Ассортимент продукции оказывает большое влияние на результаты финансово – хозяйственной деятельности магазина.
Оценка выполнения плана магазина по номенклатуре обуви основывается на сопоставление планового и фактического вида по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту производится:
- по способу наименьшего процента;
- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
- по способу среднего процента по формуле (5):
ВПас = ВП ф – ВП ф, (5)
где ВПас -выполнение плана по ассортименту, %;
ВПф – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП ф – плановый выпуск продукции.
В таблице 9 представлены плановые данные по ассортименту детской обуви за 2009 год.
Таблица 9. Выполнения плана по ассортименту продукции магазином «Обувь Росси» за 2009 год
Наименование | Продукция в плановых ценах, тыс. руб. | Выполнение плана, % | Товарная продукции, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
план | факт | |||
Детская обувь | 2800 | 3100 | 110,7 | 2800 |
Мужская обувь | 4300 | 4700 | 109,3 | 4300 |
Женская обувь | 3900 | 3600 | 92,3 | 3600 |
Итого: | 11000 | 11400 | 103,6 | 10700 |
По данным таблицы (см. таблицу 9) видно, что план по ассортименту выполнен на 97,3% (ВПас = 10700/11000*100%; ВПас =97.3%). Так как, план по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделия, то данным магазином, план по ассортименту в 2009 году выполнен не был.
Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Структура продукции магазина – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используется метод прямого счета по всем видам изделий, метод средних цен, а также метод цепной подстановки.
Таблица 10. Анализ структуры продукции магазина за 2009 год
Наименование | Опт. цена изделия, руб. | Объем производства, шт. | Структура продукции, % | Выпуск продукции в ценах плана, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | факт при план. структуре | факт | ||
Детская обувь | 900 | 12700 | 14100 | 32 | 34 | 11430 | 11773 | 12690 |
Мужская обувь | 1300 | 15500 | 16500 | 39 | 40 | 20150 | 20754 | 21450 |
Женская обувь | 1500 | 11800 | 10500 | 29 | 26 | 17700 | 18231 | 15750 |
Итого: | - | 40000 | 41100 | 100 | 100 | 49280 | 50758 | 49890 |
Проанализировав в таблице (см. таблицу 10) анализ структуры продукции видно, что коэффициент выполнения плана равен 1,03 (41100/40000), фактический выпуск по реализации детской обуви, пересчитанный на плановую структуру, составит 11 773 тыс. рублей (11430*1,03).
Отклонения за счет изменения структуры составило 868 тыс. рублей (917+696–2481). Из этого следует, что если бы не нарушилась запланированная структура, общий объем производства в ценах плана составил бы 4 818 тыс. руб. При фактической же структуре он понизился на 868 тыс. рублей.
Реализация продукции и ее ассортимент напрямую зависит от текущих и перспективных потребностей покупателей.