Закрепление работников торгового зала по зонам персональной ответственности и внедрение процедуры наставничества для внедрения алгоритма формирования ассортимента

 

В целях улучшения процесса представления ассортимента товара в торговом зале предлагается распределение персонала по зонам персональной ответственности. Такое распределение предполагает, что каждый работник торгового зала отвечает за определенную группу товара и контролирует весь процесс движения данного товара: от заявки на товар до его раскладки в торговом зале и продажи покупателю.

Распределение персонала по зонам ответственности позволит:

¾ избежать ситуаций как затоваривания (что приводит к необходимости списания товара с истекшими сроками годности), так и дефицита товара;

¾ качественно проводить приемку товара, исключая факт приемки некомплектных товаров, товаров с утерянным товарным видом, некачественных товаров;

¾ обеспечить рациональную выкладку товаров на витринах, что позволит, во-первых, сократить рабочее время на поиск товара, а во-вторых, исключить ситуации, когда товар, поступивший позднее выставляется на витрине в рядах, ближайших к покупателю (в результате товар, принятый ранее не реализуется своевременно, теряет товарный вид, списывается по причине истекшего срока годности).

В целях повышения эффективности работы с вновь принятыми работниками предлагается внедрение наставнического обучения. В целях внедрения процесса адаптации персонала в супермаркете «О Кей» необходимо:

1. разработать Положение об адаптации персонала;

2. разработать критерии и порядок оценки результатов эффективности адаптации работника;

3. разработать критерии и порядок оценки эффективности работы наставника.

Разработанная основе схема процесса адаптации персонала представлена в таблице 11.

 

Таблица 11 – Рекомендуемая схема процесса адаптации персонала

Действия Ответственный Исполнитель Документ
1 Оценка уровня подготовленности нового работника

Заместитель директора по кадрам

Менеджер по кадрам

Анкеты вновь принятых работников. Положение об адаптации
2 Составление плана мероприятий, необходимых для адаптации работника

ДИ, РИ, анкеты вновь принятых работников, Положение об адаптации

3 Введение в организацию
3.1 Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и коллективным договором Правила внутреннего распорядка Коллективный договор Трудовой договор
1 2 3 4
3.3 Ознакомление с организационной структурой предприятия

Заместитель директора по кадрам

Менеджер по кадрам Положение об организационной структуре
4 Введение в подразделение    
4.1 Ознакомление работника с местом и ролью структурного подразделения в структуре предприятия, его задачами и функциями, взаимосвязями с другими подразделениями Непосредственный руководитель

Положение о структурном подразделении

 

4.2 Представление работника коллективу, ознакомление с распределением должностных обязанностей, со способами коммуникации внутри коллектива Непосредственный руководитель
4.3 Назначение наставника Непосредственный руководитель Положение о наставничестве
5 Введение в должность    
5.1 Ознакомление с должностными обязанностями, в том числе с алгоритмом формирования ассортимента Непосредственный руководитель Должностная инструкция
5.2 Составление и утверждение плана адаптации Непосредственный руководитель Положение об адаптации. План адаптации
5.3 Выполнение плана адаптации Непосредственный руководитель Работник (адаптант) Наставник План адаптации
6 Оценка адаптации      
1 2 3 4
6.1 Предварительный анализ вновь принятого работника по истечение первого и второго месяца адаптации

Заместитель директора по кадрам

Непосредственный руководитель, наставник, менеджер по кадрам Положение об адаптации. План адаптации
6.2 Корректировка плана адаптации Непосредственный руководитель, наставник План адаптации. Дополнение к плану адаптации
6.3 Заключительный анализ адаптации (за 7 рабочих дней до окончания адаптационного периода) Наставник, непосредственный руководитель План адаптации. Положение об адаптации. Опросный лист адаптанта
6.4 Разработка и реализация дополнительных мероприятий по адаптации (по необходимости) Непосредственный руководитель, наставник Дополнения к плану адаптации
6.5 Оценка эффективности работы наставника Непосредственный руководитель, менеджер по кадрам Карта эффективности системы наставничества.
6.6 Завершение процесса адаптации Непосредственный руководитель, менеджер по кадрам Форма «оценка деятельности работника в период адаптации». План адаптации

 

В целях эффективности обучения персонала формированию ассортимента предлагается обучение группы наставников (5 чел.) на семинаре «Управление ассортиментом». Программа семинара представлена в таблице 12.

 

Таблица 12 – Программа семинара «Управление ассортиментом»

Содержание занятия Число часов
Введение. Значение фактора ассортимента. Основные ошибки при работе с ассортиментом в российской рознице, и как их избежать. 8
Формирование ассортимента магазина. Факторы, влияющие на ассортимент. Концепция магазина и ее значение при формировании ассортимента. Соотношение товаров различных ценовых категорий. Выбор приоритетный направлений в ассортименте. Анализ конкурентов и определение конкурентных преимуществ. 8
Состав товаров и услуг торгового центра. Позиционирование ТЦ и эффективный подбор арендаторов. Для магазинов, которые являются арендаторами в ТЦ, – оценка перспектив торговли, влияния других арендаторов. 8
Методы изучения покупательской среды. Методы исследований в рознице. Как эффективно выбрать методы маркетинговых исследований и провести исследование. Анализ места расположения магазина. Анализ потоков. Влияние объектов инфраструктуры и других торговых предприятий на торговлю. Практические занятия: выбор концепции, ассортимента и ценовой политики торгового предприятия.   8
Анализ и оптимизация ассортимента. Общие принципы. Периодичность проведения анализа. Распределение задач по сбору информации и анализу между отделами/сотрудниками компании. Достоинства и недостатки различных организационных структур компании с точки зрения организации процесса управления ассортиментом. Управление товарными категориями. Оптимизация товарного каталога. Основные показатели, по которым определяются тенденции развития магазина. Положительные и опасные сигналы. Выводы и действия по типам магазинов и в целом по сети. Использование программного обеспечения. Практические занятия, обсуждение примеров, case-study и индивидуальные консультации.     16
Анализ структуры ассортимента. Значение товарных групп. Критерии отбора новых товаров для введения в ассортимент. Критерии для выведения товаров из ассортимента. Методика определения различных товарных сегментов для повышения эффективности продаж (ходовые, зависшие товары, товары с различными темпами продаж и т.д.). Возможные варианты стратегий работы с выявленными сегментами товаров (ценообразование, выкладка, размещение в зале, акции). Критерии выбора товаров для дополнительной выкладки. Критерии выбора оборудования поставщиков для размещения в торговом зале. Методы расчета «цены места» в торговом зале. Организация распродаж. Организация специальных акций. Собственные акции, совместные и акции поставщиков. Оценка эффективности промо-акций.     8
Оценка эффективности использования торговых площадей. Выводы и действия. Показатели, по которым определяется эффективность организации торгового пространства. Особенности проведения оценки эффективности в магазинах различной специализации. Причины низкой рентабельности, связанные с неэффективной организацией торгового пространства.   8
Анализ структуры чеков. Выводы и действия. Изменения в магазине. Чувствительность покупателей к изменениям, организация, частота и виды изменений. Сезонность и праздники. Оценка эффективности изменений.   8
Разработка и внедрение стандартов. Стандарты и правила для сетей: что это такое, и как их разрабатывать и использовать. Стандарты в многоформатной сети. Составление планограмм. Расчет нормативов места для групп товаров. Сбор информации для анализа. Формат альбома и инструкций. Тиражирование. Сотрудники, ответственные за разработки. Периодичность пересмотра и изменений. Этап внедрения.     8

 

Стоимость курсов составляет 15 чел. на одного слушателя. В расчете на 5 работников – 75 тыс.руб.

В таблице 13 представлены основные составляющие наставничества, рекомендуемые к внедрению.

 

Таблица 13 - Рекомендуемые составляющие наставничества

Основные составляющие наставничества Краткая характеристика составляющих
Формирование контингента наставников Принципы формирования: занимаемая должность; стаж (опыт) работы в должности; личное желание
Диапазон наставничества На одного наставника приходится один вновь принятый работник (1:1)
Регламентация системы наставничества Разрабатываются и утверждаются: Положение о наставничестве; Положение и стимулировании наставников
Формы и методы работы с кураторами Собрания, совещания, конкурс на звание «Лучший наставник»
Система стимулирования Денежные стимулы – доплата за наставничество; премирование Неденежные стимулы – объявление благодарности

 

Стартовая составляющая — подбор наставника. Подбор наставников должен основываться на трех «одновременных и первичных критериях»: занимаемая должность, стаж работы вообще и на предприятии в частности, личное желание. Личное желание имеет большое значение, поскольку оно свидетельствует о том, что данный работник хочет попробовать себя в специфической роли наставника и освоить ее.

Вторая важная составляющая — диапазон наставничества, который выражает количество подопечных, находящихся у одного наставника. Наиболее рациональным является диапазон 1: 1.

Для оценки наставничества предлагается использовать специальные оценочные карты (таблица 14). Смысл представленной карты заключается в выявлении наиболее слабых мест в наставничестве по правилу АВС, где А — самое слабое звено. Каждый из наставников, получив «целевую установку» для оценки в устной или письменной форме, оценивает с помощью оценочной шкалы соответствующие составляющие наставничества. При обработке оценок в числителе суммируются оценки по каждой составляющей, которые делятся на количество наставников. Таким образом, в отдельной карте после проставления средних оценок по каждой составляющей, можно будет увидеть наименьшую оценку (А), более высокие последующие оценки по сравнению с наименьшей (В, С). Определив наиболее слабые составляющие наставничества, можно переходить к получению конкретной информации по каждой из них: какие недостатки, свойственны этим составляющим и что предлагают наставники для их устранения.


Таблица 14 - Форма оценочной карты эффективности системы наставничества

Основные составляющие системы

Оценки (1 – самая низкая оценка, 9 – самая высокая оценка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Формирование контингента наставников                  
Диапазон наставничества                  
Регламентация системы наставничества                  
Организация системы наставничества                  
Система стимулирования наставников                  

 

Для стимулирования труда наставников предлагается внедрение системы доплат: 10 % к оплате труда по тарифу.

Для количественной оценки глубины адаптированности работника рационально использовать шкалу удовлетворенности факторами производственной ситуации. Предлагается вариант опросного листа адаптанта (табл. 15).

 

Таблица 15 - Опросный лист адаптанта

Наименование фактора производственной ситуации Совершенно удовлетворен (+1,0) Удовлетворен (+0,5) Затрудняюсь ответить (0,0) Не удовлетворен (-0,5) Совершенно неудовлетворен (-1,0)
Содержание труда          
Наличие перспектив должностного продвижения          
Занимаемая должность          
Заработная плата          
Условия труда          
Организация труда          

Суммарный показатель удовлетворенности – индекс удовлетворенности рассчитывается по формуле:


(3)

 

где N1, N2, N3, N4 – соответственно количество ответов по каждой оценке.

Значение индекса удовлетворенности может колебаться от +1,0 (совершенно удовлетворен всеми факторами) до –1,0 (абсолютно неудовлетворен). При индексе удовлетворенности: от +1,0 до + 0,6 баллов можно говорить о высоком уровне адаптированности работника; от +0,59 до +0,2 – о среднем уровне адаптированности; менее +0,19 – о низком уровне адаптированности работника. Наставник получает надбавку к заработной платы в том случае, если по истечении трех месяцев адаптации уровень адаптированности нового работника не менее +0,2.

Для оценки эффективность процесса адаптации персонала один раз в квартал предлагается рассчитывать критерий по формуле:

 

 (4)

 

гдеКг – количество человек, отработавших больше 1 года;

Счп – среднесписочная численность персонала;

К закр – процент закрепляемости персонала.

Процесс является результативным, если процент закрепляемости персонала не ниже 70 %; эффективным, если процент закрепляемости персонала составляет 90 %.

Совершенствование процесса адаптации предусматривает затраты на приобретение программы оценки персонала; обучение персонала; оплату труда наставников.


Таблица 16 - Единовременные и текущие затраты на совершенствование процесса адаптации персонала

Вид затрат Значение

Единовременные затраты

Затраты на приобретение программы оценки персонала, тыс.руб. 20,0
Затраты на обучение наставников на курсах «Формирование ассортимента» 75,0

Текущие затраты (в месяц)

Оплата труда наставников, тыс.руб. 18,95

 

Единовременные затраты составят 95 тыс.руб. Текущие затраты за год: 18,95 * 12 = 227,4 тыс.руб.

Целевым показателем является достижение производительности труда вновь принятого работника значения средней производительности труда по предприятию по истечению 1,5 месяца адаптации. На настоящий момент целевой показатель достигается к концу 3-го месяца адаптации.

Перечень вновь вводимых документов и их форм, которые регламентируют работу подразделения или отдельных должностных лиц в условиях нововведения представлен в таблице 17.

 

Таблица 17 - Перечень вновь вводимых документов и их форм

Вновь вводимый документ
Положение об адаптации персонала
Положение о наставничестве
Оценочная карта эффективности системы наставничества
Опросный лист адаптанта

 

 






Заключение

 

Супермаркет «О Кей» предлагает потребителю полный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. При этом большую часть – 65 % - составляют продукты питания.

Проведенное исследование выявило проблемы управления супермаркетом «О Кей».

Формирование ассортимента нарушается по причине того, что поставка товара по дням недели осуществляется неравномерно. Пик поставок отмечается в понедельник, вторник и пятницу. Отклонение максимального объема поставок от минимального в течение недели составляет 37 %. Очевидно, что приемка товара в «авральном» режиме приводит к приемке некомплектного товара, некачественного товара, потерям товарного вида.

В связи с этим в супермаркете «О Кей» рекомендовано внедрение алгоритма формирования ассортимента, включающего: АВС-анализ, оценку времени присутствия товара на рынке; анализ представленности товара у конкурентов; рассмотрение наличия товаров-субститутов; анализ способов использования товаров; рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен; оценку известности, рекламируемости товара; принятие решения на основе данных факторов.

В целях рационального планирования ассортимента рекомендовано применение АВС-анализа – метода, позволяющего классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Использование АВС-анализа применительно к ассортименту колбас полукопченых представлено показало, что в результате внесенных корректив будет обеспечено повышение среднего уровня рентабельности с 6,37 до 8,02%. Кроме того, повысится запас финансовой прочности.

Важнейшим фактором эффективного формирования ассортимента в супермаркете «О Кей» является обеспечение своевременных поставок товаров. Несвоевременная их поставка приводит к неполной сформированности ассортимента, потерям выручки, оттоку покупателей.

В связи с этим разработана процедура отбора поставщиков. На основе полученных данных выбирается поставщик, набравший в сумме наибольшее количество баллов. Следующий за ним поставщик включается в резерв на случаи непредвиденного риска срыва поставки. В процессе проведенного анализа выявлена низкая эффективность процесса сортировки, отбраковки товара; комплектования товаров для выставления в торговом зале В целях улучшения процесса представления ассортимента товара в торговом зале предлагается распределение персонала по зонам персональной ответственности. Такое распределение предполагает, что каждый работник торгового зала отвечает за определенную группу товара и контролирует весь процесс движения данного товара: от заявки на товар до его раскладки в торговом зале и продажи покупателю.

Распределение персонала по зонам ответственности позволит:

¾ избежать ситуаций как затоваривания (что приводит к необходимости списания товара с истекшими сроками годности), так и дефицита товара;

¾ качественно проводить приемку товара, исключая факт приемки некомплектных товаров, товаров с утерянным товарным видом, некачественных товаров;

¾ обеспечить рациональную выкладку товаров на витринах, что позволит, во-первых, сократить рабочее время на поиск товара, а во-вторых, исключить ситуации, когда товар, поступивший позднее выставляется на витрине в рядах, ближайших к покупателю (в результате товар, принятый ранее не реализуется своевременно, теряет товарный вид, списывается по причине истекшего срока годности). В целях повышения эффективности работы вновь принятого персонала предлагается также внедрение наставнического обучения.



Список используемой литературы

 

1. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: - Уфа: УГАТУ, 2006.

2. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. – СПб.: Питер, 2007.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2008.

4. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2006.

5. Нагапетьянц Н.Я. Прикладной маркетинг: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Осипова А.В., Синлева И.Н. Основы коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2009.

7. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009.

8. Половцев Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: «Инфра-М», 2009.

9. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. - М., 2009. - 320с.

10. Создание спроса на ваши товары и услуги // Бизнес для всех. - 2008. - № 1. - С.18.

11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – Спб.: Питер, 2007.

12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело, 2005.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: