Проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета субъекта РФ и методы их решения

 

В связи с изменением налогового законодательства бюджет Свердловской области в 2004 году недополучит 3620,4 млн. рублей, в том числе за счет:

- отмены налога с продаж – 2072 млн. рублей;

- изменения налогооблагаемой базы по налогу на имущество – 1154 млн. рублей;

- отмены местных налогов (остался только налог на рекламу и имущество физических лиц) – 22,2 млн. рублей;

- перешли в доход федерального бюджета лесные подати по минимальным ставкам – 242 млн. рублей.

- при этом в порядке компенсации федеральным правительством дополнительных доходов в сумме 2087 млн. рублей, а именно:

- налога на прибыль организации по ставке 1% - (+) 445 млн. рублей;

- часть акцизов на алкогольную продукцию, что составит около (+) 852 тыс. рублей;

- часть (с 60% до 90%) доходов от налогообложения малого бизнеса (налог по упрощенной схеме налогообложения и единый налог на вмененный доход) – (+) 320,5 тыс. рублей;

- за счет роста ставок земельного налога и роста ставок акцизов на нефтепродукты – 362 млн. рублей;

Вобщем, плане, дефицит (от латинского deficit — недостаток) - нехватка какого-либо ресурса.

Бюджетный дефицит — превышение расходной части государ­ственного бюджета над доходной. Бюджетный дефицит - катего­рия денежного хозяйства. Это такое объективное экономическое отношение, которое возникает между участниками воспроизвод­ственного процесса по поводу использования денежных средств сверх имеющихся источников доходов. Обусловлена эта ситуация, как правило, ростом предельных общественных издержек произ­водства, а необходимые в таких случаях средства образуются главным образом за счет эмиссии кредитных денег, продажи облигаций государственного займа, долгов, сертификатов и других ценных бумаг.

В 2004 году в бюджете Свердловской области дефицит предусмотрен не был.

История Свердловской области показывает, что на протяжении нескольких последних лет дефицита не было.

В целях достижения устойчивого роста экономики региона и стабилизации социально-политической ситуации должны быть предусмотрены меры по укреплению доходной базы консолидированного и областного бюджета Свердловской Области и повышению эффективности использования бюджетных средств.

Укреплению доходной базы послужат:

- разработка и утверждение программы действий по аккумулированию доходов консолидированного и областного бюджета Свердловской области;

- укрепление платежной дисциплины налогоплательщиков и развитие налогового администрирования;

- усиление мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения, приведшие к неполному формированию доходной базы бюджета;

- изменение порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов; перерасчет штрафных санкций за нарушение налогового законодательства; совершенствование механизма уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;

- развитие порядка реструктуризации задолженности организаций по платежам в областной бюджет с учетом периода ее возникновения;

- увеличение доходов областного бюджета от использования госсобственности с одновременной разработкой комплекса мер по увеличению доходов от госимущества;

- комплекс мер, целью которых является увеличение доходов областного бюджета.

Повышению эффективности использования бюджетных средств должны содействовать:

- утверждение и реализация программы сокращения расходов, финансируемых за счет областного бюджета;

- проведение анализа использования бюджетных средств, выделяемых в рамках государственной поддержки предприятий и организаций, осуществляемой на возвратной и безвозвратной основе;

- разработка комплекса мер по финансовому оздоровлению бюджета Свердловской Области и совершенствованию взаимоотношений с федеральным бюджетом;

- проведения ряда других мероприятий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Методика формирования рациональных организационно-финансовых решений по бюджетному комплексу региона включает в себя два крупных блока: по проектному расчету доходов областного бюджета; по планово-расчетным расходам.

Доходная база областного бюджета рассчитывается в проектном режиме по основным и другим видам доходов. При этом учитывается начисление платежей в бюджеты всех уровней с территории муниципального образования.

Налог на прибыль самый значимый вид налоговых платежей. Объем отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет рассчитывается на базе начисленных платежей в бюджетную систему РФ с территории муниципального образования за отчетный период. Также устанавливается ряд коэффициентов: коэффициент досчета до ожидаемых начислений за 2003 год; коэффициент ожидаемого роста начислений в 2004 году.

В целях обеспечения достоверности расчетных данных о начисленных платежах по отдельным муниципальным образованиям возможно принятие за расчетную базу могут приниматься показатели фактических поступлений.

Налог на имущество проектно рассчитывается с учетом начисленных платежей в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования за 2002 год с применением совокупности коэффициентов: коэффициент изменения налогооблагаемой базы; коэффициент собираемости по Свердловской Области за 2002 год; коэффициент ожидаемого роста начислений в 2003 году; коэффициент ожидаемого роста начислений в 2004 году.

В областной бюджет Свердловской Области поступают определенные виды акцизных платежей: акциз на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой; акциз на спиртосодержащие растворы; акциз на водку и ликероводочные изделия; акциз на коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное; акцизы на другие алкогольные напитки; акциз на пиво. Объем поступлений акцизных платежей в областной бюджет в 2004 году определяется на основе начисленных платежей в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования в 1 полугодии 2003 года, которые принимают за собой базовый показатель по обозначенному виду акцизов, с применением коэффициента досчета до ожидаемых начислений за 2003 год.

В целом, проектные расчеты по акцизным поступлениям в областной бюджет производятся аналогичным образом с учетом начисленных платежей в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования за единообразный отчетный период с четом коэффициента досчета до ожидаемых начислений за текущий год, ожидаемого роста начислений в планируемом финансовом году. При использовании норматива зачисления в консолидированный бюджет области в соответствии с действующим законодательством РФ в текущем и проектном году с корректировкой ставки акцизов и нормативом зачисления акцизов конкретного вида в областной бюджет.

Формирования проектного значения налога с продаж приближенно к определению акцизов, так как и тот и другой налог относятся к косвенным налогам. Существенным является момент базовой величины – фактические поступления. Таким образом, объем поступлений налога с продаж в областной бюджет на 200» год рассчитывается на основе фактических поступлений в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования за 2002 год, т.е. отчетный период, с коэффициентом ожидаемого роста поступлений в 2003 году.

Параметр фактических поступлений применим при проектировании сумм поступлений налога на доходы физических лиц. Так, объем поступлений налога в областной бюджет в 2002 году проектируется на базе фактических поступлений в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования за 2002 год с учетом коэффициента ожидаемого роста поступлений в 2003 году и 2004 году.

Земельный налог за земли городов и поселков, проектируемый к поступлению в областной бюджет в 2004 году, принимается на основании начисленных платежей в бюджетную систему РФ по муниципальному образованию за 2002 год с применением коэффициентов ожидаемого роста начислений в связи с индексацией ставок земельного налога в 2003 году и коэффициента собираемости.

При расчете платежей по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности используется критерий фактического поступления. Так, объем поступлений по данному налогу в областной бюджет в 2004 году определяется на базе фактических поступлений в консолидированный бюджет области в 2002 году с учетом изменения налогового законодательства и коэффициентов ожидаемого роста платежей в 2003 году и 2004 году. При этом поступления в 2002 году в консолидированный бюджет области единого налога на вмененный доход суммируются для юридических лиц и для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответственным образом разграничиваются коэффициенты норматива зачисления в 2002 году в консолидированный бюджет области.

Объем поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прогнозируется в 2004 году аналогичным образом. Основой служат фактические поступления в консолидированный бюджет области в 2002 году единого налога для юридических лиц и единого налога для физических лиц, с учетом изменений бюджетного законодательства и коэффициентов ожидаемого роста платежей в 2003 и 2004 году.

Как и по предыдущему виду налога целесообразно разделение и нормативов зачисления в консолидированный бюджет области в 2002 году единого налога для юридических лиц и физических лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Кроме того, должен быть учтен норматив зачисления налога в областной бюджет.

Ряд поступлений в областной бюджет на планируемый год рассчитываются уполномоченными министерствами и ведомствами по функциональному назначению. Так, лесные подати и арендная плата за пользование лесным фондом по объему на 2004 год определяются по прогнозу поступлений платежей в консолидированный бюджет области с территории муниципального образования, рассчитанное Министерством Природных Ресурсов Свердловской Области, исходя из объемов отпуска и стоимости.

Определение объема поступлений дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности Свердловской Области, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Свердловской Области, отчислений от областных унитарных предприятий находится в ведении Министерства по Управлению Государственным Имуществом Свердловской Области.

Другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Свердловской Области рационально рассчитывать на основании фактических поступлений в областной бюджет в 2002 году и коэффициента ожидаемого роста поступлений в 2003 и 2004 году.

Чрезвычайно важно при расчете прогноза доходов областного бюджета субъекта РФ использовать оптимально определенные коэффициенты ожидаемого роста доходных поступлений.

Существенным элементом является то, что за базовый параметр принимаются показатели предыдущего финансового года. Коэффициент рассчитывается как соотношение между текущим и базовым значением; между текущим и прогнозируемым значение, т.е. показатель 2003 года соотносится с показателем 2002 года, соответственно 2004 год к 2003 году. Расчет коэффициентов ведется только по тем периодам, где он используется в прогнозирование объемов поступлений по налогам и сборам.

Следующим крупным блоком формирования рациональных организационно-финансовых решений по бюджетному комплексу субъекта РФ является проектный расчет расходов областного бюджета. Проектные расходы определяются исходя из плановых текущих расходов, учтенных Министерством Финансов Свердловской Области в областном бюджете на финансовый год. При этом принимается во внимание повышение расходов на тепловую и электроэнергию в 1,2 раза. Одновременно индексируются материальные затраты в 1,1 раза. С принятием решений федеральных органов власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы плановые расходы также подлежат увеличению.

Плановые расходы рассчитываются по следующим разделам: государственное управление; государственная поддержка архивной службы; правоохранительная деятельность и обеспечение, и безопасность; промышленности, энергетика, строительство; гидрометеорология; прочие виды транспорта; предупреждение и ликвидация последствии чрезвычайных ситуаций; государственная противопожарная служба; образование; культура и искусство; здравоохранение и физическая культура, санитарно-эпидемиологический надзор, обязательное медицинское страхование; социальная политика: учреждения социального обеспечения, социальная помощь, социальная помощь, молодежная политика прочие мероприятия; финансовая помощь бюджетам других уровней.

Расходы по разделу государственное управление рассчитываются исходя из числа работников органов исполнительной власти Свердловской Области ежегодно определяемой суммы на одного работника.[12]

В целом, расходы на содержание законодательных и исполнительных органов субъекта Федерации устанавливаются в пределах утвержденных смет, согласованных с Министерством Финансов Свердловской Области, с учетом предельной численности служащих, утвержденной Правительством области, переходом на условия оплаты труда, предусмотренные федеральным законодательством.

Государственная поддержка архивной службы осуществляется исходя из плановых назначений текущего финансового года с учетом повышения заработной платы, тарифов на тепловую и электроэнергию, материальных затрат.[13]

Расходы в проектном режиме на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности рассчитываются как произведение утвержденной штатной численности сотрудников правоохранительных органов и расходов, определенных на одну штатную единицу в финансовом году.[14]

По разделу промышленности, энергетики и строительства из областного бюджета предусматриваются субсидии на услуги, представляемые газоснабжающими организациями для населения. Расчет ведется по объему реализуемого газа по ежегодному масштабу на основе финансового показателя в расчете на 1 т.

Аналогичным образом проектируется расходы на гидрометеорологию. Принимаются во внимание затраты на гидрометеорологические работы на одного жителя в год и число жителей области.

Областной бюджет финансирует государственную поддержку перевозки пассажиров воздушным транспортом в труднодоступные транспортном обеспечении районы области. Плановые показатели субсидирования авиапредприятия по перевозке пассажиров рассчитываются как произведение сводного финансового показателя в расчете на одного жителя труднодоступных районов области на количество населения.

Расходы на обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций и аварий областного уровня определяются аналогичным порядком: произведение расходов в расчете на одного жителя области в год на число жителей в области.

Планирование расходов на государственную противопожарную службу производится исходя из утвержденной штатной численности сотрудников, финансируемой из областного бюджета, и расходов, определенных на одну штатную единицу.

Расчетные расходы областного бюджета по образованию устанавливаются на основе плановых назначений, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Причем корректировка этих затрат производится с учетом повышению расходов на энерго и материалобеспечение. Планирование расходов осуществляется по ведомственной подчиненности на общее образование; профессиональное начальное обучение; средне профессиональное обучение; переподготовка и повышение квалификации; прочие расходы в области образования.

Дополнительно плановые расходы увеличиваются на мероприятия, финансируемые из областного бюджета. В частности, общие расходы на образование повышаются на 3% для обеспечения оборудованием сельских школ и школ рабочих поселков; на 12% - на федеральный и региональный комплект учебников; на мероприятия по оздоровлению детей с учетом ежегодной индексации. В плановый расчет закладываются затраты на выплату компенсаций за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам муниципальных учреждений образования из расчета норматива, установленного федеральным законодательством и количеством педагогических работников.

Расходы областного бюджета проектного масштаба на содержание учреждений культуры и искусства планируются исходя из показателя на одного жителя области в год и числа жителей области.

В дополнение к остальным суммам присоединяются расходы на реставрацию и охрану зданий-памятников истории и культуры субъекта РФ в размерах арендной платы, установленной программой управления государственным имуществом Свердловской Области на планируемый финансовый год.

Реализация мероприятий по доходам и расходам бюджета Свердловской Области должна обеспечить реальность показателей важнейшего звена бюджетной системы на среднесрочную перспективу, усилить его роль регулирования экономики региона.

 

Вывод.

С помощью сформулированных выше правил формирования бюджета субъекта РФ можно сказать, что при их рациональном использовании доходная часть увеличится, что позволит в полном объеме профинансировать расходную часть, а также расширить спектр расходов бюджета.

 

 



Заключение.

 

Обеспечение эффективного функционирования бюджета в национальной экономической системе – одна из первоочередных проблем экономики России на современном этапе. Рыночные условия хозяйствования предусматривают коренное реформирование бюджетной системы. Современная отечественная бюджетная система находится в динамичном развитии. Одновременно отрабатывается современный механизм формирования и исполнения бюджета, регулируется компетенция между федеральными, территориальными уровнями власти и органами местного самоуправления.

В решении проблем формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета должны принимать активное участие ученые-экономисты, специалисты, налогоплательщики как совокупность лиц, заинтересованных в реальном исполнении бюджетного фонда и эффективном использовании мобилизованных средств.

Обобщение содержания принципов построения бюджетной системы, их реализация должны служить выполнения поставленных общегосударственных экономических и социальных задач, принятых программных направлении и формирования финансово устойчивых бюджетов.

Интегрированная модель функционирования субъекта РФ выступает в качестве финансовой модели, отражающей существенные стороны экономической сущности бюджета, с точки зрения исследования.

Научно обоснованная концепция развития бюджета региона на текущий период и стратегическую перспективу позволяет сочетать основные направления использования бюджетных отношений, конкретные пути достижения установленных параметров в ограниченном соединении свойств бюджета как экономической категории с использованием бюджетных отношений в интересах экономики и населения региона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: