Основные этапы существования исторического источника

В современном источниковедении сформировалось понятие о двух этапах существования источника - доисточниковый и собственно исходный.

На первом этапе существования все источники выполняют свои природные, или служебные функции: культовые сооружения используются для поклонения богам, обучающие произведения - для воспитания, законы - для утверждения определенных общественных отношений, картины - для удовлетворения эстетических потребностей и тому подобное. Кроме того, на этом этапе существования памятники прошлого могут не только выполнять свои непосредственные функции, но и испытывать значительные внешние воздействия: переписки, перестройки, реконструкции, разрушения, реставрации, фальсификации и т. п. Все, что происходит с памятниками на первом этапе, имеет чрезвычайно важное значение для их дальнейшего существования и функционирования как собственно источника, то есть на втором - этапе, когда они попадают в поле зрения историков и вводятся в научный оборот, становятся частью источниковой базы исторической науки.

Чрезвычайно важным является понимание того, что между доисточниковым и исходным этапами существования источника может проходить много времени. Например, орудия труда первобытного человека потеряли свое первоначальное функциональное назначение с окончанием периода каменного или бронзового века, а функцию исторического источника начали выполнять только в XVIII - XIX вв., когда началось интенсивное развитие исторической науки в целом и археологии в частности, когда усилился общественный интерес к древнейшим периодам истории человечества.

На втором этапе существования памятников прошлого, - как сугубо исторических источников, сочетание объективных и субъективных факторов в значительной степени влияет на уровень изученности их определенных групп, отдельных документов, на толкование содержания источников и т. п.

  3. Источниковая информация

Одним из самых сложных понятий современности является понятие «информации».

В бытовом употреблении под ним понимается любое сообщение. Долгое время в человеческом обществе бытовало представление, что только человек способен создавать, принимать, осознавать и перерабатывать информацию, то есть представлять ее в виде знаний. Однако со временем выяснилось, что информация бывает не только социальной (то есть такой, которая создана человеком и существует в человеческом обществе), но и биологической (например, движение биотоков в нервной системе человека) и технической (например, движение электронов в электроннолучевой трубке телевизора).

Одним из важных разновидностей социальной информации является та, которая содержится в разного рода исторических источниках и добывается из них. Сложность структуры, разнохарактерность информации источника обусловили разработку современных методов ее классификации и изучения с точки зрения социально-философского учения о социальной информацию, под которой понимают ту совокупность знаний, которая используется обществом для своего функционирования и развития.

Источниковая информация - это совокупность имеющихся в источнике типов информации и устойчивых связей между ними, которые обеспечивают его целостность и способность служить основой для получения научного фактического знания.

Любой источник включает в себя определенный объем социальной информации, поскольку на первом этапе существования он было элементом информационных процессов, происходивших в обществе. На втором этапе, будучи объектом исторического исследования, источник выступает носителем исторической информации, дает сведения о содержании и характере социально-информационных процессов прошлого.

Уже то, что источник отражает уровень информационного оснащения людей - общественных групп, коллективов, лиц, деятельность которых изучается, свидетельствует о его научной ценности. Познание степени информированности авторов источников, их способности создавать и использовать информацию дает возможность исследователю раскрыть мотивы и предпосылки поведения людей, их поступков, решений и т. п.

Источниковая информация состоит из различных видов - экономической, научной, технической, политической, культурной, религиозной и т. д. В зависимости от цели конкретного исследования, решается, какой вид информации является основным и соответственно этому отбираются именно те источники, или та их часть, которая содержит нужные ему сведения.

Для повышения информативной отдачи источника и интенсификации научных исследований важное значение имеет анализ структуры информации источника. Существует несколько основных разновидностей источников информации - открытая и закрытая (латентная), скрытая, прямая и косвенная, актуализированная и потенциальная.

Открытая информация позволяет исследователю сразу выяснить, с чем именно он работает - это форма и содержание источника. По письменным источникам открытой является информация, которая касается языка и вида источника, способа его создания, назначения и т. п. Каждый образованный человек может отличить законодательный акт от письма, рукопись от печатного текста, русский язык от латыни. Это - формальные признаки открытой информации. То же самое касается и содержания: его буквальный смысл заключается в том, о чем говорится в документе, о чем ведет речь автор - это содержательные признаки открытой информации. Открытая информация имеет чрезвычайно важное значение в процессе классификации исторических источников, в реализации задач конкретного исследования.

В то же время каждый исторический источник содержит значительный пласт закрытой (латентной) информации, которая иногда может дать исследователю гораздо больше ценных в научном плане сведений, чем информация открытая. Нередко авторы тех или иных публицистических, мемуарных, эпистолярных произведений игнорировали реалии, искажали или замалчивали отдельные факты, а нередко придумывали то, чего в действительности не было, и т. д. В таком случае, важным является установление причин и мотивов, побудивших авторов к такому воспроизведения фактов, то есть изъятие закрытой информации источника. Закрытая информация может отражать осознанные намерения, концепцию автора, его идеологическую или политическую ориентацию, а также его не- осознанные представления, психологическое состояние. Выявление этой информации - не только важное условие проверки и оценки открытой информации источника, но и средство установления ее достоверности. Она имеет самостоятельное научное значение для выяснения мотивов создания источника.

Нередко исследователям приходится иметь дело со скрытой информацией источников. Она могла возникнуть намеренно, когда автор источника сознательно пытался скрыть в силу разных обстоятельств общественной или частной жизни достоверные показания. Авторы политических, публицистических, сатирических и других произведений в прошлом часто скрывали свои настоящие имена за псевдонимами. Вообще псевдонимы были чрезвычайно распространенным явлением среди представителей творческой интеллигенции всех времен и народов, поэтому сегодня существует много словарей псевдонимов, которые могут помочь исследователю установить автора источника. Для сокрытия информации применялись различные системы тайнописи, условных знаков, шифров, необходимых для передачи секретной информации: определенных сведений, обрядов, действий и т. д. Своя система кодов была в каждой семье - прозвища, сокращения имен, в значительной мере затрудняют понимание современными исследователями содержания личных писем и т. п. Наконец, необходимо упомянуть достаточно распространенный в условиях цензурных притеснений "эзопов язык", который позволял авторам говорить то, что они считали нужным, и в то же время избежать преследования.

"Эзопов язык" был ясен современникам, но непонятен сегодня. Например, в период первой революции в Российской империи распространялся анекдот: "Забастовали младенцы, кричат:" Долой ромашку! ". Их нельзя было отправить в тюрьму, но все понимали, что речь идет о Николае Романове.

Скрытая информация может возникать в источнике и нечаянно, в результате ошибок в процессе копирования, переписывания. Это так называемые технические ошибки, в результате которых могут быть потеряны части текста или изменены даты, имена, географические названия и т. п. Кроме того, непреднамеренно скрытой информацией является употребление в источниках устаревших, вышедших из употребления и сегодня забытых, профессиональных, производственных, хозяйственных, географических названий и т.п. Ярким примером этого является дискуссия о том, как понимать термин "мостники", употребляемый в "Русской Правде". Ученые сходятся на том, что это одна из строительно-ремонтных профессий времен Киевской Руси, но какая именно, до сих пор не могут выяснить.

К информационному потенциалу источника входят и такие виды информации, как прямая и косвенная, или побочная. Прямая информация в источнике - это те сведения, которые непосредственно касаются исследуемой проблемы, говорят о ней прямо. Побочная, косвенная информация указывает путь поиска других источников. Побочная информация побуждает исследователя к поисковой работе, к созданию комплексов источников, необходимых для решения соответствующих познавательных задач, реализации системного подхода к источникам. В случае выявления пробелов в источниках побочная информация приобретает особую ценность, так как может быть единственной, покажет те или иные факты прошлого.

Наконец, важными видами источников информации является актуализированная и потенциальная информация источника. Чтобы понять их сущность, необходимо понять, насколько сложными по содержанию могут быть исторические источники. Один источник может содержать самые разнообразные сведения, касающиеся многих аспектов человеческой деятельности.

Конкретная информация источника, которая позволяет выяснить какой-то определенный вопрос. Вся остальная информация остается в источнике потенциальной, то есть на данный момент не задействованной, не использованной исследователем. С изменением научных интересов, при изучении одного и того же исторического источника, эти виды информации,, меняются местами, и потенциальная информация превращается в актуализированную. Собственно, именно так происходит процесс постепенного раскрытия информационного потенциала источника, привлечения в научный оборот новых исторических фактов, знаний, обобщений, решения и постановки новых исследовательских задач.

В широком смысле актуализированная информация источников - это весь массив сведений по той или иной проблеме, которыми оперирует современная наука, а потенциальная - та, что на сегодня еще остается за пределами исторических знаний. Однако это не означает, что потенциальная информация постепенно исчерпывается. Источниковая информация во всех ее разновидностях практически неисчерпаема. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что после почти трехсотлетнего изучения "Повести временных лет" исследователи до сих пор не имеют единого мнения относительно автора этого источника, не говоря уже о дискуссиях, которые ведутся вокруг многих сведений "Повести" и их трактовки.

Таким образом, основным качественным признаком исторического источника является его способность накапливать, хранить и отражать разнообразную информацию о прошлом, отражать различные аспекты человеческой деятельности в реальном историческом процессе. Однако следует помнить, что исследователь не всегда может использовать эту информацию в научном исследовании по ряду причин: фрагментарности памятников прошлого, поскольку значительное количество речевых, изобразительных, словесных источников дошло до нашего времени в фрагментах, ограничивающий возможности их изучения в научном плане, хотя многие из них описаны в специальных справочных изданиях и используются как иллюстрации; недостаточной разработки специальных научных методик изучения и использования отдельных групп источников, прежде всего, некоторых разновидностей поведенческих, звуковых, машиночитаемых документов и т.п.

Можно привести немало примеров, когда информация, которая не может быть использована в научном историческом исследовании, достаточно активно бытует в популярных, публицистических, художественных произведениях. Конечно, иногда это может иметь положительное значение для процесса исторического познания, если автор произведения направляет внимание общественности на необходимость дальнейшего изучения источника, его нераскрытые информативные возможности, представляет свои версии в виде гипотез. Другое дело, когда версии подаются как научная истина, даже тогда, когда они основываются не на всестороннем анализе использованной достопримечательности, а на собственных предпочтениях автора. Некритическое использование недостаточно изученных и непроверенных показаний формирует безответственное отношение к истокам, к их происхождению, достоверности и трактовке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: