Развитие теории потребительского поведения на современном рынке

Рассмотрим отличия рынка начального периода и сегодняшнего насыщенного рынка:

 1. Незначительное предложение рынка, сменилось многообразным и весьма насыщенным предложением на современном этапе.

 2. Свойства предлагаемых товаров на современном этапе рынка нередко меняются чаще, чем в этом есть потребность у потребителей. Производители находятся в постоянном поиске изменений, улучшений. Множество денег тратится на научные изыскания и эксперименты. Гонка за новшествами столь велика, что нередко предложения производителя значительно опережают потребности людей. Потребитель просто уже не успевает за изменениями, которые предлагает производитель, некоторые изменения являются невостребованными.

 3. Поведение современных покупателей более многофакторно, нежели раньше. Производители увеличивают разнообразие методов влияния на потребителей, что делает процесс покупки еще более сложным. В частности налицо тенденция усиления роли импульсивных покупок и влияния на потребителя в момент покупки.

4. Возрастает требовательность потребителей к продукту. Принципиально важным становится изучение идеального продукта, идеального бренда. Затем под выявленные характеристики создаются новые продукты.

 Рассмотрим основные факторы, которые могут оказывать влияние на потребление в современных условиях.

 

1. Традиционное действие потребителя. Многократно повторяющееся действие становится традиционным, выполняемым автоматически, без размышлений. Повседневное поведение в таком режиме позволяет существенно экономить силы, нервы, время и не ломать голову при каждой покупке. Стратегия многих западных торговых фирм направлена на выработку у покупателей механизма традиционного поведения. Один из приемов — стимулирование покупок в одном и том же магазине: за каждую покупку на определенную сумму выдается ваучер, марка или чек, накопление которых позволяет через некоторое время купить товар с большой скидкой или вообще получить бесплатно. Человек, которого удалось втянуть в эту игру, уже не способен целерационально оценивать качество товара и сравнивать цены, он, как коллекционер, одержим погоней за комплектом купонов.

2. Инструментальное действие. Оно направлено на удовлетворение базовых потребностей, которые нельзя удовлетворять. Здесь необходимо сделать оговорку: человек руководствуется не объективными потребностями своего организма, а своими представлениями о них, не объективными интересами, а тем, как он их видит. Целый ряд потребностей рассматривается людьми как базовые, которые нельзя игнорировать. Поэтому при принятии решения о покупке товаров первой необходимости колебания цен, не выходящие за рамки финансовых возможностей людей, существенно не влияют на их потребление. Перечень этих осознанных потребностей обусловлен культурой данного народа и времени. Так, а России и целом ряде других стран к такому неприкосновенному набору относится хлеб, хотя многие народы его либо вообще не употребляют, либо делают это в очень ограниченных масштабах. К такого же рода товарам относятся и лекарства, медицинские услуги: больного человека останавливает не сам рост цен, а лишь отсутствие достаточного количества денег в кармане. Пока деньги есть, эти товары и услуги приобретаются, а рост цен игнорируется.

3. Поведение потребителей во время инфляции. Инфляция — характерная черта экономической истории всех стран мира. Она коренным образом трансформирует правила экономического обмена и оказывает мощное воздействие на поведение потребителя. В условиях инфляции резко возрастает спрос на золото и другие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции.

4. Иррациональное потребительское поведение. Механизм данного поведения основан на психологической реакции человека: подражании, заражении чьей-то идеей, внушении. Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия. Паника, наркотики, шопинг-наркомания так же одни из феноменов истока иррационального поведения.

5. Ценностно-ориентированное поведение потребителя. Для определенного слоя потребителей сама цена является ценностью, обладает престижем. В этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потребления. В былые века предметы показного потребления богатых слоев общества бросались в глаза своим качеством, которое было несопоставимо с качеством товаров, использовавшихся массой населения. Люди, покупающие товары в в дорогих магазинах, никогда не признаются, что платят в два-три раза дороже только за марку, которая означает, что вещь дорогая.

 

Рыночный спрос.

   Рыночный спрос — это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени. Функция рыночного спроса характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного товара.

Рыночная кривая спроса D получается в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.(прилож.И).

 

 

Рыночный спрос в России.

Заключение

Теория потребительского выбора анализирует процесс принятия решений индивидами. Мы убедились, что она имеет широкую область применения: объясняет выбор между различными продуктами, работой и досугом, сбережением и потреблением и многими другими альтернативами. Каждый из нас прекрасно осведомлен о том, что наш выбор ограничен нашими финансовыми ресурсами. Имея в виду это ограничение, мы стремимся достичь максимального удовлетворения наших потребностей. Теория потребительского выбора описывает эти не всегда однозначные психологические процессы таким образом, чтобы мы получили возможность провести их экономический анализ.

Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.

Изучение потребительского поведения — сложная наука. В своей курсовой работе я изложила основные концепции проблем потребительского поведения, а также максимизацию блага. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных мной в ходе выполнения данной работы:

– выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

– поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и и руководствуется личным интересом;

– потребитель стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую полезность;

– линия бюджетного ограничения потребителя показывает возможные комбинации товаров, которые он может купить при данном уровне своих доходов и существующих ценах.

– наклон бюджетной линии равен относительной цене товаров, а кривые безразличия отражают предпочтения потребителя.

Таким образом, можно смело сказать, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину, о проблемах с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя од влиянием определенных факторов и чем мотивируется его выбор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: