе преступать законы Церк­ви, а воздержанию и умеренности. То есть, чтобы когда нас принимали во время стран­ствий, мы не требовали дорогой и изысканной пищи, а довольствовались тем, что нам предлагают, если это и не то, чего бы нам хотелось. Так учат святые отцы Амвросий, Феофилакт и другие. Без сомнения, Господь в данном случае имеет в виду ту пищу, которую полагается есть в определенное время и место. Его слова не означают, что надо есть яд, если его предложили, или свиное мясо в то время, когда соблюдался закон Моисея.

Подобным образом говорит и блаженный Павел: Все, что продается на торгу, ешьте (1 Кор. 10:25), желая избавить Православных от сомнений и чрезмерного иссле­дования покупаемого мяса, не является ли оно идоложертвенным, ибо в другое время Апостол Павел в Деяниях Апостолов, в главах 15 и 16, повелевает хранить устав Иеруса­лимского Собора, согласно которому не следует принимать в пищу кровь удавленного и идоложертвенного. Не следует покупать на торгу мясо, наверняка зная, что это удавлен­ное или идоложертвенное. Смотри об этом сказанное Златоустом на слова Павла, приве­денные в претыкании. И поистине, если блаженный Павел говорит, обличая соблазнив­шихся: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается (Рим. 14:21), то еще лучше соблюдать посты, установленные Церковью, и если кто не делает этого, то не только соблазняет братию, но и виновен в невоздержании и непослушании.

Претыкание третье      

Апостол говорит в главе 2 Послания к Колоссянам: Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постанов­лений:    «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что все истлевает от упо­требления), по заповедям и учению человеческому (Кол. 2:20‑22)?      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ:

Апостол Павел говорит не о законах Церкви, что можно видеть и понять из пред­шествующих и последующих слов, а о ветхозаветном чине левитов. Поэтому слова «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» Златоуст, как и другие святые Отцы, тол­кует следующим образом: «не прикасайся», то есть, к трупу умершего человека и к жен­щине в месячной немощи, «не вкушай», то есть свиного или заячьего мяса, и так далее, ибо все это было запрещено в Книге Левит. Это же можно понять и из предшествующих слов Апостола: Итак да никто не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой‑нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего (Кол. 2, 16–17). Из этого вам, противники, должно стать ясно, что все это относится к закону Моисея. Если вы ВОЗРАЖАЕТЕ, что в Книге Левит написано о том, что установлено Законом Божиим, а Павел говорит о человеческих заповедях и учении, вам ОТВЕЧАЕТ Златоуст в Беседе 7 на Послание к Колоссянам: «Павел говорит о человеческих заповедях и учении после, а закон (левитов) прежде воссиявшей Новой Благодати».

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Вероятно, Апостол обличает тех, кто запрещал при­нимать ту или иную пищу на основании якобы ее нечистого естества и говорит: «не при­касайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Все это далеко от учения нашей Православ­ной Восточной Церкви, которая исповедует, что все, созданное Богом, чистое и хорошее. В пище же, запрещенной в разное время, Апостол осуждает не нечистоту пищи как тако­вой, а нечистоту похоти, о чем пространно говорится в следующем претыкании.

Претыкание четвертое Апостол говорит в Первом Послании к Тимофею в главе 4: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры. Внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, за­прещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы вер­ные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, но ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освяща­ется словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:1‑5).      

Исправление претыкающимся      

Еретики, которых называли манихеями, энкратитами, евставианами, татианитами, маркионитами, сатурнитами, прискиманитами, говорили, что мясо всех животных нечис­то. Читайте об этом в книге святого Епифания «О ересях», о ереси 1, а также у Сократа в книге 2, в главе 33. Некоторые же не только мясо, но и вино считали нечистым и отвергали его. Таковыми были манихеи, о которых пишет Августин в ереси 46. Таковы и ныне мусуль­мане и вновь появившиеся раскольники. Манихеи верили в двух богов, одного доброго, другого злого, и считали, что от доброго происходит все доброе, а от злого – злое. Таким образом, они приписывали злому богу мясо, вино, брак и так далее. Обращаясь к таковым, Апостол Павел говорит: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (Тим. 4. 4). Смотрите по этому поводу толкование Зла­тоуста на Первое Послание к Тимофею, на главу 4, в Беседе 12, где он говорит следующее: «Как держащиеся веры утверждаются, как бы на некотором безопасном якоре, так напро­тив те, которые отпали от веры, не могут ни на чем остановиться, но, постоянно блуждая туда и сюда, наконец, впадают в бездну погибели. И это (Апостол) уже показал, сказавши, что некоторые уже претерпели кораблекрушение в вере. И теперь говорит то же самое: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1). О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он это, – что в последние времена некоторые отступят от веры». Видишь ли, что вина всех последующих зол есть отступничество от веры?» и прочее, и прочее читайте в этой Беседе вселенского учителя, которую я здесь далее не продолжаю. Наша Православная Церковь в согласии с этим вселенским учителем, а также с Апосто­лом Павлом, исповедует, что не должно отвергать никакую пищу, принимая ее с благодар­ностью. Человека, гнушающегося вина, мяса или брака, Церковь отвергает, как еретика, в соответствии с Апостольским правилом 51, которое гласит: «Если какой‑либо церковный служитель или мирянин гнушается вина, мяса или брака, если только не ради воздержа­ния, и не исправляется, да будет извергнут». Смотри Кормчую книгу, лист 13, на обороте. А если пребывающие в монашеском чине воздерживаются от брака и от мясной пищи, то они делают это не потому, что почитают за скверну брак или мясную пищу, а из‑за своего добровольного обещания безбрачной и постнической жизни и стремящихся к усмирению плоти. И что за безумие из‑за нескольких человек возводить клевету на всю Церковь! Тот, кто говорит, что монахи удаляются от мясной пищи и от брачной жизни, потому что Вос­точная Церковь почитает за скверну мясо и брак, рассуждает, как лишившийся разума.

Если же Святая Церковь запрещает верующим в постные дни употреблять в пищу мясо и некоторые другие продукты, то делает это не потому, что эта пища сама по себе является нечистой и ее никогда не следует есть, а для того, чтобы остановить чревонеистовство беснующейся плотской похоти. Мясо же зверей и птиц, как подобное на­шей плоти, человеку больше всего хочется употребить в пищу, от которой разжигается и усиливается плотская похоть. Поэтому Святая Церковь запрещает употреблять такую пищу во время святых постов, время покаяния, освящения и обновления верующих, и особенно в святую Четыредесятницу из‑за воспоминания страстей Христовых и приуготовления к достойной встрече Пасхи Непорочной Христа Господа и в подражание сорокадневному посту Христа.

О яйцах и о молоке должно рассуждать таким же образом, хотя и не в такой сте­пени, так как мудрецы желток называли мясом, а белок белой кровью. Если же эту пищу Святая Церковь запрещает в святые посты, то не потому, что будто бы она по своему естеству нечиста и зла, как учат еретики, но из‑за необходимости воздержания в опре­деленный период времени ради покаяния, освящения и обновления верующих, как уже говорилось, и чтобы показать наше послушание церковным законам. Так, и Сам Бог запретил есть Адаму древесные плоды (Быт. 2). Так, Ионадав, сын Рехава, запретил пить вино всему своему племени, за что и одобряет его Писание в Книге Пророка Иеремии в главе 35. Так, воздержание Иоанна Крестителя одобряет Сам Христос в Евангелии от Матфея в главе 3. Не говорю уже многочисленных прочих, просиявших бесконечным постом и угодивших Богу.

Так что противники бесстыдно лгут, когда приписывают нам порок древних еретиков, которые никогда не ели мяса, так как считали его скверной. Сыны же Православной Святой Церкви, кроме святых постов и оговоренных дней, едят мясо безо всякого сомнения. Но порок еретиков нельзя приписывать монахам, ибо и они, прежде, чем приняли монашеский постнический чин. ели мясо, и, пребывая в монашестве, не запрещают никому есть мясо и не соблазняются, когда видят кого‑либо из мирян употребляющими в пищу мясо!

Но противники не отступают и СПРАШИВАЮТ: все‑таки, является ли мясная или сырная пища чистой или нечистой? Если скажем, что она нечиста, прослывем ерети­ками. Если же скажем, что чиста, то зачем освящаем ее в день Светлого Воскресения?

ОТВЕЧАЕМ: Если вы, противники, считаете, что до освящения наша пища в скверне, то тогда уж говорите, что и вода скверна до освящения, ибо и ее мы много­кратно освящаем согласно Церковному уставу. Какой же вывод следует из этого вашего мудрствования? А вывод таков, что поскольку мы не едим в пост мяса из‑за некой кажу­щейся скверны, то и воды будто бы нельзя пить в пост, если ее не освятить. Из вашего ухищренного мудрствования следует также, что будто бы, прочтя в Великую Пятницу молитву над мясом, его уже свободно можно есть всякому верующему. Не льстите себе, коварные, и не прельщайте иных неискусных. Когда в день Светлого Воскресения после Четыредесятницы приносят священнику некую мясную и сырную пищу, то не для того, чтобы изгнать из нее некую мнимую скверну. Но поскольку верующие снова возвраща­ются к мясоядению, они благочестиво желают получить новую пищу как бы из рук Божиих, и эта пища разрешается по благословению священника, чтобы умеренно ее употреб­ляющие получили пользу душе и телу.

Претыкание пятое      

В Евангелии от Матфея в главе 4, от Марка в главе 2, от Луки в главе 5 говорится о том, как Христа, Спасителя нашего, спросили ученики фарисейские ученики Иоанна Крестителя о том, почему он не установил урочных постов своим ученикам, как завеща­ли фарисеи и Иоанн Креститель своим ученикам. Он отвечал, что сыны брачного чер­тога не должны и не понуждаются следовать законам поста: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених (Мк. 2:19)? И тотчас добавил подходящие слова о новой заплате, которая пришивается к ветхой одежде: Никто к ветхой одежде не при­ставляет заплаты из небеленой ткани: иначе (...) дыра будет еще хуже (Мк. 2:21).      

Исправление претыкающимся      

Святое Писание, изречения из которого вы, противники, приводите, скорее в нашу, а не в вашу пользу. Ибо когда Христос говорит: можете ли заставить сынов чер­тога брачного поститься, когда с ними жених, тотчас добавляет: Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк. 5:33‑35). Но вы, как обычно, когда сказанное не в вашу пользу, умалчиваете. Мы ж е вместе с Православной Церковью исповедуем, что после отнятия Жениха, то есть после Вознесения Христа с земли на Небо, и Апостолы постились, и нам сейчас должно поститься в определенное время. Притчу о приставлении новой заплаты к ветхой одежде и о вливании молодого вина в ветхие мехи святые Отцы, Златоуст, Амвросий, Феофилакт и прочие, толкуют не так, как вы. Ветхая одежда, по толкованию этих святых Отцов, означает не Ветхозакон­ное учение о постах и не фарисейские предания, а самих Апостолов, которые в то вре­мя были, как ветхая одежда, то есть людьми плотяными и немощными. Приставление же новой заплаты, по толкованию этих Отцов, означает Евангельские заповеди, в одной из которых говорится о посте. Поэтому смысл этих слов Христа святые Отцы толку­ют следующим образом. Евангельские заповеди о суровой жизни, в частности, о постах, о воздержании от некоторой пищи, нелепо приставлять к ветхим и немощным людям, какими были тогда Апостолы и другие ученики Господа. Их должно налагать на обнов­ленных и твердых, какими стали Апостолы после сошествия на них Святого Духа, когда они облеклись силой свыше. Подобным же образом святые Отцы толкуют и вливание молодого вина в ветхие мехи. Читайте толкование Златоуста на Евангелие от Матфея, на главу 9, а также Августина, знанием учения которого вы много похваляетесь в книге 2 «О Евангельских вопросах» в главе 18 и еще в книге 8 против Фауста, в главе 2. Читайте и вразумляйтесь.

Претыкание шестое      

В Первом Послании к Тимофею Апостол говорит: упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим. 4:7‑8). Здесь под телесным упражнением противники понимают пост, который Апостол Павел якобы осуждает, говоря: ибо телесное упражнение (то есть пост) мало полезно, по Апостоль­скому учению.

Исправление претыкающимся      

На эти слова святого Павла, обращенные к Тимофею, у нас есть несколько толко­ваний.

ПЕРВОЕ, святого Амвросия, который под телесным упражнением понимает пост, а под благочестием – милосердие к нищим. Ибо когда Павел говорит, что телесное уп­ражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, тем самым он учит, что пост, осо­бенно для богатых людей, не слишком ценен, если к нему не приложится милосердие и щедрость к нищим. В подтверждение этому Ангел Рафаил в Книге Товита говорит: Доброе дело – молитва с постом и милостынею (Тов. 12:8). Поэтому некто и сказал: «Хочешь, чтобы твоя молитва взлетела к Небу? Дай ей два крыла, пост и милостыню». Подобным же образом говорит Златоуст в Беседе 77 на Евангелие от Матфея: «Пост, распростертие на земле, хранение девства и целомудрие полезны для тех самых, кото­рые подвизаются в этих добродетелях; а что от нас распространяется и на ближних, это – милостыня, наставление и любовь».

ВТОРОЕ толкование, противоречащее первому, принадлежит святому Златоусту, который на слова Павла: телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все по­лезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4:8) говорит: «Некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: (пост) составляет не телесное, а духовное упражнение. Если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то, значит, не составляет телесного (упражнения). Следовательно, не о телесном упражнении говорит он. Итак, нам нужно духовное упражнение. Первого рода упражнение не приносит выгоды и только несколь­ко пользы доставляет телу, а упражнение в благочестии приносит плод и в будущей жиз­ни: и здесь и там доставляет утешение».

Из этого ясно, что, согласно толкованию Златоуста, телесное упражнение, кото­рое Апостол Павел называет малополезным, не является постом. Как же может назы­вать Апостол пост малополезным, если он так часто побуждает к нему своих учеников и словом, и делом. К тому же, как может Апостол противопоставлять посту благочестие, имеющее обетование жизни настоящей и будущей, что вполне подходит и для поста, который созидает и сохраняет здоровье в настоящей жизни, что видно по Книге Про­рока Даниила в главе 1, и в будущей жизни награждается Отцом Небесным, по слову Христа в Евангелии от Матфея: чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 18).      

ТРЕТЬЕ толкование Киприана в Слове о мученичестве, в котором он учит, что одно только телесное упражнение само по себе без духовного труда мало полезно: «Ни отшельническая жизнь, ни власяница, ни скудость пищи, ни распростерстие на земле не оправдают инока. Под этим покрывалом часто кроется душа, любящая мирскую жизнь, так как такие люди больше упражняют и усмиряют плоть, нежели дух. Поэтому блажен­ный Павел и говорит: телесное упражнение мало полезно (1 Тим. 4:8). Говорю это не для того, чтобы осуждать телесное упражнение, которым смиряется плоть и подчиняется духу, но потому, что сатане с его коварством свойственно иногда насмеяться и над таки­ми безобидными действиями, когда он, преобразуясь в ангела света, посредством этих упражнений и усмирения плоти вводит людей в тщеславие и внушает ложную мысль о своей святости. И тогда от одного телесного упражнения без упражнения духа люди вво­дятся в заблуждение и себе, и другим кажутся благочестивыми».

СПРОСИТЕ: Что значит, если Павел говорит: телесное упражнение мало полез­но?      

ОТВЕЧАЕМ: Апостол вспоминает здесь о телесных упражнении тех, кто обыч­но тренирует свое тело, готовя его к воинскому подвигу, борьбой, бегом, прыжками и другими тому подобными телодвижениями. Об этом он говорит и в другом месте: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите. чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор. 9:24‑25). Напоминая о таких телесных подвигах. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея к духовным подвигам, то есть к бла­гочестию: телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим. 4:8), как бы говоря: «Тебе, Тимофей, известно, как трудятся тренирующиеся на ристалище и упражняющиеся в телесных упражнениях ради малой пользы и воздаяния. Если же они так делают, то тебе должно горазда больше подвизаться духовным подвигом благочес­тия. Ибо телесное упражнение мало полезно, а духовное упражнение и подвиг благо­честия приносят большую пользу: обетование жизни настоящей и будущей и венец не тленный, а нетленный, на Небесах».

Подобным же образом слова Павла толкует и Златоуст в уже упомянутой Беседе 12 на Первое Послание к Тимофею, на главу 4, ближе к концу: «И для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном упражнении? Для того чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов, – потому что первое (телесное упражнение), будучи соединено с большими трудами, не приносит ни пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить, а последнее (духовные подвиги) приносят неизменную и обильную (пользу)».

Претыкание седьмое В Евангелии от Луки в главе 18, стих 11, фарисей, перечисляющий свои посты, не был оправдан. Поэтому от постов нет никакой пользы и нет воздаяния от Бога.

Исправление претыкающимся Фарисей не потому не был оправдан, что постился дважды в неделю, но пото­му, что гордился своими добрыми делами и презирал других. Поэтому Господь мытаря предпочел фарисею, так как мытарь был смирен, а фарисей горд, а не потому, что фари­сей постился, а мытарь не постился. Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий Сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: