Мотивация и потребности

Студент должен знать: критерии мотивации; первичные и вторич­ные потребности; основные содержательные и процессуальные теории мотивации.

Методические указания

Мотивация (стимулирование) - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В основе мотивации лежат, прежде всего, потребности. Потребность - это физическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. По­требности подразделяются на первичные и вторичные. Основной вывод теории управления состоит в том, что если человек не мотивирован, эффективно он работать не будет. Существует достаточно много раз­личных теорий мотивации. В частности, выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать опре­деленным образом.

Из содержательных теорий мотивации заслуживают внимания тео­рии А. Маслоу (1940-е годы), Д.М. Клелланда (1950-е годы), Ф. Герц-берга (1950-е годы).

Согласно теории Маслоу человек испытывает одновременно по­требности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.


 




вторичные


8. Положение о функциональных обязанностях (кто? что?)

9. Должностная инструкция (кто? что? какими средствами? Какие права и ответственность?)

10. Профессиограмма (кто может?)

Рис. 2.


 


потребности в безопасности и уверенности в будущем

физиологические потребности


первичные


Рис. 3. Иерархия потребностей по Маслоу




Стимул

Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы опре­делить, какие активные потребности движут ими. Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотиви­ровать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

Д. Мак Клелланд установил связь между результативностью рабо­ты людей и потребностями причастности, власти, успеха. Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высо­кой продуктивности людей, экономического роста предприятия и даже общества в целом.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: