Внешнеторговая политика государства

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. ВЭП осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает[8].

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей[9].

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты - через Внешэкономбанк СССР.

Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.

Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», в котором были учтены результаты четырехлетнего периода реформ во внешнеэкономической отрасли нашей страны[10]. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.

Этот закон явился основой правовой базы регулирования и организации ВЭД в Российской Федерации вплоть до 2003 г, когда был принят новый Федеральный №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[11].

 Принятие нового закона обусловлено интенсивным развитием внешнеторговых связей России, её интеграцией в мировую экономику и необходимостью в следствие этого формированием современных инструментов реализации государственной политики на основе общепризнанных норм и правил в МТ, прежде всего в ВТО. При разработке закона учитывались основные документы  ВТО, определяющие современные правила развития международной торговли: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТАПИС), Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования и других документов, составляющих правовую базу деятельности ВТО[12]. Отличительные особенности нового закона – более точное разграничение положения, касающегося государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области МТ товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятель­ности предприятия включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экс­портируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД[13].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности –  деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Главная задача внешнеторговой политики – создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны, решение важных задач по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечения экономической безопасности страны[14].

В настоящее время данный закон является основным документом, определяющим как форму, так и содержание всей системы государственного регулирования внешнеэкономической сферы страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: