Консультирование родителей чаще всего осуществляется в связи с проблемами школьников. Цель психологической работы с родителями состоит прежде всего в том, чтобы добиться осознания ими собственного стиля воспитания и взаимоотношений с детьми, в повышении их социальной и коммуникативной компетентности.
Кроме того, консультации психологов необходимы для налаживания сотрудничества школы с родителями, оптимизации всех видов родительской работы в школе. Цели психологической поддержки родительской активности могут состоять, в частности, в том, чтобы помочь родителям правильно организовать родительское собрание. Психолог пытается развить у родителей активную позицию по отношению к школе, помочь осознать свою долю ответственности за происходящие в ней процессы.
Психологи работают также с представителями школьной администрации. Для этой категории клиентов особо необходимы знания и соответствующие навыки, связанные с организаторской работой, ведением сложных переговоров, пониманием специфики групповых процессов и др. Для управленцев важны также навыки самоорганизации в работе и навыки преодоления стрессовых ситуаций.
|
|
Психологическая работа в сети сервисных учреждений .
|
сети учреждений позволяет психологу быстро перенаправить клиента в нужное ему учреждение, где могут оказать помощь в разрешении его проблем. Личные контакты и общение представителей различных профессий позволяют добиться эффекта синергии в деятельности междисциплинарных систем по обслуживанию населения.
Школьные психологические службы поддерживают постоянные контакты с учреждениями по работе с подростками и молодежью, с управлениями по делам молодежи, с психотерапевтическими консультациями, медицинскими учреждениями. Они активно сотрудничают также с юридическими службами, с коммунальными и региональными административными органами, а также с различными учреждениями психосоциальной помощи.
В последнее время в сообществе школьных психологов Германии все большее внимание уделяется проблеме оценки качества психологической работы.
Г. Гейзе утверждает, что основным мотивом оценивающей деятельности должна стать необходимость для психологов прояснить самим себе, насколько эффективны предлагаемые ими услуги. Разработка таких критериев и стандартов является сложной проблемой. По мнению Г. Гейзе, можно выделить как «мягкие» критерии такие, например, как удовлетворенность клиентов, так и более «жесткие», например, изменения в поведении клиентов или изменения школьной жизни в тех или иных ее аспектах. При оценке эффективности необходимо учитывать также «исходные переменные», прежде всего условия труда психологов, которые для эффективного труда значат не меньше, чем квалификация работников.
|
|
На XX конгрессе по прикладной психологии немецкими коллегами был принят ряд критериев оценки эффективности деятельности школьных психологов:
• Соответствие деятельности психологов спросу.
• Позитивные изменения, происходящие в тех или иных сферах школьной жизни.
• Позитивные изменения, происходящие с клиентами.
|
Свой вклад в становление системы школьной психологической службы внесли и первые конференции по этой проблеме: I Всесоюзная конференция по проблемам психологической службы в СССР (1984), всесоюзная конференция «Научно-практические проблемы школьной психологической службы» (1987). Участники обсуждали научные, методические и организационные проблемы, определяли цели, задачи, основные виды деятельности психолога в школе. Создание системы психологической службы народного образования отвечало определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей. С распадом СССР, началом масштабных социально-экономических реформ появились и новые проблемы, которые призвана решать психологическая служба. Кризисные явления в стране, снижение уровня жизни людей не могли не сказаться на психологическом и соматическом статусе как родителей, так и детей. Вот некоторые следствия различных негативных процессов в стране: ухудшаются показатели здоровья детей, постоянно растет детская преступность, увеличивается количество дезадаптированных детей с различными проблемами (отклонения в развитии и поведении, учебные трудности, дефекты мотивационной сферы и т.п.), снижается эффективность образования. Существует мощный социальный запрос, связанный с необходимостью психологической поддержки населения в условиях хронического социального кризиса. Таким образом, к общим задачам психологической службы образования – обеспечению нормального, гармоничного психического развития – сегодня добавляются новые, в частности усиление работы с контингентом детей из «групп риска», профилактика детской преступности, помощь детям, находящимся в безвыходной ситуации, разработка системы экстренной, в том числе дистантной, психологической помощи (телефон доверия), и многие другие.
|
организацию системы психологической поддержки образования на примере Москвы, где деятельность психологов-практиков непосредственно в образовательных учреждениях разного типа сочетается с работой психолого-медико-социальных центров помощи детям и подросткам.