Методические указания по подготовке кейсов

Кейсы в качестве учебного задания впервые использовались в 20-х г.г. ХХ века для подготовки юристов. Описывалась ситуация, по которой будущие юристы должны были принимать решение. Затем эту практику распространили на медицинских работников. Студенты тренировались в постановке диагнозов, не надоедая расспросами пациентам. В 1926–1929 гг. кейсы впервые начали использоваться в американских школах бизнеса. Набиравшие популярность программы МВА требовали конкретных примеров, которые могли бы имитировать ситуацию принятия решения.

Наибольшую известность получили кейсы Гарвардской школы бизнеса. Журнал Harvard Business Review до сих пор в каждом номере публикует новые кейсы.

С возникновением программ МВА в России разработка российских кейсов стала осуществляться путём перевода имеющихся кейсов или разработки по аналогии собственных кейсов.

Все кейсы, используемые в учебных целях, можно разделить на несколько видов:

1. Кейсы Кейсы гарвардского типа – э то серьезные учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. Такие кейсы никогда не содержат формулировку проблемы, а только описание ее симптомов. Студенты сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий вариант в качестве рекомендации, обосновав свой выбор. Объем кейса варьирует от 5–6 до 30–35 страниц;

2. Кейс-истории – более простые учебные кейсы служат для наглядного представления той или иной управленческой проблемы. Они содержат формулировку проблемы, студентам предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда студентам предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейс-историй обычно составляет от 1–2 до 5–6 страниц;

3. Мини – это форма письменного контроля знаний, которая предполагает реакцию студентов на предложенную им и описанную кратко деловую ситуацию. Студенты должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы, или раздела поведения действующих лиц в анализируемой ситуации, а также сделать вывод или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса – в пределах 1–2 абзацев.

Поскольку кейсы столь разнообразны, необходимо выработать определенные критерии и требования к их подготовке. В рамках педагогической практики обучающиеся должны подготовить учебные кейсы, отвечающие следующим требованиям:

1. Кейс должен соответствовать одной из специальных дисциплин учебного плана магистерской программы. Кейс может быть и междисциплинарным, но при этом должна быть четко определена ведущая дисциплина, по которой его можно использовать.

2. Кейс должен опираться на знания основных разделов данной дисциплины, а не каких-то частностей.

3. Кейс должен содержать текстовый материал и другие виды подачи информации (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т.п.) общим объемом 1–2 страницы.

4. Кейс должен быть написан профессиональным языком, но в интересной для чтения форме.

5. Кейс должен быть основан на реальных материалах, но названия компаний, товаров, географических мест и другие сведения могут быть изменены. Об этом должно быть сказано в сноске. Исходным материалом для подготовки кейса являются:

­ Газетная или журнальная публикация в специальной периодической литературе;

­ Пример из практики хозяйствования;

­ Информация, полученная в ходе личных профессиональных контактов.

При отборе материалов следует обращать внимание на наличие проблемы / конфликта, возможность описать ситуацию со всех сторон и неизвестность принятого компанией решения.

6. Кейс должен сопровождаться вопросами к нему и методической запиской. Вопросы к кейсу (5–7) направлены на то, чтобы помочь работающим с этим кейсом понять его основное содержание, сформулировать проблему и соотнести её с соответствующими разделами учебной дисциплины. Методическая записка к кейсу содержит пояснения для преподавателя по использованию кейса в учебном процессе, дополнительную информацию по ситуации или эпилог (то, что реально произошло с описываемой компанией).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: