Истоки индийского права и государственной организации

Введение

 

Изучение истории индийского права и государственного устройства в нашей стране имеет давнюю традицию. В дореволюционной России было опубликовано немало работ; в советское время проблемой индийского права занимались не только ученые-индологи, но и историки-правоведы[1]. Государственное устройство Древней Индии, в частности, государственное устройство эпохи Маурья, вызывало к себе научный интерес. Несмотря на то, что источники, относящиеся к этому периоду, уже достаточно хорошо исследованы, их изучение не теряет своей актуальности. В настоящее время в периодических изданиях публикуются исследования на тему государственного устройства эпохи Маурьев А.А. Вигасина и Д.Н. Лелюхина. Однако традиционный подход освящения этой эпохи представляет собой исследование в большей степени религиозной стороны эпохи, распространения и укрепления буддизма.

Данная работа посвящена государственному устройству Древней Индии в период правления Ашоки Маурья. Общие представления об устройстве государства и праве времени Маурьев строятся на трех основных группах источников - эпиграфика - эдикты Ашоки, записках античных авторов и "Артхашастре" Каутильи. Четвертая группа - сочинения буддийского канона. Ашока - любимый герой буддийских легенд. Их основная сюжетная линия сводится к описанию того, как жестокосердный царь (Чанда - Ашока) обратился к религии Будды, раскаялся, стал благочестивым правителем (Дхарма-Ашока). Популярна трактовка событий, восходящая к подобным повествованиям. Наряду с изложением вопросов доктрины и этикибуддизма содержится важный материал по политической, социальной и культурной жизни древнеиндийского общества. В надписях Ашоки упоминаются названия некоторых сутр, входящих в Палийский канон, что позволяет говорить о существовании этих текстов в тот период. Специфика индийских источников такова, что абсолютное их большинство считать однозначно достоверными нельзя.

Эдикты - единственный индийский точно датируемый источник этого периода. Они относятся к середине III в. до н.э. Надписи представляют собой эдикты маурийского царя Ашоки, высеченные от его имени. Некоторые из них содержат датировки по годам правления царя. До настоящего момента остается не выясненным, идет ли речь о количестве лет, уже прошедших со времени коронации, или о том, в каком году после восшествия на престол составлена надпись. Эдикты высечены целой серией, порядок эдиктов везде одинаков, а каждый новый эдикт отделяется чертой от предыдущего. Исследователи считают, что текст надписей был составлен одновременно для всех провинций, их рассылали комплектом, а в силу того, что посланцы из центра совершали объезд страны раз в некоторое количество лет, можно сделать вывод, что разные эдикты высекались одновременно. Почти все эдикты составлены на ранних среднеиндийских языках алфавитом брахми и лишь меньшая часть - алфавитом кшаротхи. Несколько надписей из Таксилы и района Кандагара представляют собой билингвы, т.е. сделаны на греческом и арамейском языках.

Исследователями принята классификация эдиктов: Большие наскальные эдиктов (БНЭ), Малые наскальные эдикты (МНЭ), Большие колонные эдикты (БКЭ), Малые колонные эдикты (МКЭ), специальные эдикты (СЭ), посвятительные пещерные надписи. Эдикты также называются по месту нахождения - колонные эдикты из Тараи, I CЭ[2] из Дхаули и т.д. I МНЭ найден в семи вариантах, подобно ему, некоторые другие эдикты имеют несколько вариантов. Общее количество эдиктов - более 150.

индийское право ашок сабха

Эдикты посвящены различным вопросам - управлению, организации буддийской общины, укреплению и развитию основных принципов дхармы и т.д. Сам Ашока называет их дхаммалипи - надписи о дхарме. Значительная часть надписей уделяет особое внимание укреплению и развитию основных принципов нравственного образа жизни, и характеризуются некоторыми исследователями данной проблемы как "Эдикты о Дхарме", что является односторонним подходом. Эдикты представляют собой государственные документы, отражающие политическую картину того времени.А. А. Вигасин отмечает, что исследователю приходится учитывать, что он имеет дело с религиозными манифестами, составленными в искусной литературной форме. "Административная терминология" эдиктов о дхарме не может быть понята без учета общих представлений их автора об устройстве мироздания. [3] В тексте эдиктов употребляются термины, заставляющие вспомнить о буддийской морали, понятия, заимствованные из брахманских сутр. Сами тексты имеют определенную форму, что определяет их предназначение - быть оглашенными. Нередкие повторы или нанизывания близких по смыслу слов придают речи своеобразный ритм, обеспечивающий её запоминание - или особое психическое состояние слушателей. Эдикты были составлены после завершения "большого" царского года, их следовало оглашать публично в начале каждого года и каждого сезона.

"Артхашастра"[4] - политико-экономический трактат древней Индии, содержащий ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества. КА состоит из 15 книг различной тематики и объема, где рассматриваются вопросы внутренней и внешней политики, административного устройства, судопроизводства, хозяйственной жизни, военного искусства и др. Согласно индийской традиции, приписывается брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры. В доступной нам литературе отмечается, что основная часть КА была создана одной из политических школ ещё в годы правления Маурьев, но в дальнейшем, текст многократно редактировался. КА по своему содержанию и значению представляет собрание советов и наставлений царю для идеального управления страной, таким образом, некоторые материалы базируются на фактах, другие - являются описанием того, что, по мнению автора, должно предприниматься правителем страны.

"Индика" Мегасфена является единственным синхронным раннемаурийскому периоду источником. Мегасфен - посол Селевка Никатора ко двору индийских царей Пора и Чандрагупты Маурья[5]. В течение ряда лет он жил в столице государства, вероятно, неоднократно совершал поездки внутри страны. Время, цель, прочие обстоятельства его визита не известны. Мегасфен имел возможность лично ознакомиться с устройством и системой управления империи. Описывая Индию, многие явления рассматривались через призму знакомых ему институтов, особое внимание уделялось наиболее удивительным или наиболее понятным явлениям. Историческая часть отвечает требованиям жанра античной хорографии и составлена по её канонам[6].

Проводя параллели "Индики" Мегасфена с близкими по времени эдиктами Ашоки, мы находим соответствия относительно институтов государственного и общественного строя. В работе с КА необходим тщательный разбор и интерпретация самого источника. Такие факторы как причина появления текста, цель его составления и пр. необходимо учитывать в разборе эдиктов. Использование комплекса надписей определенного периода, сопоставление свидетельств со сведениями источников, учитывая характерные для большинства индийских источников черты (традиционность, многослойность и др.), а так же обзор политических институтов более раннего времени, позволяет нам наиболее полно освятить проблему государственной организации в Древней Индии.

 



Истоки индийского права и государственной организации

 

Первые государства на территории Индии постепенно возникали на протяжении II тысячелетия до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Наблюдаются основные признаки, позволяющие говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности: характерно использование бронзы, строительство городов, наличие цитадели и особой городской планировки, а также изобретение письменности.

Государственное устройство и право Древней Индии лучше нам известны с середины II тыс. до н.э., с момента вторжения и расселения на территории Индии Ариев. В ранневедийский период (XIII-Х вв. до н.э.) племена находились на стадии родоплеменных отношений, происходит расселение ариев в Северной Индии. В поздневедийский период можно отметить социальную и политическую дифференциацию, зарождение классового общества, образование первых государств, главным образом в долине Ганга. (IX - VI вв. до н.э.). Ведийские племена жили ганами [7], во главе которых стоял ганапати. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания - видатха, сабха, самити [8], оказывавшие влияние при назначении царя[9]. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец - пурохита, который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником - сенани или сенапати. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик. Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель, собирали ренту-налог.

Военная аристократия поздневедийской эпохи, так называемые цари, их родичи и приближенные составили особую сословную группу - варну кшатриев. Жрецы образуют варну брахманов. Основная же часть трудового населения страны рассматривается как варна "народа" - вайшьев. В поздневедийских текстах последнюю иногда именуют и словом "арья". Брахманы, кшатрии и вайшьи считались "дваждырожденными". Им противопоставлялись шудры, фактически стоящие вне общества "ариев" и вне их общинной организации. Схема четырех варн - брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (зависимые, слуги) - в брахманической прозе стала основной моделью ведийского общества. Принадлежность к той или иной варне должна была определять весь внешний быт человека - от одежды и формы обращения до размеров погребального сооружения.

Веды[10] заключают для правоверного индуса божественное предписание, истину и являются важным источником информации об укладе жизни того времени. Шрути[11] следует отметить в первую очередь в перечне источников древнего права Индии. Однако в самих ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам права. Правовые нормы закреплены в древнеиндийской литературе - смрити[12]. Сами трактаты известны под названием дхармасутр На основе старейших - Гаутамы, Баудхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других возникала обширная правовая и научная литература, например Манусмрити[13], Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники, где впервые предпринимается попытка систематизировать нормы права, а так же религиозно-нравственные предписания, правила (дхармы). Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Религия в древности была исключительно действенным средством обеспечения правил поведения. Нормы права и нормы религии, закрепленные в древних шастрах, комплексно регулировали одни и те же наиболее существенные общественные отношения. Все нормы права, морали и религии пронизывает идея святости и неприкосновенности частной собственности на землю и привилегий высших сословий. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами.

Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие " ньяя", сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Началом нового периода в истории древней Индии - магадхско-маурийского, продолжавшегося в течение четырех столетий[14], исследователи обычно считают середину первого тысячелетия до нашей эры. Его хронологические рамки значительно шире собственно династийной истории Маурьев, а по своему значению он занимает одно из ведущих мест в историко-культурном развитии страны. Маурийский период был отмечен созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства[15], подъемом экономики, развитием культуры, распространением письменности.

В этот период появляются первые сочинения, посвященныене только праву и государственному устройству в целом, но и непосредственно царской власти. Постепенно сложился целый литературный жанр " артхашастра ". Единственное одноименное дошедшее до наших дней произведение этого жанра относится к концу IV в. до н.э. и приписывается Каутилье.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. В формировании империи имела огромное значение политика дхармы, завоевания с помощью веры[16] - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: