Вопросы к экзамену и зачету

1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

2. Цели и задачи курса гуманистического воспитания личности в общеобразовательной школе. 

3. Система учебно-воспитательных задач преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе.

4. Содержание программы курса.

5. Связь курсаметодики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами.

6. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.

7. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство. 1—9 классы», руководитель авторского коллектива заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.С.Кузин).

8. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», руководитель авторского коллектива народный художник РФ, академик РАО Б.М.Неменский. Принципы построения программ, их отличительные стороны.

9. Сравнительный анализ основных направлений обучения изобразительному искусству.

10. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.

11. Общие требования к уроку изобразительного искусства (обра­зовательные, воспитывающие, развивающие).

12. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы.

13. Конспект урока (структура).

14. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

15. Принцип воспитывающего обучения изобразительному ис­кусству.

16. Принцип научности, системности и последовательности в обу­чении изобразительному искусству.

17. Принцип активности и сознательности в обучении изобрази­тельному искусству.

18. Принцип доступности и посильности в обучении изобразитель­ному искусству.

19. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

20. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

21. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изо6разительного искусства.

22. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

23. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству.

24. Учет успеваемости учащихся.

25. Рисование с натуры, по памяти и по представлению.

26. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры.

27. Методика организации уроков по рисованию на темы.

28. Методика организации уроков по декоративному рисованию и декоративной деятельности (лепка, аппликация).

29. Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.

30. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.

31. Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности.

32. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству. Требования к наглядным пособиям. Технические средства на уроках изобразительного искусства.

33. Оборудование кабинета изобразительного искусства, оформление. Требования к освещению кабинета.

34. Организация рабочего места школьника.

35. Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете.

36. Оборудование кабинета техническими средствамиобучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.

37. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.

38. Содержание и организация внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Виды внеклассной и внешкольной работы.

39. Факультативные курсы в средней школе по изобразительному искусству.

40. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО.

41. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования.

42. Национально-региональный компонент в содержании художественного образования в общеобразовательной школе.

43. Организация выставочной деятельности по изобразительному искусству в школе.

44. Анализ и самоанализ урока по изобразительному искусству.

45. Закономерности проявления творческих способностей школь­ников на уроках изобразительного искусства. (Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисун­ке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения).

46. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей ребенка. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности детей».

47. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

48. Критерии оценки изобразительной деятельности детей.

49. Учебно-методическая литература по изобразительному искусству.

50. Учебники, программы по методике преподавания изобразительного искусства в школе.

51. Исследователи детского творчества, художники-педагоги, преподаватели изобразительного искусства в зарубежной и отечественной школе.  

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

1. Алехин А..Д.. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993.

2. Выготский Л..С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси­хологический очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990.

3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей — 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961.

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.

5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — 3-е изд., пере­раб. и доп. — М., 1994.

6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в I— 3 классах: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979.

7. Кузин В.С. Психология: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.

8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического вос­питания: Кн. для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвеще­ние, 1987.

10. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для сту­дентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Иг­натьев, Е.В.Шорохов. — М.: Просвещение, 1989.

11. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1998.

12. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. — М.: Просвещение, 1987.

13. Ростовцев Н.Н., О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записки) — Омск, 2002.

14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2002.

15. Положение о школе искусств системы министерства культуры РФ. — М.

16. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Пед. ин-та, 2001.

17. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобра­зительного искусства: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979.

18. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.

19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобра­зительного искусства в школе: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977.

20. Шпикалоеа Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисо­вания: Пособие для учителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просве­щение, 1979.

 

Программы:

1. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Программы средней общеобразовательной школы (1—4 классы один­надцатилетней школы). - М.: Просвещение, 1992.

2. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Программы средней общеобразовательной школы (5—8 классы один­надцатилетней школы). — М.: Просвещение, 1994.

3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 классы. -М.: Просвещение, 1994.

4. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразова­тельных учреждений. - М., 1996.

5. Изобразительное искусство. Начальные классы: Программно-мето­дические материалы /Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1999

6. Изобразительное искусство. 5-9 классы: Программно-методические материалы /Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.

7. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5—11 классы. — М.: Просвещение, 1991.

8. Программа внедрения НРК в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. Ханты-Мансийск, 2000.

9. Федеральная программа развития образования — М., 1999.

10. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). — М.: Просвещение, 1994

 

Учебники

1. Искусство вокруг нас: Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы /Сост. М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская и др.: Под ред. Б.М.Йеменского - М.: Просвешс ние, 1998.

2. Коратеева Е.И. Искусство и ты: Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы / Под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 1997.

3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальном школе. 1—2 классы: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. -М. Дрофа, 1997. - Ч. 1,2.

4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. -М: Дрофа, 1997. - Ч. 1,2.

5. Ростовцев Н.Н. Рисование. Первый класс. — М.: Учпедгиз, 1957.

6. Ростовцев Н.Н. Рисование. Второй класс. - М.: Учпедгиз, 1957.

7. Ростовцев Н.Н. Рисование. Третий класс. - М.: Учпедгиз, 1961.

8. Ростовцев Н.Н. Рисование. Четвертый класс. - М.. Учпедгиз, 1961

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996

10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.

12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 4. Краткий словарь художественных терми­нов - Обнинск: Титул, 1996.

 

Дополнительная

 

1. Авсисян ОН. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для средних худож. учеб. заведений. - М.: Изобразит, иск, 1985.

2. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. Ереванский опыт работы с детьми. — М.: Советский художник, 1979.

3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. — 2-е изд. испр. и доп. — М Советский художник, 1986.

4. Алексеева В.В Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968.

5. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя / Сост. С.П.Ис­тратова; Авт. предисл. И.Е.Данилова. — М.: Просвещение, 1990.

6. Арнхепм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

7. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Новая Москва, 1925.

8. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представле­ний: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983.

9. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликаци­ях. - М.: Просвещение, 1986.

10. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе: Из опыта рабо­ты. — М.: Просвещение, 1983.

11. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Посо­бие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986.

12. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительно­го искусства. Для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. — М., 1999.

13. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразоват. школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980.

14. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просве­щение, 1982.

15. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики. - Свердловск, 1990.

15. Жукова А. Помогите смешным рисункам. — М.: Просвещение, 1966.

17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельно­сти человека. — М.: Знание, 1968.

18. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др.; Сост. Н.Н.Фомина. - М.. Просвещение, 1995.

19. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной дея­тельности. — М., 1996.

20. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное раз­витие дошкольников. — М., 1988.

21. Киреенко В. И. Психология способностей в изобразительной деятель­ности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

22. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М: Просве­щение, 1971.

23. Колокольников ВВ. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика / В.Н.Ветров, В.В.Колокольников, Н.А. Кржимовская и др.; Под ред. В.В.Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975.

24. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Пе­дагогическое общество России. — М., 1996.

25. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.

26. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. - Л., 1969.

27. Краснов Н.В Беседы по искусству в начальной школе - Л., 1962.

28. Кутепова Т.Н. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. - Л, 1962.

29. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.

30. Левин С. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. - М.: Советский художник, 1979.

31. Никанорова Н.П. Наглядные пособия в оборудовании для занятии изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1975.

32. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие дли учителей. - М.: Просвещение, 1983.

33. Основы декоративного искусства в школе. Учебное пособие для сту дентов худож.-граф. фак. пединститутов / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д Щедрина. - М.: Просвещение, 1981.

34. Пономарьков В.А. Декоративно-оформительское искусство в школе. М., 1976.

35. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М Просвещение, 1982.

36. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет. садов и нач. клас сов средней школы / Под ред. В.С.Кузина. - М.: Просвещение, 1978

37. Претте М.К., КапальдоА. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания / Пер. с ит. - М.: Советский художник, 1981. - Т. 1, 1985.-Т. 2.

38.Пучков А. С, Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов по спец. 2109 Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1982.

39. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.

40. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей началь­ных классов. - М.: Просвещение, 1979.

41. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

42. Ростовцев Н. Н. Детское художественное творчество // Родники прекрасного: Всероссийская выставка детского художественного творчества: Альбом для учителей. - М., 1983.

43. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение. 1965.

44. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детс­ком саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973.

45. Стасевич В.Н. Искусство портрета: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.

46. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

47. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1969.

48. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1980.

49. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

50. Шорохов ЕВ. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. 2109 — Черчение, рисование и труд. - М.: Про­свещение, 1979.

51. Шорохов ЕВ. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986..

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

53. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во II классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.

54. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в III классе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985.

55. Щербаков ВС. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством. - М.: Просвеще­ние, 1969.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: