Изучая данную тему, необходимо уяснить понятие организации -одного из основных в менеджменте.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Различают формальную и неформальную организацию. Характерные черты формальной организации:
-ресурсы (люди, материалы, финансы, информация);
- зависимость от внешней среды (от потребителей, поставщиков,
инвесторов и т. п.);
- горизонтальное разделение труда;
- вертикальное разделение труда.
Главная задача организации в области использования ресурсов -достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Ресурсы необходимы любой организации для достижения намеченных целей и подлежат преобразованию в процессе производственной деятельности.
Горизонтальное разделение труда - разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса. Работа распределяется по профессиональному признаку.
Вертикальное разделение труда - отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
|
|
10
11
Структура организации - это взаимоотношения уровней и функциональных областей, то есть конструкция предприятия, построенная таким образом, чтобы каждый её элемент обеспечивал эффективное
достижение цели организации.
Основные принципы создания эффективных оргструктур:
1. Структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок и покупателя, а не на выполнение функций.
2. Базовыми блоками любой структуры должны быть целевые
группы специалистов и команды, а не функции и отделы.
3. Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней
управления и широкую зону контроля.
4. Сопряженность подразделений структуры по целям, решаемым
проблемам и задачам.
5. Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.
6. Важным фактором, влияющим на выбор типа организационной
структуры управления, является норма управляемости (диапазона контроля, сферы управления).
Нормой управляемости называется допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.
К основным методам построения организационных структур можно отнести:
1. Разделение по функциям,
2. Разделение по производимой продукции.
3. Разделение по группам потребителей,
4. Разделение по этапам производства.
5. Разделение по географическому положению.
6. Разделение по рабочим сменам.
Процессы группировки работы и их исполнителем, то есть процесс деления организации на отдельные блоки (подразделения), которые называют отделами, отделениями, секторами называется департаментизацией. Различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и другие структуры управления.
|
|
Линейная структура управления базируется на том, что каждый работник, участвующий в процессе управления, непосредственно выполняет все функции руководства, соответствующим участкам работы. Данная структура является абсолютно централизованной и базируется на принципе единоначалия и единоличной ответственности органа управления за принятое решение.
Функциональная структура управления представляет собой процесс деления организации на отдельные подразделения, каждая из ко
торых имеет свою конкретную, четко определенную задачу и четко обозначенные обязанности, функции. Управление по функциональным цепочкам основано на принципах централизма и единоначалия. Одновременно каждая такая цепочка входит в линейную структуру управления всем предприятием.
Линейно-функциональная (комбинированная) структура управления предполагает создание наряду с подразделениями структуры линейного управления подразделений, выполняющих наиболее важные и трудоемкие управленческие функции.
Матричная структура - это тип организационной структуры, построенной на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственно руководителю функциональной службы и руководителю проекта (целевой программы), которые наделены необходимыми полномочиями для достижения поставленных целей. Эта структура применяется, когда на предприятии разрабатываются одновременно несколько проектов.
Внутренние элементы организации (среда) - это ситуационные факторы внутри организации, которые, в основном, являются контролирующими и регулирующими.
Основными внутренними элементами организации являются:
- цели;
- структура;
- задачи;
-технологии;
- люди.
Цели - это конкретные задачи организации, достижения которых являются для неё желательными и во имя чего совершается её деятельность; это конкретное состояние, которого стремятся добиться группы, работая вместе.
К целям предъявляют следующие требования:
1. Должны быть конкретными и измеримыми.
2. Должны быть дифференцированы во времени.
3. Должны быть достижимыми.
4. Должны быть совместимыми н не противоречить друг другу.
Задачи - это предписанная работа, серия работ и часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в оговоренные сроки.
Технология - это способ преобразования на «входе» сырья, материалов, полуфабрикатов в готовый продукт, товары и услуги на «выходе». Руководство предприятия должно быть постоянно в курсе современных технологий в своей отрасли.
Люди (персонал) - все работники списочного состава предприятия. Так как единственным элементом системы, который может создавать новую стоимость, является персонал, то для выполнения задач и достижения поставленных целей необходимо оптимальное сочетание между численностью отдельных групп персонала. Кроме того, эффективное управление людьми определяется знанием руководителя факторов индивидуального поведения людей: способности, возможности, потребности, точка зрения, ожидание и восприятие, ценности.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, влияющих на производство, но не реагирующих (или слабо реагирующих) на сигналы управляющей системы отдельного предприятия.
Все факторы внешней среды подразделяются на две группы:
1. Факторы внешней среды прямого воздействия (микросреда).
2. Факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреда).
К факторам внешней среды прямого воздействия относятся: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы.
|
|
К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на организацию, но при управлении руководство обязано их учитывать и принимать во внимание, так как они сказываются на функционировании организации.
Все элементы внешней и внутренней среды взаимосвязаны и взаимозависимы.
Изучите влияние внешней среды на внутреннюю. Преобладающее значение среди перечисленных элементов имеют цели, посредством которых и осуществляется взаимодействие всех элементов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «организация».
2. Назовите характерные черты организации.
3. Назовите основные принципы и методы построения организационных структур.
4. Сущность линейной, функциональной, линейно-функциональной,
матричной структур управления. >
5. Назовите и охарактеризуйте внутренние элементы организации.
6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды
прямого воздействия.
7. Назовите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды кос
венного воздействия.
14
Практическое занятие 1. Составление заданной структуры управления.
Задание 1. Разработать и составить структуру управления организации, в которой вы работаете, и определить её тип. Генеральный директор
- менеджер по персоналу
- менеджер по производству
- менеджер по продажам
- менеджер по финансам
- отдел закупок
- производственный отдел
-линейный цех
- инструментальный цех
-сборочный цех.