Система нормативно-правовых актов, определяющая правовой статус должностных лиц таможенных органов

Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне, т.е. Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. Возможность определения правового статуса сотрудников таможенных органов законодательством субъектов Федерации исключается[20].

Служба в таможенных органах построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в специальном Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и ряде других федеральных законодательных актов. Принципы государственной службы закреплены в ст.3 Закона о системе государственной службы Российской Федерации. Они являются и основными принципами таможенной службы.

Служба в таможенных органах основывается на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей и обеспечении их прав (статья 2 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Таким образом, самым первым нормативно-правовым актом, в иерархии источников, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов, является Конституция РФ.

Например, из положений ст.18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют цель применения законов и деятельности всех государственных органов[21]. Данное положение означает закрепление обязанности должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В конечном счете это определяет смысл и содержание служебной деятельности сотрудников таможенных органов[22].

Согласно статье 15, все сотрудники таможенных органов обязаны в своей деятельности неукоснительно соблюдать предписания Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно части 4 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Исходя из этой конституционной нормы таможенная служба основана на принципе равного доступа граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Требования к кандидату на должность в таможенном органе обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Следующей ступенью в системе нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов, являются Федеральные Законы. Как уже отмечалось, в данную группу входят Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и т.д; Федеральный закон от 27.05.03 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", специальный Федеральный законе от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также ряд других федеральных законодательных актов, например, Федеральный закон от 30.06.02 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".

Так, Таможенный кодекс РФ устанавливает виды и основания наступления ответственности должностных лиц (статья 413 ТК РФ), а также условия применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия (параграф 3 главы 39 ТК РФ).

В главе 30 Уголовного кодекса РФ приведены статьи, предусматривающие ответственность за так называемые должностные преступления либо связанные с ними деяния.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административно-правовой статус должностных лиц таможенных органов и определяет условия наступления Административной ответственности в отношении должностных лиц таможенных органов. В соответствии с КоАП РФ может, в частности, наступать за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4)[23].

В соответствии со статьей 53 Конституции РФ положением Гражданского кодекса РФ (ст. 1064) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Аналогичная норма содержится в НК РФ (ст. 35).

Основным нормативно-правовым актом, определяющим статус должностных лиц таможенных органов является специальный Федеральный закон от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В данном законе закрепляются условия поступления на службу в таможенные органы, ее прекращения и восстановления, порядок присвоения специальных званий, права, обязанности, и другие особенности прохождения службы в таможенных органах, такие как, например, порядок предоставления отпусков.

Правовой статус гражданских служащих в таможенных органах определяется Федеральными законами от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".

Следующей ступенью в рассматриваемой иерархии являются указы Президента, а также постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются для устранения пробелов права, для своевременного реагирования на развивающиеся общественные отношения. Среди таких правовых актов можно назвать: Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы» №1396 от 16 ноября 1998г, Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 года N 836 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников таможенных органов и слушателей образовательных учреждений Федеральной таможенной службы Российской Федерации", Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации",и т.д.

В соответствии со статьей 5 Таможенного кодекса РФ, В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.

Таким образом, ФТС и Министерство финансов РФ могут издавать огромное количество подзаконных нормативно правовых актов, в том числе и касающихся правового статуса должностных лиц таможенных органов. В числе таких правовых актов можно назвать: Приказ ФТС России от 26.10.2005 N 997 «Об утверждении порядка принятия присяги сотрудниками таможенных органов Российской Федерации», приказ ГТК России от 15 июня 1998 года N 395 "Об утверждении Правил ношения форменной и специальной одежды, обуви и специального снаряжения сотрудников таможенных органов Российской Федерации" (с изм. от 27 декабря 2005 года), приказе ГТК России от 29 ноября 2002 года N 1277 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции должностного лица таможенного органа Российской Федерации", приказ ФТС России от 7 февраля 2005 года N 90 "Об утверждении перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности" и т.д.

Также, в соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией, что позволяет отнести должностные инструкции к числу правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: