Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические | 1. Заработок 2. Условия труда 3. Отношения с другими работниками 4. Информированность о делах на предприятии | Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
(связанные с условиями работы) | ||
мотивирующие | 1. Признание одобрение руководством результатов работы 2. Возможность продвижения по службе 3. Высокая степень самостоятельности и ответственности 4 Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа | Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда |
(связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) |
Чем больше вера человека в то, что все эти ожидания оправдываются, тем более сильным будет стимул к деятельности. Применение данной теории в менеджменте:
1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать
для этого все необходимые условия.
2. Устанавливать непосредственную связь между результатами
труда и вознаграждением подчиненных.
|
|
3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.
4. Необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.
5. Менеджер должен сформировать высокий, но реалистичный
уровень ожидаемых от подчиненных результатов.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если, по мнению работников, имеет место несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Он начинает снижать интенсивность и продуктивность своей работы. Менеджеру необходимо мотивировать сотрудника, снять напряжение и устранить дисбаланс.
26
27
Чтобы устранить несправедливость менеджер должен:
1. Установить размеры оплаты на основе объективной оценки
уровня ответственности, квалификации, сложности и результативности
труда.
2. Разъяснить сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своего вознаграждения.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.
Согласно модели Л. Портера и Э. Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий н справедливости вознаграждения, но и от способностей и характера работника, а также сознания им своей роли в трудовом процессе. Один из наиболее важных выводов этой теории - результативный труд ведет к удовлетворению.
|
|
Понятие делегирования. Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых её сотрудников на выполнение задач.
Линейное полномочие - это полномочие, которое передается непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровня управления организацией.
Штабные полномочия - это создание множества типов административных штабов.
Штабной аппарат: консультативный, обслуживающий, личный. Разновидности аппаратных полномочий: рекомендательные, обязательные, параллельные, функциональные, линейные.
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды. Основные принципы делегирования:
1. Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а
исключительно для пользы дела.
2. Используйте делегирование как средство усиления уверенности
подчиненных в своих собственных силах.
3. Будьте готовы поддержать своих кандидатов.
4. Передавайте функции и полномочия непосредственно, чтобы из
бежать эффекта испорченного телефона.
28
5. Критикуйте осторожно. При совершении ошибок в выполнении
делегирующих функций разбирайте объективно существо ошибки, а не
личные недостатки и просчеты подчиненного.
6. Передав подчиненному определенные полномочия, не вмешивайтесь в его распоряжения до тех пор, пока не увидите возможности
серьезных осложнений.
7. Принимайте на себя ответственность за все решения, которые
ваши подчиненные сделали в соответствии с переданными им полномочиями.
Правила работы с группой. Основы успеха любой современной коллективной деятельности - отношение сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной ответственности и взаимозависимости выделяются:
1. Свобода и открытость информационного облика.
2. Взаимная поддержка действий, убеждения в их оправданности.
3. Доверие, дружелюбие в отношении сторон.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение потребностей.
2. Характеристика первичных и вторичных потребностей.
3. Понятие мотивации.
4. Содержательная теория мотивации А. Маслоу.
5. Содержательная теория мотивации Д. Мак Клелланда.
6. Содержательная теория мотивации Ф. Герцберга.
7. Процессуальная теория мотивации - теория ожиданий.
8. Процессуальная теория мотиваций - теория справедливости.
9. Понятие делегирования. Основные принципы делегирования.
Система методов управления. Самоменеджмент
Студент должен знать: методы управления; технику личной работы руководителя.