1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
2. Цели и задачи курса гуманистического воспитания личности в общеобразовательной школе.
3. Система учебно-воспитательных задач преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе.
4. Содержание программы курса.
5. Связь курсаметодики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами.
6. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.
7. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство. 1—9 классы», руководитель авторского коллектива заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.С.Кузин).
8. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», руководитель авторского коллектива народный художник РФ, академик РАО Б.М.Неменский. Принципы построения программ, их отличительные стороны.
|
|
9. Сравнительный анализ основных направлений обучения изобразительному искусству.
10. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.
11. Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие).
12. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы.
13. Конспект урока (структура).
14. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
15. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
16. Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
17. Принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству.
18. Принцип доступности и посильности в обучении изобразительному искусству.
19. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
20. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.
21. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изо6разительного искусства.
22. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.
23. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству.
24. Учет успеваемости учащихся.
25. Рисование с натуры, по памяти и по представлению.
26. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры.
27. Методика организации уроков по рисованию на темы.
28. Методика организации уроков по декоративному рисованию и декоративной деятельности (лепка, аппликация).
|
|
29. Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.
30. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.
31. Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности.
32. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству. Требования к наглядным пособиям. Технические средства на уроках изобразительного искусства.
33. Оборудование кабинета изобразительного искусства, оформление. Требования к освещению кабинета.
34. Организация рабочего места школьника.
35. Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете.
36. Оборудование кабинета техническими средствамиобучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.
37. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.
38. Содержание и организация внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Виды внеклассной и внешкольной работы.
39. Факультативные курсы в средней школе по изобразительному искусству.
40. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО.
41. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
42. Национально-региональный компонент в содержании художественного образования в общеобразовательной школе.
43. Организация выставочной деятельности по изобразительному искусству в школе.
44. Анализ и самоанализ урока по изобразительному искусству.
45. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. (Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения).
46. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей ребенка. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности детей».
47. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.
48. Критерии оценки изобразительной деятельности детей.
49. Учебно-методическая литература по изобразительному искусству.
50. Учебники, программы по методике преподавания изобразительного искусства в школе.
51. Исследователи детского творчества, художники-педагоги, преподаватели изобразительного искусства в зарубежной и отечественной школе.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
1. Алехин А..Д.. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993.
2. Выготский Л..С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990.
3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей — 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1994.
6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в I— 3 классах: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979.
7. Кузин В.С. Психология: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.
10. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов. — М.: Просвещение, 1989.
|
|
11. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1998.
12. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. — М.: Просвещение, 1987.
13. Ростовцев Н.Н., О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записки) — Омск, 2002.
14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2002.
15. Положение о школе искусств системы министерства культуры РФ. — М.
16. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Пед. ин-та, 2001.
17. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979.
18. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.
19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977.
20. Шпикалоеа Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979.
Программы:
1. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Программы средней общеобразовательной школы (1—4 классы одиннадцатилетней школы). - М.: Просвещение, 1992.
2. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Программы средней общеобразовательной школы (5—8 классы одиннадцатилетней школы). — М.: Просвещение, 1994.
3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 классы. -М.: Просвещение, 1994.
|
|
4. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М., 1996.
5. Изобразительное искусство. Начальные классы: Программно-методические материалы /Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1999
6. Изобразительное искусство. 5-9 классы: Программно-методические материалы /Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.
7. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5—11 классы. — М.: Просвещение, 1991.
8. Программа внедрения НРК в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. Ханты-Мансийск, 2000.
9. Федеральная программа развития образования — М., 1999.
10. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). — М.: Просвещение, 1994
Учебники
1. Искусство вокруг нас: Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы /Сост. М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская и др.: Под ред. Б.М.Йеменского - М.: Просвешс ние, 1998.
2. Коратеева Е.И. Искусство и ты: Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы / Под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 1997.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальном школе. 1—2 классы: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. -М. Дрофа, 1997. - Ч. 1,2.
4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. -М: Дрофа, 1997. - Ч. 1,2.
5. Ростовцев Н.Н. Рисование. Первый класс. — М.: Учпедгиз, 1957.
6. Ростовцев Н.Н. Рисование. Второй класс. - М.: Учпедгиз, 1957.
7. Ростовцев Н.Н. Рисование. Третий класс. - М.: Учпедгиз, 1961.
8. Ростовцев Н.Н. Рисование. Четвертый класс. - М.. Учпедгиз, 1961
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996
10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. — Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов - Обнинск: Титул, 1996.
Дополнительная
1. Авсисян ОН. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для средних худож. учеб. заведений. - М.: Изобразит, иск, 1985.
2. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. Ереванский опыт работы с детьми. — М.: Советский художник, 1979.
3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. — 2-е изд. испр. и доп. — М Советский художник, 1986.
4. Алексеева В.В Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968.
5. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя / Сост. С.П.Истратова; Авт. предисл. И.Е.Данилова. — М.: Просвещение, 1990.
6. Арнхепм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
7. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Новая Москва, 1925.
8. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983.
9. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986.
10. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983.
11. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986.
12. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. Для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. — М., 1999.
13. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразоват. школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980.
14. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982.
15. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики. - Свердловск, 1990.
15. Жукова А. Помогите смешным рисункам. — М.: Просвещение, 1966.
17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. — М.: Знание, 1968.
18. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др.; Сост. Н.Н.Фомина. - М.. Просвещение, 1995.
19. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М., 1996.
20. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1988.
21. Киреенко В. И. Психология способностей в изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
22. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М: Просвещение, 1971.
23. Колокольников ВВ. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика / В.Н.Ветров, В.В.Колокольников, Н.А. Кржимовская и др.; Под ред. В.В.Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975.
24. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России. — М., 1996.
25. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
26. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. - Л., 1969.
27. Краснов Н.В Беседы по искусству в начальной школе - Л., 1962.
28. Кутепова Т.Н. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. - Л, 1962.
29. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
30. Левин С. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. - М.: Советский художник, 1979.
31. Никанорова Н.П. Наглядные пособия в оборудовании для занятии изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1975.
32. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие дли учителей. - М.: Просвещение, 1983.
33. Основы декоративного искусства в школе. Учебное пособие для сту дентов худож.-граф. фак. пединститутов / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д Щедрина. - М.: Просвещение, 1981.
34. Пономарьков В.А. Декоративно-оформительское искусство в школе. М., 1976.
35. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М Просвещение, 1982.
36. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет. садов и нач. клас сов средней школы / Под ред. В.С.Кузина. - М.: Просвещение, 1978
37. Претте М.К., КапальдоА. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания / Пер. с ит. - М.: Советский художник, 1981. - Т. 1, 1985.-Т. 2.
38.Пучков А. С, Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов по спец. 2109 Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1982.
39. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
40. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1979.
41. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
42. Ростовцев Н. Н. Детское художественное творчество // Родники прекрасного: Всероссийская выставка детского художественного творчества: Альбом для учителей. - М., 1983.
43. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение. 1965.
44. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973.
45. Стасевич В.Н. Искусство портрета: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
46. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
47. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1969.
48. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1980.
49. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
50. Шорохов ЕВ. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. 2109 — Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1979.
51. Шорохов ЕВ. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986..
52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
53. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во II классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.
54. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в III классе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985.
55. Щербаков ВС. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством. - М.: Просвещение, 1969.