Психологическая работа с другими участниками образовательного процесса (с родителями, школьным руководством)

Консультирование родителей чаще все­го осуществляется в связи с проблема­ми школьников. Цель психологической работы с родителями состоит прежде всего в том, чтобы добиться осознания ими собственного стиля воспитания и взаимоотношений с детьми, в повыше­нии их социальной и коммуникативной компетентности.

Кроме того, консультации психоло­гов необходимы для налаживания со­трудничества школы с родителями, оп­тимизации всех видов родительской ра­боты в школе. Цели психологической поддержки родительской активности мо­гут состоять, в частности, в том, чтобы помочь родителям правильно организо­вать родительское собрание. Психолог пыта­ется развить у родителей активную по­зицию по отношению к школе, помочь осознать свою долю ответственности за происходящие в ней процессы.

Психологи работают также с пред­ставителями школьной администрации. Для этой категории клиентов особо не­обходимы знания и соответствующие на­выки, связанные с организаторской ра­ботой, ведением сложных переговоров, пониманием специфики групповых про­цессов и др. Для управленцев важны также навыки самоорганизации в рабо­те и навыки преодоления стрессовых си­туаций.

Психологическая работа в сети сер­висных учреждений .

11
По данным проведенно­го исследования, 9 % деятельности пси­хологов (по затратам рабочего времени) приходится на сотрудничество с регио­нальными и городскими медицинскими, социальными учреждениями, органами правопорядка и т.д. Работа в

сети учреждений позволяет пси­хологу быстро перенаправить клиента в нужное ему учреждение, где могут ока­зать помощь в разрешении его проблем. Личные контакты и общение представи­телей различных профессий позволяют добиться эффекта синергии в деятельно­сти междисциплинарных систем по об­служиванию населения.

Школьные психологические службы поддерживают постоянные контакты с учреждениями по работе с подростками и молодежью, с управлениями по делам молодежи, с психотерапевтическими кон­сультациями, медицинскими учрежде­ниями. Они активно сотрудничают так­же с юридическими службами, с ком­мунальными и региональными админи­стративными органами, а также с раз­личными учреждениями психосоциаль­ной помощи.

В последнее время в сообществе школьных психологов Германии все боль­шее внимание уделяется проблеме оцен­ки качества психологической работы.

Г. Гейзе утверждает, что основным мотивом оценивающей деятельности должна стать необходимость для психо­логов прояснить самим себе, насколько эффективны предлагаемые ими услуги. Разработка таких критериев и стан­дартов является сложной проблемой. По мнению Г. Гейзе, можно выделить как «мягкие» критерии такие, например, как удовлетворенность клиентов, так и более «жесткие», например, изменения в поведении клиентов или изменения школьной жизни в тех или иных ее ас­пектах. При оценке эффективности не­обходимо учитывать также «исходные пе­ременные», прежде всего условия труда психологов, которые для эффективного труда значат не меньше, чем квалифи­кация работников.

На XX конгрессе по прикладной психологии немецкими коллегами был принят ряд критериев оценки эффек­тивности деятельности школьных пси­хологов:

• Соответствие деятельности психо­логов спросу.

• Позитивные изменения, происхо­дящие в тех или иных сферах школь­ной жизни.

• Позитивные изменения, происхо­дящие с клиентами.

12


Свой вклад в становление системы школьной психологической службы внесли и первые конференции по этой проблеме: I Всесоюзная конференция по проблемам психологической службы в СССР (1984), всесоюзная конференция «Научно-практические проблемы школьной психологической службы» (1987). Участники обсуждали научные, методические и организационные проблемы, определяли цели, задачи, основные виды деятельности психолога в школе. Создание системы психологической службы народного образования отвечало определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей. С распадом СССР, началом масштабных социально-экономических реформ появились и новые проблемы, которые призвана решать психологическая служба. Кризисные явления в стране, снижение уровня жизни людей не могли не сказаться на психологическом и соматическом статусе как родителей, так и детей. Вот некоторые следствия различных негативных процессов в стране: ухудшаются показатели здоровья детей, постоянно растет детская преступность, увеличивается количество дезадаптированных детей с различными проблемами (отклонения в развитии и поведении, учебные трудности, дефекты мотивационной сферы и т.п.), снижается эффективность образования. Существует мощный социальный запрос, связанный с необходимостью психологической поддержки населения в условиях хронического социального кризиса. Таким образом, к общим задачам психологической службы образования – обеспечению нормального, гармоничного психического развития – сегодня добавляются новые, в частности усиление работы с контингентом детей из «групп риска», профилактика детской преступности, помощь детям, находящимся в безвыходной ситуации, разработка системы экстренной, в том числе дистантной, психологической помощи (телефон доверия), и многие другие.

26
Современная система психологической службы образования, созданная решением Коллегии Минобразования от 29 марта 1995 г., на нынешнем этапе развития продолжает находиться в стадии становления, хотя уже проделана большая организационная, научная и методическая работа. В следующих разделах мы проанализируем

организацию системы психологической поддержки образования на примере Москвы, где деятельность психологов-практиков непосредственно в образовательных учреждениях разного типа сочетается с работой психолого-медико-социальных центров помощи детям и подросткам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: