Методические указания

Изучая данную тему, необходимо уяснить понятие организации -одного из основных в менеджменте.

Организация - это группа людей, деятельность которых созна­тельно координируется для достижения общих целей.

Различают формальную и неформальную организацию. Характер­ные черты формальной организации:

-ресурсы (люди, материалы, финансы, информация);

- зависимость от внешней среды (от потребителей, поставщиков,
инвесторов и т. п.);

- горизонтальное разделение труда;

- вертикальное разделение труда.

Главная задача организации в области использования ресурсов -достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Ресурсы необходимы любой организации для достижения намеченных целей и подлежат преобразованию в процессе производственной дея­тельности.

Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса. Работа  распределяется по профессиональному признаку.

Вертикальное разделение труда - отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы  других людей составляет сущность управления.


 


10


11


Структура организации - это взаимоотношения уровней и функ­циональных областей, то есть конструкция предприятия, построенная таким образом, чтобы каждый её элемент обеспечивал эффективное

достижение цели организации.

Основные принципы создания эффективных оргструктур:

1. Структурные блоки должны быть ориентированы на товары, ры­нок и покупателя, а не на выполнение функций.

2. Базовыми блоками любой структуры должны быть целевые
группы специалистов и команды, а не функции и отделы.

3. Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней
управления и широкую зону контроля.

4. Сопряженность подразделений структуры по целям, решаемым
проблемам и задачам.

5. Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.

6. Важным фактором, влияющим на выбор типа организационной
структуры управления, является норма управляемости (диапазона кон­троля, сферы управления).

Нормой управляемости называется допустимое число исполните­лей, подчиненных одному руководителю.

К основным методам построения организационных структур мож­но отнести:

1. Разделение по функциям,

2. Разделение по производимой продукции.

3. Разделение по группам потребителей,

4. Разделение по этапам производства.

5. Разделение по географическому положению.

6. Разделение по рабочим сменам.

Процессы группировки работы и их исполнителем, то есть процесс деления организации на отдельные блоки (подразделения), которые на­зывают отделами, отделениями, секторами называется департаментизацией. Различают линейную, функциональную, линейно-функцио­нальную, матричную и другие структуры управления.

Линейная структура управления базируется на том, что каждый ра­ботник, участвующий в процессе управления, непосредственно выпол­няет все функции руководства, соответствующим участкам работы. Данная структура является абсолютно централизованной и базируется на принципе единоначалия и единоличной ответственности органа управления за принятое решение.

Функциональная структура управления представляет собой про­цесс деления организации на отдельные подразделения, каждая из ко
торых имеет свою конкретную, четко определенную задачу и четко обозначенные обязанности, функции. Управление по функциональным цепочкам основано на принципах централизма и единоначалия. Одно­временно каждая такая цепочка входит в линейную структуру управле­ния всем предприятием.

Линейно-функциональная (комбинированная) структура управле­ния предполагает создание наряду с подразделениями структуры ли­нейного управления подразделений, выполняющих наиболее важные и трудоемкие управленческие функции.

Матричная структура - это тип организационной структуры, по­строенной на принципе двойного подчинения исполнителей: непосред­ственно руководителю функциональной службы и руководителю про­екта (целевой программы), которые наделены необходимыми полномо­чиями для достижения поставленных целей. Эта структура применяет­ся, когда на предприятии разрабатываются одновременно несколько проектов.

Внутренние элементы организации (среда) - это ситуационные факторы внутри организации, которые, в основном, являются контро­лирующими и регулирующими.

Основными внутренними элементами организации являются:

- цели;

- структура;

- задачи;
-технологии;

- люди.

Цели - это конкретные задачи организации, достижения которых являются для неё желательными и во имя чего совершается её деятель­ность; это конкретное состояние, которого стремятся добиться группы, работая вместе.

К целям предъявляют следующие требования:

1. Должны быть конкретными и измеримыми.

2. Должны быть дифференцированы во времени.

3. Должны быть достижимыми.

4. Должны быть совместимыми н не противоречить друг другу.

Задачи - это предписанная работа, серия работ и часть работы, ко­торая должна быть выполнена заранее установленным способом и в оговоренные сроки.

Технология - это способ преобразования на «входе» сырья, мате­риалов, полуфабрикатов в готовый продукт, товары и услуги на «выхо­де». Руководство предприятия должно быть постоянно в курсе совре­менных технологий в своей отрасли.



Люди (персонал) - все работники списочного состава предприятия. Так как единственным элементом системы, который может создавать новую стоимость, является персонал, то для выполнения задач и дости­жения поставленных целей необходимо оптимальное сочетание между численностью отдельных групп персонала. Кроме того, эффективное управление людьми определяется знанием руководителя факторов ин­дивидуального поведения людей: способности, возможности, потребно­сти, точка зрения, ожидание и восприятие, ценности.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность фак­торов, влияющих на производство, но не реагирующих (или слабо реа­гирующих) на сигналы управляющей системы отдельного предприятия.

Все факторы внешней среды подразделяются на две группы:

1. Факторы внешней среды прямого воздействия (микросреда).

2. Факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреда).

К факторам внешней среды прямого воздействия относятся: по­ставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы.

К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся: со­стояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на организацию, но при управлении руководство обязано их учитывать и принимать во внимание, так как они сказываются на функционирова­нии организации.

Все элементы внешней и внутренней среды взаимосвязаны и взаи­мозависимы.

Изучите влияние внешней среды на внутреннюю. Преобладающее значение среди перечисленных элементов имеют цели, посредством которых и осуществляется взаимодействие всех элементов.














Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «организация».

2. Назовите характерные черты организации.

3. Назовите основные принципы и методы построения организацион­ных структур.

4. Сущность линейной, функциональной, линейно-функциональной,
матричной структур управления.      >

5. Назовите и охарактеризуйте внутренние элементы организации.

6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды
прямого воздействия.

7. Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды кос­
венного воздействия.

14


Практическое занятие 1. Составление заданной структуры управления.

Задание 1. Разработать и составить структуру управления органи­зации, в которой вы работаете, и определить её тип. Генеральный директор

- менеджер по персоналу

- менеджер по производству

- менеджер по продажам

- менеджер по финансам

- отдел закупок

- производственный отдел
-линейный цех

- инструментальный цех
-сборочный цех.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: