Формирование политической науки. Политические идеи Нового времени и эпохи Просвещения

Качественные изменения с точки зрения возникновения по­литической науки произошли с переходом от Средних веков к Новому времени. В этот период был дан толчок развитию поли­тической теории, идей конституционного строя, республикан­ской и либерально-демократической форм правления, а также вызреванию предпосылок для формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теори­ям и идеям. Освобождение политической мысли от религиозного средневекового мировоззрения связано с формированием новых ме­тодов познания политики, государства и общества. Систему взглядов на государство, общество и личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид. Основу этого процесса соста­вил комплекс факторов: формирование идеи личности с особы­ми неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами государства; все более растущее осознание факта существования противоречий и кон­фликтов между обществом и государством; постепенное вызре­вание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельных подсистем че­ловеческого социума.[4]

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Вместо сред­невековой концепции божественного предопределения он вы­двинул идею объективной исторической необходимости и за­кономерности. Он определил политические исследования в ка­честве самостоятельного научного направления, уподобил по­литические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал комплекс методов борьбы за власть. Изучая политику многих государств и регионов Европы, он рассмотрел важные практические во­просы осуществления политики (в том числе то, что делает пра­вителя преуспевающим, а государство надежным и мощным), поставил в центр политики человека с его интересами. Его тру­ды ознаменовали не только крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовали сближению теории и практики, подчинению политических ис­следований решению реальных задач борьбы за власть, ее удер­жание и использование.

Эпоха Возрождения и Реформация как движение за незави­симость светского государства от католической церкви (М.Лю­тер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) демонстрировали противопостав­ление политики богословию.

Буржуазные революции XVII в. в Голландии и Англии дали толчок к формированию политических идей, определивших направление дальнейшего развития идей политической науки эпохи Просвещения. В этот период были разработаны теории общественного договора и доктрина естественного права, тео­рия разделения властей (труды Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.). Так, Г. Гроций понимал государство как добровольный общественный договор свободных людей, за­ключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. Т.Гоббс («Левиафан») исходил из того, что абсолютная власть государства превращает естественные законы в граж­данские, государство должно гарантировать людям свободу, право делать все, что не запрещено гражданскими законами, высшим законом государства должно быть благо народа. Дж. Локк единственный законный источник политической власти обнаруживал в общественном договоре, то есть в согла­шении народа на создание политического общества. Локк вы­двинул принцип разделения властей и законность как меха­низм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Ш.Монтескье («О духе законов»), признавая теорию общест­венного договора, одновременно пытался рассмотреть образо­вание государства как объективный исторический процесс. Монтескье наиболее четко сформулировал принцип разделе­ния властей как гарантии политической свободы. Он создал фактически идеальный для своего времени тип соотношения и баланса трех властей - законодательной (парламент), испол­нительной (монарх) и судебной (независимый суд присяжных) в правовом государстве.[5]

В России с преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную при Петре 1 идеологи петровских ре­форм (Ф.Прокопович, В.Татишев, И.Посошков) с помощью концепций естественного права и общественного договора пы­тались обосновать тезис, что главной целью самодержавной власти является общее благо.

Закономерной ступенью в развитии политической мысли яв­лялось просветительство. Движение просветителей возникло на ранних этапах идеологической подготовки перехода к бур­жуазному строю. Просветительские идеи выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назрев­шие преобразования с помощью распространения знаний и по­степенных реформ. Поражает многообразие политических идей эпохи Просвещения. Предлагались проекты «разумных» обществ: от теории просвещенной монархии Ф.Вольтера до концепции отрицания государства и политической власти У.Годвина. Рационалистическая трактовка политики и власти в трудах Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Радикально-демо­кратический взгляд на политику представлен у Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего идеи народного суверенитета и прямого народо­властия.

Постепенно объяснение политических феноменов и про­цессов в терминах рационализма становится в западном обществознании общепринятым. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатыва­лись новые специальные методы исследования, возрастал ин­терес к методам формально-правового анализа, юридической логике, сравнительно-правовому анализу. В этом плане наше внимание привлекают философско-правовые концепции И.Канта и Г.Гегеля. С именем Канта связан ценностный под­ход к праву и человеку, сильно его влияние на развитие идей правового государства, до сих пор привлекает внимание уче­ние о вечном мире. Г.Гегель поставил проблемы активного творческого характера сознания человека и специфики зако­нов, действующих в обществе. Его концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпора­тивной демократии, учение о государстве — политическом строе, внутреннем государственном устройстве, правительст­венной власти во многом сохранили свою актуальность до на­ших дней.

Ведущим направлением западной политической мысли пер­вой половины XIX в. являлся либерализм (И.Бентам, Г.Спенсер, Д.Милль). В политической области либерализм основыва­ется на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

В середине XIX в. возникло новое направление в развитии политических учений — марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс исхо­дили из того, что политическая теория, решая вопрос о соотно­шении классового общества и всех политических явлений и процессов, должна опираться на исследование производствен­ных отношений. В марксизме абсолютизируется классовая природа политических отношений. Государство рассматривается как продукт, порожденный отчуждением труда, как результат господства частной собственности. Марксизму свойствен ради­кальный взгляд на проблемы государства и бюрократии, подле­жащей устранению после завоевания пролетариатом политиче­ской власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская. Полное народовластие и самоуправление долж­ны привести к постепенному отмиранию государства и полити­ки.

В XIX в. наметилась тенденция к социологизации проблема­тики государства и права и соответственно к пересмотру юридического формализма. Немаловажную роль при этом сыграли Р.Еринг, С.Муромцев, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др. В результате сложились такие направления политической и правовой мыс­ли, как теория политического представительства, юридический позитивизм, социологическая юриспруденция, теория право­вого государства и сравнительное правоведение.[6]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: