Оформление курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

А.И. Ладжун, Е.Е. Нефедова

 

Методические указания и задания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080502 очной формы обучения по дисциплине:

 «Маркетинг»

 

 

Рязань, 2007

 

УДК 072.9

Л 15

 

Ладжун А.И., Нефедова Е.Е.

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов спец-сти 080502 очной формы обучения по дисциплине «Маркетинг». - Рязань.: Рязанский ин-т (ф-л) – МГОУ, 2007 -  с. 32

 

 

    Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Маркетинг».

 

    Составлены на основе типовой программы, утвержденной Учебно-методическим объединением по специальности и с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» Государственного образовательного стандарта, утвержденного 17 марта 2000 года.

    Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения.

 

    Рецензент: канд.экон.наук, доцент кафедры «УТОиК» ФСИН Министерства юстиции Ю.В. Фомин 

 

 

© Московский государственный

открытый университет,

Рязанский институт (филиал), 2007

© Ладжун А.Н., Нефедова Е.Е., 2007

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………. 4

1. Общие положения по выполнению курсовой работы …………………. 6         

2. Темы курсовых работ ………………………………………………………8

3. Практическое задание ……………………………………………………..10

4. Оформление курсовой работы ……………………………………………23

5. Защита курсовой работы ………………………………………………… 29

Список литературы …………………………………………………………..31

Приложение …………………………………………………………………..32

 

Введение

 

Становление рыночных отношений  в России повлекло за собой сложную систему взаимообусловленных экономических проблем. Новые методы управления практически заменили плановые методы. Таким новым методом является маркетинг, который  охватывает рыночную сферу экономических отношений, сферу обмена, оказывая при этом сильное воздействие на сферу производства и  потребления.

    В России маркетинг выступает как инструмент работы на макроуровне, работы товаропроизводителей, работников финансового и трудового рынка и как элемент формирования рыночной среды.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха фирмы (предприятия) является ее конкурентоспособность. В общем смысле конкуренция может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Для полного представления реальной ситуации, связанной с деловой активностью предприятия и его конкурентоспособностью, следует провести анализ и подсчет показателей деловой активности.

Оценка таких элементов позволяет предприятию получить полное и наглядное представление о своей деятельности, об ее сильных и слабых сторонах, о нереализованных возможностях и конкурентных преимуществах, которые у фирмы есть, но не используются или используются в недостаточной степени.

Сущность маркетинга заключается в том, что фирма должна производить то, что нужно потребителю и будет им куплено, а не навязывать покупателю свой товар.

Маркетинг выступает, прежде всего, как единство подходов к исследованиям, разработке и реализации товаров. Вместе с тем маркетинг выступает и как концепция управления предприятием. Управление должно быть ориентировано на успех во внешней среде, где необходимыми и жесткими элементами выступают конкуренты, потребители и внешняя среда.

Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали.

С позиции маркетинга происходит ранжирование целей предприятия. Одни из них выдвигаются на первый план, другие переходят в новое качество. Так, главная цель предприятия - получение прибыли - не исчезает, а ставиться в зависимость от удовлетворения потребностей потребителя.

    Целью данных методических указаний является предоставление студентам самостоятельной возможности оценить различные стороны деятельности абстрактного предприятия, определить его сильные и слабые стороны, сделать прогноз о перспективе развития.

    Задачи, которые решается в ходе выполнения курсовой работы, заключаются в следующем:

-  самостоятельное проведение анализа рынка сбыта, его емкости и рыночной доли для каждой фирмы;

- выполнение анализа конкурентоспособности исследуемого образца;

- исследование сильных и слабых сторон в деятельности предприятия;

- построение прогнозного плана развития абстрактного предприятия.

 

 

 1. Общие положения по выполнению курсовой работы

1.1. Целью выполнения курсовой работы является более глубокое изучение отдельных тем, вопросов и теоретических положений дисциплины, а также привитие обучаемым навыков в самостоятельном освоении учебного материала и умении принимать управленческие решения в конкретных практических ситуациях.

1.2. Работа должна отвечать ряду обязательных требований:

- самостоятельность исследования;

- анализ литературы по теме исследования;

- связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки и практики деятельности российских промышленных предприятий;

- наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

- логичность изложения, убедительность представленного фактического материала, аргументированность выводов и сообщений.

1.3. Основные этапы выполнения работы:

- выбор темы;

- подбор и изучение литературы;

- составление плана работы и согласование его с руководителем;

- написание работы и решение практических заданий;

- представление работы на проверку, получение отзыва и устранение указанных в ней замечаний.

1.4. Курсовая работа состоит из двух частей: первая - теоретическая (глубокое изучение и изложение рассматриваемой темы); вторая - практическая (решение практического задания с использованием ПК).

1.5. Выбор темы курсовой работы:

- студент самостоятельно выбирает одну из рекомендуемых тем, (страница 4 методических указаний), при этом не допускается выполнение курсовой работы по одной и той же теме несколькими студентами (номера тем  для каждой группы определяет преподаватель);

- разрешается по согласованию с преподавателем, контролирующим  написание курсовых работ, выполнение темы, предложенной самим студентом, при условии ее актуальности для промышленного предприятия.

1.6. После выбора темы обучаемый приступает к подбору и изучению литературы. В процессе этой работы целесообразно делать выписки, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения.

1.7. После изучения литературы составляется план работы, который может быть простым или развернутым. Простой план предусматривает перечень лишь основных разделов, развернутый - наличие разделов, каждый из которых включает несколько подразделов или параграфов (пример составления простого и развернутого плана представлен в приложении 1).

1.8. Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

- план изложения темы (оглавление);

- введение, отражающее актуальность выбранной студентом темы;

- основная часть - изложение теоретических аспектов темы на основе анализа опубликованной литературы, рассмотрение дискуссионных вопросов, формулирование точки зрения автора. Разделы, подразделы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки разделов и подзаголовки не должны повторять название работы;

- заключение - выводы, к которым пришел студент  при изучении темы;

- перечень изученных и использованных в курсовой работе литературных источников. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии;

- приложения (анкеты, схемы, иллюстрации, объемные таблицы, копии первичных документов и др.).

1.9. Объем теоретической части курсовой работы не должен превышать 20 - 25 страниц машинописного (через полуторный интервал) текста.

 

Темы курсовых работ

 

1. Стратегическое ориентирование деятельности производителей (сегментирование рынка, определение целевых рынков, позиционирование рынка).

2. Конъюнктурный анализ рынка.

3. Роль маркетинга в динамичных рыночных отношениях современной России.

4. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских производителей.

5. Концепция социального маркетинга.

6. Комплексный анализ товарного рынка (товар по выбору студента).

7. Моделирование поведения, мнений и предпочтений потребителей.

8. Личная продажа и государственная политика.

9. Методы оценки и моделирования эластичности спроса и предложения.

10. Анализ реакции рынка на изменение социально-экономических условий.

11. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии.

12.  Паблик релейшнз в маркетинге.

13.  Маркетинг во внешнеэкономической деятельности фирмы.

14. Воздействие государственного регулирования на маркетинг фирмы.

15. Права потребителей и их учет в маркетинге.

16. Организация сервиса в стратегии маркетинга.

17. Товарно-марочная политика фирмы.

18. Оценка и обеспечение конкурентоспособности товара.

19. Управление рекламной деятельностью фирмы.

20. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности машиностроительных предприятий.

21. Реклама в системе маркетинга.

22. Методы оценки емкости рынка.

23. Директ-маркетинг и сферы его применения в российской практике.

24. Товарная стратегия фирмы.

25. Качество и конкурентоспособность продукции.

26. Стратегическое планирование в системе маркетинга.

27. Стратегический маркетинг, как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме.

28. Конкурентоспособность товара и ее оценка.

29. Модели, используемые для разработки стратегии фирмы.

30. Анализ и тенденции развития рынка машиностроительной продукции (вид продукции выбирается самостоятельно).

31.  Формирование ассортиментной политики предприятия.

32. Организация взаимоотношений в каналах распределения.

33.  Разработка ценовой стратегии фирмы.

34. Репозиционирование товара на рынке (на примере конкретного товара).

35. Дилерская сеть, организация взаимодействия с дилерами.

36. Формирование сбытовой стратегии фирмы.

37. Формирование ценовой стратегии и тактики фирмы на различных стадиях ЖЦТ.

38.  Маркетинговая деятельность и ЖЦТ.

39.  Управление коммерческими рисками.

40.  Управление взаимоотношениями с потребителями – маркетинг партнерских отношений.

41.  Некоммерческий маркетинг.

42.  Анализ и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка.

43. Организация и осуществление конкурентной борьбы.

44.  Организация маркетинга на предприятии.

45.  Создание и поддержание бренда.

46.  Анализ влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность фирмы.

47.  Правовое регулирование маркетинговой деятельности.

48.  Потребительский рынок и мотивы поведения покупателей.

49.  Маркетинг и франчайзинг.

50.  Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы.

51.  Маркетинг в сфере услуг (вид услуги по выбору студента).

52. Управление маркетингом на предприятии.

53.  Интегрированные маркетинговые коммуникации.

54.  Стратегия разработки новых товаров.

55.  Маркетинг в малом бизнесе.

56.  Обоснование выбора каналов распределения.

57.  Продвижение товара на основе интегрированных маркетинговых коммуникаций.

58.  Методы оценки устойчивости рынка в динамике и статике.

59.  Матрицы в маркетинге и их применение в маркетинговой деятельности российских предприятий.

60.  Методы регионального анализа потребительского рынка.

61.  Сетевой маркетинг.

62.  Современные перспективные технологии по созданию долгосрочного предпочтения к товару.

63.  Маркетинг как система рыночной ориентации деятельности фирмы.

 

Практическое задание

 

    Практическая часть курсовой работы содержит задание, состоящее из трех этапов:

1)  определение положения фирмы на рынке;

2)  расчет конкурентоспособности товара;

3) определение ключевых факторов успеха фирмы.

 

    Этап 1.

Задание 1. Определить положение фирмы на рынке, с использованием таких показателей, как:

- доля рынка;

- средние издержки производства;

- прибыль на единицу продукта;

- валовая прибыль.

Предположим, что на рынке тонометры предлагают 25 фирм-конкурентов.  Необходимо определить положение фирмы на рынке, используя данные представленные в таблицах 1 и 2.

Порядок расчетов

1. Рассчитать общий объем продаж тонометров в физических единицах:

 

                /1/

где n - количество фирм на рынке.

2. Рассчитать долю каждой фирмы (Д) и осуществить ранжирование результатов расчетов (ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую долю на рынке):

 

                            /2/,

Результаты расчетов представить в таблице 3:

Таблица 3 - Ранжирование фирм по показателю доли рынка

Фирмы Доля рынка, % Ранг
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
   
24    
25    

3. Рассчитать средние издержки (затраты на единицу продукции) (АТС), используя данные, представленные в таблицах 1 и 2. Далее необходимо осуществить ранжирование фирм по величине средних издержек производства.


Таблица 1 - Исходные данные для группы с четным номером

Наименование показателя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1.Объем продаж, тыс.шт. 15 16 19 13 17 14 12 20 10 11 20 21 24 18 22 19 17 25 15 16 18 19 22 16 20
2. Издержки на весь объем продаж, млн.р. 7,5 6,95 7,08 7,0 8,24 5,9 7,0 14 6,4 8,3 9,5 9,45 8,85 5,7 7,5 6,9 9,2 9,99 7,5 9,5 5,7 6,95 8,5 6,1 12
3. Рыночная цена единицы, р. 950 870 1200 1400 860 980 1100 1300 1000 1000 1000 870 990 860 900 900 1000 1100 1200 990 980 970 860 900 1200

 

 

Таблица 2 - Исходные данные для группы с нечетным номером

 

Наименование показателя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1.Объем продаж, тыс.шт. 15 16 19 13 17 14 12 20 10 11 20 21 24 18 22 19 17 25 15 16 18 19 22 16 20
2. Издержки на весь объем продаж, млн.р. 9,75 9,6 9,5 9,1 14,45 9,1 10 14 13,2 12,5 14 10,5 10,8 12,6 16,94 9,5 15,13 16,25 9,75 9,6 12,6 9,5 15,18 9,6 14
3. Рыночная цена единицы, р. 1000 1100 1200 950 870 1400 1000 1100 1500 1235 1100 870 956 1050 800 1200 990 1000 1000 1100 1050 1200 870 1100 1100

Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наименьшие средние издержки. Результаты расчетов оформить в виде  таблицы 4.

                                / 3/,

Таблица 4 - Ранжирование фирм по показателю средних издержек производства

Фирмы Средние издержки производства, тыс.р. Ранг
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
   
24    
25    

 

4. Рассчитать прибыль на единицу продукции (П). Проранжировать фирмы по показателю прибыли на единицу продукции и результаты свести  в таблицу 5. Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую прибыль на единицу продукции.

          / 4 /,

Таблица 5 - Ранжирование фирм по показателю прибыли на единицу продукции

Фирмы Прибыль на единицу продукции, тыс. р. Ранг
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
   
24    
25    

 

 

5. Рассчитать валовую прибыль (ВП), используя данные о прибыли на единицу продукции (таблица 5) и величину объема производства (таблица  1, 2). Далее провести ранжирование фирм по показателю валовой прибыли. Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую валовую прибыль. Результаты оформить в виде таблицы 6.

 

Таблица 6 - Ранжирование фирм по показателю валовой прибыли

Фирмы Валовая прибыль, тыс. р. Ранг
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
   
24    
25    

 

6. На основании проведенных расчетов определить положение фирмы на рынке путем суммирования рангов по показателям: доле на рынке, средним издержкам производства, прибыли на единицу продукции, валовой прибыли. Результаты занести в таблицу 7.

 

Таблица 7 - Сводная таблица для оценки положения фирмы на рынке

Фирмы

Ранги показателей

Сумма рангов     

Д ATC П ВП
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
         
24          
25          

 

7. Используя данные таблицы 7, опишите положение Вашей фирмы на рынке. Для того, чтобы определить, какую именно из  25 фирм Вы представляете, необходимо определить, какой номер по порядку соответствует Вашей фамилии в журнале группы. Этот номер и будет номером фирмы, которую Вы представляете.

 

Задание 2. Определить, как повлияет изменение цены на положение представляемой Вами фирмы на рынке.

     Рассмотрите следующую ситуацию, соответствующую Вашему варианту:

1. Рыночная цена увеличилась на 7%;

2. Рыночная цена уменьшилась на 10 %;

3. Рыночная цена уменьшилась на 3%;

4. Рыночная цена увеличилась на 15%;

5. Рыночная цена уменьшилась на 2,5%;

6. Рыночная цена увеличилась на 1,5%;

7. Рыночная цена уменьшилась на 8%;

8. Рыночная цена увеличилась на 4,7%;

9. Рыночная цена уменьшилась на 2%;

10.  Рыночная цена увеличилась на 6%;

11.  Рыночная цена уменьшилась на 3 %;

12.  Рыночная цена увеличилась на 5,7%;

13. Рыночная цена уменьшилась на 7,5%;

14. Рыночная цена увеличилась на 3,9%;

15. Рыночная цена уменьшилась на 12%;

16. Рыночная цена увеличилась на 1,2%;

17. Рыночная цена уменьшилась на 3,7%;

18. Рыночная цена увеличилась на 2,3%;

19. Рыночная цена уменьшилась на 11%;

20.  Рыночная цена увеличилась на 7,2%;

21.  Рыночная цена уменьшилась на 3,9%;

22.  Рыночная цена уменьшилась на 2,9%;

23.  Рыночная цена увеличилась на 5,7%;

24. Рыночная цена уменьшилась на 3,8%;

25. Рыночная цена увеличилась на 7,1%.

    При выполнении данного задания необходимо определить оптимальную величину продаж (Qопт )  при условии, что величина валовой прибыли и средние издержки не изменились.

    Оптимальный объем продаж можно рассчитать по формуле:

                                 / 5/,

где Pi – измененная цена.

    Затем следует рассчитать долю рынка каждой фирмы, (данные об объеме продаж всех фирм, кроме представляемой Вами, берутся из таблиц 1 и 2), средние издержки, прибыль на единицу продукции и валовую прибыль по «своей» фирме. Результаты расчетов представить в таблице 8.

 

Таблица 8 - Данные для оценки положения фирмы на рынке 

Фирмы

Доля рынка

Средние издержки

Прибыль на единицу

Валовая прибыль

Сумма рангов

% Ранг млн.р. Ранг млн.р. Ранг млн.р. Ранг
1                  
2                  
3                  
4                  
5                  
6                  
7                  
                 
24                  
25                  

 

    Примечание. Данные о средних издержках, прибыли на единицу продукции и валовой прибыли по всем фирмам, кроме «своей», берутся из предыдущих таблиц, по «своей» фирме – рассчитанные после изменения цены.

    Используя данные таблицы 8, сделайте выводы.

 

Этап 2. Определение конкурентоспособности тонометра

 

 

    Тонометр ВР 3ВТО-АР – автоматический измеритель артериального давления по сравнению с серийно выпускаемым тонометром ВР 2АТО имеет ряд рыночных преимуществ, делающих  новый прибор более привлекательным для потребителя – это:

- высокая точность измерения;

- небольшой ток потребления, что исключает необходимость частой подзарядки аккумуляторных батарей;

- компактность;

- современный дизайн.

    Для определения конкурентоспособности был установлен набор параметров для оценки анализируемого образца ВР 3ВТО – АР (информацию об анализируемом образце студент подбирает самостоятельно) и базового (ВР 2АТО) образца. Одна часть параметров характеризует потребительские свойства продукции, а другая  – экономические свойства.

    Потребительские свойства являются особо важными для оценки уровня конкурентоспособности. Коэффициенты значимости уровня конкурентоспособности определяла группа экспертов, которая состояла из 5 специалистов: 2 экономистов, 2 конструкторов, 1 маркетолога.

    В качестве параметров рассматривались потребительские свойства тонометров (базовые образцы), указанные в таблице 9.

Таблица 9 - Технические характеристики тонометров (базовые образцы)

Характеристики Вариант 1 для группы с нечетным номером ВР 2АТО Вариант 2 для группы с четным номером ВР 2АТО
Назначение Измерение артериального давления Измерение артериального давления
Измерение артериального давления ± 3 мм рт.ст. ± 5 мм рт.ст.
Время одного измерения, с, не более 25 32
Напряжение питания, В Сеть – 3 Батарейки – 4*1,5 В размер АА Сеть – 4 Батарейки – 4*1,5 В размер АА
Количество циклов измерения на одном комплекте элементов питания, не менее 890 950
Срок службы, лет, не менее 8 8
Масса, г, не более 460 530
Габаритные размеры, мм, не более 115х182х75 110х210х90
Цена 950 1150

        

    Пояснение к выполнению задания

1.  Студент от имени экспертов определяет те показатели качества, которые будут ими оценены. Каждый показатель качества оценивается экспертом по 5-балльной шкале (1- свойство не эффективное, 5 - свойство эффективное). Полученные оценки показателей качества студент заносит в таблицу 10 и на основании этих данных проводит расчет коэффициента весомости показателей качества.

   Рассчитываем коэффициент весомости показателей качества (Мi) по формуле:

 ,                                /6/,

где Хij – оценка i-го свойства j-м экспертом;

m – количество экспертов;

n – количество свойств.

Полученные результаты расчетов занести в таблицу 10.

 

Таблица 10 - Расчет коэффициентов весомости

 

Наименование показателей

Оценки экспертов (балл)

Коэффициент весомости

1 2 3 4 5
1              
2              
3              
             
n              

 

2. Расчет уровня конкурентоспособности исследуемых образцов (Qi) по дифференциальному методу осуществляется по формуле:

                                /7/,

где Рi  - значение показателя оцениваемой продукции;

Рiб – базовое значение показателя продукции.

 

Полученные значения занесите в таблицу 11.

 

Таблица 11 - Расчет уровня конкурентоспособности

Характеристики Базовый образец Сравниваемый образец Уровень конкурентоспособности
       
       
       
       

 

3. Расчет комплексного группового показателя конкурентоспособности (Кi) можно произвести по формуле:

 ,                                /8/

 где Мi – коэффициент весомости показателя.

4. Формула расчета группового индекса по экономическим параметрам  Iэк имеет следующий вид:

,                               /9/,

где Сi  - цена анализируемого образца;

Сбаз – цена сравниваемого образца.

5. Формула расчета интегрального показателя конкурентоспособности Ки имеет следующий вид:

,                      /10/,

 

Таблица 12 - Оценка уровня качества и конкурентоспособности приборов для измерения давления

Приборы Групповой индекс по экономическим параметрам (Iэк) Комплексный групповой  показатель   конкурентоспособности (Коб) Интегральный показатель (Ки)
Базовый образец      
Сравниваемый образец      

 

    Проведя расчет конкурентоспособности выбранного Вами продукта, следует сделать вывод о сложившейся ситуации и внести  предложения по улучшению или поддержанию полученного результата.

 

Этап 3.

    Определение ключевых факторов успеха фирмы (КФУ).

 

       КФУ описывают внешнее конкурентное окружение компании. Они представляют собой характеристики рынка, где фирма находится в состоянии конкурентной борьбы с другими компаниями. Они не индивидуальны для каждой компании, а общие для всей отрасли в целом.

    КФУ – это изменяющиеся со временем характеристики, которые лучше всего описывают успешные компании в отличие от неуспешных. Это главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли. КФУ – жизненные критерии для успешной работы компании на рынке.

    Выбор КФУ должен отражать четкое понимание изменяющегося конкурентного окружения компании, которое может быть описано рядом параметров, например:

1) временные параметры:

- скорость технологического развития;

- временные рамки конкурентов;

- интенсивность инвестиций;

- политические временные рамки;

2) географические параметры:

- местный или глобальный характер деятельности;

3) параметры, учитывающие тенденции и неопределенности:

- экономические;

- политические;

- социальные;

- технологические.

КФУ определяются экспертным путем с привлечением внешних или внутренних экспертов (руководящий состав предприятия либо персонал отдела маркетинга, поскольку представители производственного или иных узкоспециальных подразделений часто имеют субъективный взгляд на отрасль, в которой работает компания, и на ее конкурентов).

Работа по расчету КФУ выполняется следующим образом:

- сначала необходимо достичь согласия среди экспертов при определении сегодняшних и завтрашних КФУ;

- далее каждому фактору успеха присваивается ранг по балльной шкале от 1 до 10, где 1 соответствует наименьшей важности, а 10 наибольшему;

- затем каждому фактору проставляется по пятибалльной шкале степень владения, отдельно для каждой компании конкурента, т.е. насколько хорошо компания владеет данным фактором;

- по указанной в форме формуле рассчитывается сумма баллов.

 

Таблица 13 -  Ключевые факторы успеха (пример)

Наименование показателей
1 2
1. Факторы, связанные с технологией
  - обладание более совершенной технологией производства продукции, чем конкуренты
  - возможность обеспечивать более высокие потребительские (технические) показатели продукции
  -способность компании к внедрению новых технологий в производственные процессы
   - способность компании к разработке и реализации новой продукции на базе новых технологий
  - способность обеспечить наименьший масштаб времени вывода нового продукта на рынок
  - необходимость наличия дорогого оборудования (как фактор успеха)
  - наличие патентной защиты новых технологических разработок компании
2. Факторы, связанные с производством
  - эффективное использование способов снижения производственных затрат (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта, логистические модели)
  - возможность поддержания наивысшего качества производства
  - гибкость производства при изменении моделей
  - наличие фирменного «ноу-хау» в контроле качества
  - размещение производства, гарантирующее низкие издержки
  - дешевая рабочая сила и низкие затраты на производство

 

Продолжение таблицы 13

1 2
  - дешевое проектирование и техническое обеспечение
3. Факторы, связанные с распределением
  - мощная сеть дистрибьюторов\диллеров
  - возможность доходов в розничной торговле
  - собственная торговая сеть компании
  - быстрая доставка
4. Факторы, связанные с маркетингом
  - хорошо отработанный проверенный способ продаж
  -эффективная продуманная рекламная компания
  - удобный, доступный сервис и техобслуживание
  - точное удовлетворение покупательских запросов, налаженная обратная связь с потребителем
  - широта диапазона товаров
  - притягательный дизайн и упаковка
  - способность организации установить долговременные отношения с удовлетворительными клиентами
  - постоянное стимулирование сбыта
  - узкий целевой маркетинг
  - привлечение опытных агентов по продажам
  - гарантии покупателям
5. Факторы, связанные с квалификацией
  - наличие в компании выдающихся талантов с высоким креативным потенциалом
  - компетентность в научных исследованиях
  - обеспечение адекватной квалификационной рабочей силы
  - наличие в компании квалифицированных специалистов в области проектирования
  - способность удовлетворять персонал
  - наличие в компании высококвалифицированных специалистов в области технологии
  - способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок
6. Факторы, связанные с возможностями организации
  - первоклассные внутрифирменные информационные системы, отлаженная система управления
  - способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия
  - компетентность в управлении и наличие управляющих «ноу-хау»
  - доступ к финансовому капиталу
  - благоприятные имидж и репутация
  - удобное расположение по отношению к потребителям
  - способность внедрить новые методы управления, которые уменьшают бюрократию на предприятии
  - способность привлекать, оценивать и использовать новые знания
  - способность вести постоянный мониторинг рынка и постоянные статистические исследования
  - сертифицированная система качества

       Запишите и оцените выбранные Вами КФУ. Присвойте ранг каждому КФУ по шкале от 1 до10, где 1 – совершенно не важен, 10 – очень важен. В таблице 14 внесите оценки выбранных Вами КФУ.

        Таблица 14 - Форма для работы с ключевыми факторами успеха

 

Компания

 

 

А B C
Ранг КФУ (1 - 10) СВФ A*B
       
       
       
       

 

СВФ – степень владения фактором, оценивается по 5-балльной шкале, где 0 – полное не владение, 5 – отличное владение.

    В заключение работы необходимо сделать комплексный анализ информации, полученной в ходе выполнения задания, и предложить программу маркетинговых мер для решения выявленных проблем, представляемой студентом компании.

 



Оформление курсовой работы

 

    4.1 Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

    Работа должна быть написана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее – 12. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

    Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением в том же месте исправленного текста черными чернилами.

    Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят (введение и заключения не нумеруются).

    Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание текста. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

    Все листы курсовой работы, кроме титульного, должны иметь сквозную нумерацию. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, выполненные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

    Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости, ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением – ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которых ставится скобка. Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

    4.2. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в цветном исполнении. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

    Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

    Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагаются посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.  

    Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных следующим образом:

Рисунок 1 - Модель покупательского спроса.

  Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

    Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием номера.

    Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). Графы таблицы следует обязательно нумеровать. При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и ее номер указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

    Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

    Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

    Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Таблицы справа, слева и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

    4.3. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после математического знака, причем знак в начале следующей строки повторяют.

    Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

    Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например, в формуле (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

    4.4. Обозначения единиц помещаются только после цифрового значения величины через пробел без переноса на следующую строку: 50кВт, 95% и т.д. При написании  обозначений производных единиц необходимо:

- обозначения единиц, входящих в произведение, разделять точками на средней линии, например: кВт ч, Н ч;

- в обозначениях единиц, образованных делением одних единиц на другие, применять косую черту, например: р./м, р./шт.;

- при применении косой черты произведение единиц в знаменателе заключать в скобки, например: к/(кВт ч).

Для обозначения множественного числа знаки номера (№), параграфа, процента (%), не удваивают и кавычками при повторении не заменяют.

    Перед числами в буквенном обозначении при характеристике предмета тире не ставится. Например, цена телевизора 7500 р. В тексте целые числа, начиная с пятизначных (а в таблицах с четырехзначных, стоящих под пятизначными), должны быть разбиты на классы, причем последние отделяют не точкой, а пробелом. Например: 95 640, 140 800.

Для обозначения диапазона значений ставят: многоточие, тире, предлоги «от» и «до». Обозначения размерности ставят только один раз - после второй цифры. Например, 250 - 300 мм; от 80 до 95 %.

    4.5.Падежные окончания (после дефиса) ставят только при порядковых числительных, если они заменяются арабскими (но не римскими) цифрами или латинскими буквами. Например, 4-й разряд, 45-й минуты, 7-го часа, в 3-минутный. Рекомендуется писать: 80%-й раствор, 1,2,3-й примеры, 5-метровый, 40-градусный, в Ш квартале.

В тексте следует применять только общепринятые сокращения слов, т.е. - то есть, и т.п. - и тому подобное, и др. - и другие, и пр. - и прочие, см. - смотри, ср. - сравни, разд. - раздел, стр. - страница, г. - год, п. - пункт, к. - копейка, р. - рубль, ч - час, мин - минута, с - секунда, нч - нормо-час, м - метр, кг - килограмм, т - тонна, сут. - сутки, дек. - декада.

Не допускается сокращение слов: так называемый, точка, уравнение, формула. Часто употребляющиеся в тексте специальные термины следует внести в перечень сокращений и условных обозначений, символов, единиц, терминов. В этот перечень можно не вносить словосочетания с общеизвестной аббревиатурой: НОТ, НИИ, США, АН РФ и т.д.

    4.6. При использовании в тексте цитат, положений, заимствованных из литературы, студент обязан делать ссылки на них в соответствии со следующими правилами:

- в тексте при упоминании какого-либо автора надо сначала указать его инициалы, фамилию, затем в квадратных скобках – порядковый номер его работы по списку литературы. Например, как подчеркивает Ф. Котлер [10], по мнению В.П.Пономарева [5] и т.д.;

- при ссылке на литературный источник в тексте дается в квадратных скобках номер источника по списку литературы. Например, «достаточно подробно изучены методы оценки и прогнозирования» [12].

    4.7. Введение, каждая глава (каждый вопрос при простом плане), заключение, список литературы, начинаются с отдельной страницы, печатаются заглавными буквами, жирным шрифтом по центру без точки в конце.

    4.8. Список литературы строится алфавитным способом.

Например:

1. Зозулев А.В. Поведение потребителей: Учеб.пособие.-К.:Знание, 2004.

2. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д.Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цынкин и др.; под ред. Н.Д.Эриашвили.- М.:ЮНИТИ. – ДАНА, 2000

    Если при написании курсовой  работы использовались материалы периодической печати, то указываются автор, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала (после названия статьи ставятся две косые черты «//» без кавычек).

    При использовании материала из газет указывается автор статьи, название статьи, название печатного органа, дата выхода печатного органа, дата выхода номера газеты (после названия статьи ставятся две косые черты).

    При использовании информации, размещенной в Интернете, ссылки на сайты оформляются следующим образом:

1. В тексте курсовой работы при использовании информации из Интернета приводится сама используемая информация без приведения наименования и адреса сайта, которые приводятся в сноске.

2. При использовании информации из Интернета в первый раз в сноске даются все данные о сайте (полный адрес непосредственно информации, начиная с сайта). Например: По А. Гидденсу, в фискальных целях западные специалисты и формируют то, что они называют финансовым учетом 1.

1http//www.packaging.i-u/digest/bulletin/2000/0092503c.html

Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию (т.е. на каждой странице нумерация ссылок начинается с 1). Печатание сносок в конце работы с общей порядковой их нумерацией не допускается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: