Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной культуры в музейно-экскурсионной работе

 

 

а) Особенности организации музейно-экскурсионной работы (отличие от работы в классе, связь с другими предметами)

 

Курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной школе.

Особенности курса.

Новый учебный курс - один из интегративных предметов. Интегративные предметы - это предметы новой школы, призванные на качественно новом уровне представить знания о мире и человеке. Нынешнее молодое поколение должно ясно сознавать, что всё в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо.

 

Незамедлительного решения требуют проблемы: как пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры и сформировать потребности в самых разных способах удовлетворения художественных интересов, выявление условий для создания образных представлений о жизни человечества в разные эпохи, в различных типах культуры, в различных регионах мира, отраженных в художественной культуре, нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок в процессе усвоения курса, создание критериев оценки освоения основ художественной культуры.

Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения. Сорокопятиминутное занятие позволяет только мельком пробежаться по поверхности предлагаемых художественных впечатлений и знаний.

Лучше предложить ученикам заниматься один раз в две недели, но по два часа, (или утвердить программу на 72 часа) то есть на многочасовом занятии в так называемой "методике погружения" (в этом случае, в непосредственном контакте с искусством). Только такое занятие может препятствовать распространённому ныне отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимет привычку к поверхностному его восприятию.

Только на многочасовом занятии можно создать особую эмоциональную атмосферу, настроить учащихся на специфическое художественное восприятие произведений искусства, подготовить их к осмыслению разнообразных явлений художественной культуры в контексте мировой истории.

Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс обучения должен предусматривать три обязательных и взаимосвязанных звена:

*Философская энциклопедия. Т. 1, М., 1990 с. 292..

 

аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории, класса) и внеаудиторные (непосредственно на выставках, в музее) занятия.

самостоятельная учебная и внеучебная деятельность.

внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.

Необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы учащихся является едва ли не самой главной задачей, стоящей перед преподавателем основ художественной культуры. Дело в том, что ни в какой объём часов содержание интегративного предмета втиснуть не удастся. Цель деятельности преподавателя - научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры.

Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания в лекциях, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. Только тогда процесс освоения основ художественной культуры будет результативным, когда не объём, не количество рассматриваемых памятников, не охват всевозможного материала станет смыслом изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.

В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая восхождение от пассивной позиции к более активной. Активное проявление, исходящее от самого учащегося, означает не только выражение интереса, но и готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной культуры. Без налаженной обратной связи с аудиторией невозможно обнаружить, есть ли отклик.

Вся многосторонняя самостоятельная деятельность учащихся протекает в условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров и протекает основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания курса.

Такая форма самостоятельной деятельности имеет свою специфику. Внеучебная самостоятельная деятельность учащихся в форме развивающего досуга - еще одно обязательное звено в организации процесса обучения основам мировой и художественной культуры. Это вполне своеобразная область деятельности, которая все же не может оставаться вне поля зрения преподавателя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно - творческой деятельности, а без этого опыта освоение мира художественной культуры будет не вполне полноценным. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно - творческой и эстетической деятельности в самых разных областях: литературной (сочиняли стихи, писали рассказы), изобразительной (рисовали, лепили, вырезали, составляли экспозиции выставок), музыкальной (писали музыку к стихам, играли на каком - ни будь музыкальном инструменте, организовывали музыкальные вечера), театральной, танцевальной и т.п.

В процессе изучения курса самостоятельная внеучебная деятельность учащихся должна осознаваться преподавателем как самостоятельное звено процесса обучения. Именно поэтому ученикам может быть предоставлена возможность иметь свободный творческий день(в нашем случае это суббота). Обязательным для организаторов таких дней должно быть понимание того, что ученикам предоставляется свобода выбора форм и видов деятельности для самостоятельного художественного и эстетического воспитания: для работы в библиотеке, посещения выставки или театра, участия в экскурсиях. Безусловно, нужно помогать ученикам в организации творческих дней, чтобы они не превращались в обычные выходные, но право выбора, право на самостоятельное решение, чем заниматься в этот день, должно оставаться за учащимися.

 

Специфика предмета обучения - сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте - предполагает основные формы и методы обучения. Если в других учебных дисциплинах игнорирование деятельной сущности и активности личности только ограничивает возможности обучения, то в области искусства, художественной культуры это приводит к несостоятельности и ненужности самих знаний. Знания по искусству, не включённые в систему ценностных ориентаций личности, остаются мёртвыми. Поэтому только организация самостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет предоставлена возможность выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей - есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.

Поскольку изучение основ художественной культуры предполагает обращение к разным видам художественной деятельности, то в организации обучения нельзя не учитывать, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам художественной деятельности, что кто - то из них лучше слышит, кто - то лучше видит и т.д. Имеются в виду не только врождённые задатки, способности, одарённость, но и умения, навыки, мастерство, уровень самостоятельности и т.д. Разными являются и интересы учеников: одному интересно то, что не интересно другому. Чтобы обеспечить эффективность обучения, мы должны учитывать особенности каждого, опираясь на принцип индивидуализации, хотя при этом невозможно до бесконечности приспосабливать учебные действия к индивидуальным особенностям каждого. Выход может быть найден в предоставлении самим ученикам права выбирать виды, формы и способы деятельности, которые наиболее соответствуют их индивидуальности. Особой заботой преподавателя в данном случае является постепенное и планомерное вовлечение учащихся в те формы, виды и сферы деятельности, которые позволят познакомить их с менее известными и освоенными видами художественно - эстетической деятельности.

Однако формирование основ художественной культуры нельзя рассматривать только как собственную работу отдельного ученика. Известно, что восприятие и усвоение любой информации, особенно художественной, носит избирательный характер, который определяется как личными свойствами самого ученика, так и влиянием ближайшего круга общения. Оптимальным в процессе обучения будет не игнорирование этого явления, а выявление и использование его при организации и регулирования общения учащихся друг с другом на занятиях. С этой целью могут быть организованы такие варианты общения, когда механизм передачи эстетического и художественного опыта действует не только от учителя к ученику и обратно, но и от ученика к ученику. На практике этот вариант общения организуется благодаря тому, что ученики, получив определённое задание, имеют право выбирать партнёров для его выполнения, основываясь в своём выборе на взаимной симпатии, деловых и творческих качествах друг друга.

Признание в группе, среди товарищей способствует самоутверждению, росту уважения к себе, стимулируя к дальнейшим открытиям и превращению ситуативного интереса в эстетическую потребность. К тому же, в групповой работе ученики могут сближаться с искусством и через другие ценности. Например, через желание повысить свой статус в группе или престиж в глазах значимой личности.

Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два: на основе интереса к содержанию занятий и на основе непосредственного контакта с произведениями искусства в процессе изучения предмета. Идеальной можно считать ситуацию, когда реализуются оба способа, именно тогда изучение предмета приводит к максимальному успеху.

Итак, одной из важнейших педагогических особенностей в преподавании МХК является возможность организации непосредственных контактов детей с оригиналами произведений искусства.

Художественный музей представляет собой единый, целостный организм, где все, вплоть до деталей оформления его зданий и интерьеров, представляет художественную,эстетическую и историческую ценность. Сама необычность музейной атмосферы, особое поведение сотрудников и посетителей, эстетическая привлекательность отобранных для хранения в музее предметов, отличных от окружающих нас в повседневной жизни, - все это оказывает глубокое воздействие на ребенка-зрителя, вызывает у него светлорадостное чувство прикосновенности к чему-то значительному, пробуждает в нем интерес удивительному и прекрасному миру искусства.

Как известно, познание искусства и реализация таящегося в нем духовного потенциала возможны лишь при непосредственном общении с ним. Основное содержание музея — его коллекции — влекут к себе детей как неиссякаемый источник новых впечатлений, волнующих переживаний, художественно преобразованных и увле­кательно повествуемых знаний. Надо отметить, что характерной особенностью детского восприятия является стремление к много­кратным контактам с одним и тем же источником эстетического удовлетворения, пережив которое однажды, ребенок хочет его по­вторения и готов вновь и вновь обращаться к уже хорошо знакомому  (всем известны примеры с любимыми сказками, книжками, мультфильмами и т. п., к которым дети возвращаются бесконечно). Эта потребность детей в повторных обращениях к полюбившимся произведениям искусства естественно разрешается в условиях худо­жественного музея.

Среди взрослых людей широко бытует мнение, что произведе­ния искусства надо делить на «доступные» и «недоступные» детям. Но данные научных исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что восприятие ими искусства активно, эмоционально, глубоко личностно и определяется их индивидуаль­ными психическими свойствами. В каждом произведении искусства ребенок сам находит доступное для его уровня содержание. Более того, память детей часто способна сохранять сложные образы со­всем, казалось бы, «недетских» произведений искусства. По мере взросления восприятие тех же вещей становится полнее, осмыс­леннее, глубже. Так и восприятие взрослых зрителей меняется, со­вершенствуется при повторных обращениях к произведениям ис­кусства, поскольку воплощенные в них художественные образы об­ладают качеством постоянства.

Процесс восприятия у детей может быть организован и настро­ен музейным педагогом в соответствии с их возрастом и возможно­стями. Необходимо, учитывая конкретные психолого-возрастные особенности аудитории, давать интерпретацию художественного памятника на доступном уровне, доходчиво и в то же время с доста­точной полнотой раскрывать детям возвышенное, духовное содер­жание произведения и учить их переживать это содержание в един­стве с выражающей его формой, ведя их по пути овладения навы­ками целостного постижения явлений искусства.

Первые посещения музея для детей — волнующие события, порой даже потрясение для них. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия для оптимального осуществления знакомства с этим особым местом. Вхождение в музейные залы должно происхо­дить тихо и торжественно, прохождение по залам — медленное и с остановками там, где что-то заинтересовало детей. Они очень ис­кренны в выражении своих переживаний, которые бывают довольно неожиданными для взрослых, достаточно разнообразными и сильными в процессе непосредственного контакта с произведением искусства, рассматривания его, «вхождения» в него, сопережива­ния и сотворчества. На возникающие у ребят вопросы педагог дол­жен тут же дать ответы, соответствующие ожиданию ребенка и дос­тупные уровню его понимания. Начальные впечатления детей ло­жатся в основу их дальнейшего приобщения к искусству. Эмоционально-чувственная раскрытость ребенка в этот момент позволяет педагогу приблизиться к нему, быть принятым и понятым. Наблю­дая за поведением, реакциями, высказываниями детей, педагог мо­жет определить уровень развитости их внутренних чувств, знаний и опыта, с тем чтобы в дальнейшем правильно направлять процесс становления их художественного восприятия.

При первых посещениях музея маленькими детьми оптимальное время внимательного осмотра двух-трех залов — 15—20 минут. Большие по времени и количеству впечатлений начальные занятия в залах могут утомить детей, притупить их внимание и вызвать опасное безразличие к экспонатам. Важно дорожить интересом де­тей к искусству и стремиться сделать этот интерес устойчивым. Нужно стараться вызвать у детей особое расположение души и бу­дить в них потребность в эстетическом переживании, обогащаю­щем духовный мир человека. Поэтому все контакты детей с искус­ством должны быть желаемы и ожидаемы ими, а это значит, что необходима предварительная установка на встречу с ним, планиро­вание, нормирование и системность занятий в залах.

Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на таких занятиях постепенно увеличивается и усложняется педагогом, что необходи­мо для тренировки художественного восприятия детей, для углубления их творческого общения с искусством. Замечено, что «чувства, не тренированные постоянной интеллектуальной нагрузкой, отлича­ются вялостью, отсутствием духовной бодрости. Они так же быстро устают, как нетренированное тело устает от физической нагрузки. И человек, лишенный сенсорной нагрузки, обладает меньшим запа­сом умственной выносливости и творческой активности»*. Для обеспечения полноценного осуществления и совершенствования интеллектуально-эмоциональных операций у детей им необходимо предоставлять материалы различного характера — от сведений о мировоззренческих концепциях национального и мирового искусст­ва до знакомства с тончайшими проявлениями художественной ин­дивидуальности в творчестве мастеров искусства.

Занятия с детьми на экспозициях художественного музея дают возможность педагогу решать важные задачи формирования и раз­вития личности.

Обращаясь в музее к памятникам мирового искусства, педагог формирует у детей понимание многозначности, многоаспектности такого явления, как общечеловеческая культура.

Знакомство с произведениями обогащает представления детей о разных видах и жанрах художественной деятельности, об историче­ских эпохах и художественных стилях, об индивидуальных творче­ских методах художников и тем самым подводит их к пониманию специфики изобразительного искусства.

Правильно организованные педагогом процессы общения детей с художественными произведениями и обсуждения впечатлений о них способствуют развитию визуального мышления и речи. В ходе таких занятий происходит активизация и развитие внимания, памя­ти, воображения, способности сочувствовать и сопереживать.

Знакомя детей с памятниками народного искусства, обращая их внимание на разные условия жизни людей, на этнографические особенности их быта, на традиции в творчестве народных художни­ков, педагог не только расширяет их кругозор, но и формирует их социальное сознание. Богатая декоративность и «умная» полез­ность предметного мира, созданного народными мастерами, осозна­ются детьми как духовные и культурные характеристики того или иного народа. Главное же, что открывается детям в приобщении к народному искусству, — осознание безграничных творческих воз­можностей в образном переосмыслении жизненных явлений, в эс­тетическом освоении действительности и художественном преобра­зовании впечатлений о ней.

Обращаясь на занятиях в музее к произведениям исторического характера, педагог может побудить детей к размышлениям о роли человека в истории, о долге и подвиге, о славе и забвении, о чело­веческом достоинстве или слабости, о цели в жизни и т. п. Таким образом, оказывается возможным воспитывать в детях историче­ское сознание, целеустремленность, гуманность, Патриотизм и ин­тернационализм. В ходе бесед с детьми об особенностях художест­венного

 

* Алексеева В. В. Эстетическое и художественное Вйспитание//Рольхудожествен-ных музеев в эстетическом воспитании школьников. М.,!973. Ч. I. С. 57.

осмысления мастерами искусства в своих произведениях тех или иных исторических событий, педагог подвигает их к собст­венной оценке этих событий и пониманию значения авторской позиции и художественной интерпретации.

Рассматривая вместе с детьми на экспозиции произведения по мотивам народного творчества (эпоса, мифов, сказаний, легенд), педагог не только предоставляет детям возможность соприкоснуть­ся с интересными сюжетами, но и задуматься о добре и зле, о мно­гообразии людских характеров и их взаимоотношениях, о главном и сущем в человеческом бытии. Так можно осуществлять в музее гражданское и нравственное воспитание детей.

Сведения о судьбах художников, рассказы об их новаторстве, мужестве, общественной значимости их творчества особенно воз действуют на детей в непосредственной близости от произведений, вызывая в них уважение к творческому труду художников, к под­вижничеству в искусстве. Здесь педагог может раскрыть детям по­нятия об ответственности художника перед обществом и общества перед творцом, о великой силе воздействия и непреходящих цен­ностях искусства.

Анализ живописных манер, систем и школ в мировом искусстве и их сравнение позволяет педагогу развивать в детях внимание, зрительную память, чувство цвета и цветовых отношений, форми­ровать конструктивно-композиционное и аналитическое мышление, что необходимо для адекватного художественного восприятия произведений и собственного изобразительно-художественного творчества.

Сосредоточивая внимание детей на труде архитекторов, скульп­торов, мастеров-оружейников, ювелиров, ткачей, гончаров, стекло­дувов и демонстрируя им образцы декоративно-прикладного искус­ства, педагог может воспитывать в детях интерес и любовь к труду, к художественному ремеслу, трепетное отношение к про­дуктам труда, убеждение в неограниченных созидательных возмож­ностях людей, в частности, своих собственных.

Только личное духовно-чувственное соприкосновение со всем заключенным в произведении искусства содержанием, только непо­средственное рассматривание и прочувствование всех элементов формы, его выражающей, только единовременное и нерасчлененное их восприятие может позволить глубоко личностно и в то же время в достаточной степени адекватно воспринять это произведе­ние. Даже при самом совершенном репродуцировании оно теряет многое по сравнению с его непосредственным восприятием — ак­том сложного взаимодействия зрительных, словесных, звуковых впечатлений, моментальных ассоциаций. Восприятие натурального размера произведения, фактуры и свойств изобразительных мате­риалов, нюансов цвета в живописи и объема в скульптуре вызыва­ет и сопровождается единовременными внутренними переживания­ми, в которых задействованы образы памяти, сферы воображения и мышления личности.

Итак, организованное общение детей с культурными ценностя­ми, представленными в музее, дает им возможность осваивать на­копленный жизненный опыт человечества. С одной стороны, при­общение к общечеловеческому опыту способствует социализации индивида. С другой — те же культурные ценности, созданные че­ловечеством и усвоенные индивидом, способствуют его дальнейшей индивидуализации, нравственно развивают и духовно обогащают, эстетически воспитывают и культурно формируют его личность. Та­кова диалектика культурного развития личности, и педагог в музее имеет обширные возможности для того, чтобы полноценно содейст­вовать этому процессу.

В ходе систематических контактов с детьми наставник, посте­пенно открывая им богатейший мир музея, способен вызвать у них устойчивый интерес к искусству, вплоть до глубокой увлеченности им. Увлеченность искусством, является лучшей предпосылкой к проявлению и развитию художественно-творческих способностей, основные же составляющие данного процесса — процессы позна­ния и творчества.

Интерес к произведениям искусства служит возбуждению по­требности узнать, как все это делается, как можно самому нарисо­вать и передать то, что увидел, узнал, пережил. Именно здесь, на экспозиции, возникает у детей потребность в собственном рисова­нии, часто на те же «музейные» темы, просыпается творческая ак­тивность. Детям необходима свобода в ее проявлении как выраже­нии своих переживаний и результатов размышлений, в том числе в реализации желания рисовать, и музей предоставляет им эту воз­можность в изобразительной студии. Такая студия может быть ме­стом разового удовлетворения рисовальной потребности стихийных посетителей-детей, и подобные комнаты организованы во многих зарубежных музеях. Но более результативной работа музейной изо­студии может быть лишь при длительных систематических заня­тиях с детьми.

 

 

Итак, оптимальной системой управления процессом обучения, дающей наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех видов художественного творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить своё отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, её общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории.

Таким образом, знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определённой системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности - обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения интегративного предмета, представляющего мир художественной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: