УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Федерального компонента
Цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности
«030800 - изобразительное искусство»
Нижневартовск
2006
Примерная программа дисциплины «методика преподавания изобразительного искусства» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу « дисциплины»
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности
«030800 - изобразительное искусство»
Разработчик программы: кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ИЗО
И.Н.Полынская
Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор
|
|
Нижневартовского государственного
гуманитарногоуниверситета
Л.А.Ибрагимова
I. Организационно- методический раздел
Цель курса
Теоретическое изучение и практическое овладение научно-теоретическими основами преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.
Задачи курса
— подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывающего на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, истории искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, и, прежде всего, педагогики и психологии.
— умение руководить процессом освоения ценностей искусства учащимися и развитие интереса до уровня потребности в постоянном общении с искусством, знание мирового и отечественного опыта эстетического воспитания и художественного образования;
— овладение умениями оценки программ и методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, анализировать и оценивать новейшие технологии обучения, умением создавать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству и методике ИЗО, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства;
|
|
— умение методически правильно распределять программный материал и планировать учебную работу по изобразительному искусству в школе, составлять иллюстрированный календарно-тематический плана на учебный год, мастерски владеть основами педагогического рисунка;
— овладение основами научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей, умение составлять карты критериев и анализ оценки детских рисунков по определенной теме;
— умение модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.
Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников
Курс «Методика преподавания изобразительного искусства» предусматривает подготовку студента в сфере профессиональной деятельности, которая направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сферами деятельности специалиста являются: преподавательская, научно-методическая, культурно-просветительская.
Студенты получают подготовку для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.
Подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывается на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, истории искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, и, прежде всего, педагогики и психологии.
В процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» студенты закрепляют свои знания на педагогической практике. Программа рассчитана на 60 часов: лекционный курс — 16 часов, практические занятия — 14 часов, самостоятельная — 30 часов.
Требования к уровню подготовки студента,
завершившего изучение данной дисциплины:
Студент должен уметь:
— проводить учебный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
— руководить процессом освоения ценностей искусства учащимися и развитие интереса до уровня потребности в постоянном общении с искусством;
— оценивать программы и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
— анализировать и оценивать новейшие технологии обучения изобразительному искусству;
— создавать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству и методике ИЗО, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства;
— методически правильно распределять программный материал и планировать учебную работу по изобразительному искусству в школе,
— составлять иллюстрированный календарно-тематический план на учебный год;
— мастерски владеть основами педагогического рисунка;
— составлять карты критериев и анализировать детские рисунки по определенной теме;
— модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.
Студент должен знать:
— научно-теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства;
— мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования.
— основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.
II. Содержание курса
ЛЕКЦИИ
|
|
Лекционный курс начинается с определения целей и задач курса методики преподавания.
Особое внимание в лекционном курсе должно быть обращено на научно-теоретические положения методики преподавания. Необходимо полнее раскрывать содержание процесса обучения рисованию, объяснять, на основе каких принципов и с соблюдением каких условий и правил рациональнее строить обучение. Указывая на современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе, следует серьезное внимание уделять возрастным особенностям учащихся и специфике работы учителя в каждом классе.
Особое внимание на лекциях и практических занятиях необходимо уделить методике преподавания в начальных классах, учитывая новейшие исследования, посвященные изобразительной деятельности младших школьников. При изложении содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе следует полнее раскрывать принципы реалистического искусства. Лектору необходимо обратить внимание на обучающие моменты каждого вида учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству. При разборе такого вида учебных занятий, как рисование с натуры, особое внимание на лекциях должно быть уделено натурным постановкам. Будущий учитель должен умело выбирать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила построения изображения на плоскости.
При анализе декоративного рисования лектору необходимо особо выделить учебно-воспитательные задачи, готовить будущего учителя рисования к правильному использованию этого вида работы с детьми. Учебно-образовательный аспект имеет огромное значение в развитии художественного вкуса у детей и понимания ими декоративно-прикладного искусства. Для этого учителю необходимо, раскрывая последовательность построения изображения, шире привлекать лучшие образцы народного творчества, знакомить с основными принципами технической эстетики художественного конструирования.
|
|
Раскрывая учебно-воспитательные задачи тематического рисования, лектору необходимо обратить серьезное внимание на единство содержания и формы композиции, идейный замысел, на воспитание у детей патриотизма.
В методике проведения бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений. Учитель должен научить детей понимать идейное содержание, художественные достоинства и национальные особенности шедевров мирового искусства. Значительное место в беседах должно быть уделено отечественному изобразительному искусству.
В процессе чтения лекционного курса необходимо шире использовать современные технические средства обучения: видео-фильмы, диапозитивы, а также другие средства наглядности.
Серьезное внимание должно быть уделено системе дополнительного образования. Этот вид внеклассных занятий по художественно-графическим дисциплинам должен занять свое место, как в школе, так и во внешкольных учреждениях.
Лекционный курс и практические занятия предусматривают изучение закономерностей изобразительной деятельности детей, а также основы научно-исследовательской работы в области разительной деятельности детей.
Вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительного искусства в школе, следует излагать на примерах опыта передовых учителей, используя статьи, брошюры и пособия. При изложении частных методических вопросов преподавателя изобразительного искусства в школе лектору следует самому продемонстрировать ход, принципы ведения уроков или их отдельные фрагменты.
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Цели и задачи курса гуманистического воспитания личности в общеобразовательной школе. Система учебно-воспитательных задач преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Содержание программы курса. Связь курсаметодики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами.