Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Федерального компонента

Цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности

«030800 - изобразительное искусство»

Нижневартовск

2006

Примерная программа дисциплины «методика преподавания изобразительного искусства» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «        дисциплины»

государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности

«030800 - изобразительное искусство»

Разработчик программы:         кандидат педагогических наук,

                                                    доцент кафедры ИЗО

                                                    И.Н.Полынская

 

 

Рецензент:                                Доктор педагогических наук, профессор

                                                             Нижневартовского государственного

                                                             гуманитарногоуниверситета      

                                                             Л.А.Ибрагимова                                                                                     

 

I. Организационно- методический раздел

Цель курса

Теоретическое изучение и практическое овладение научно-теоретическими основами преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.

 

 

Задачи курса

 

— подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывающего на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, истории искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, и, прежде всего, педагогики и психологии.

— умение руководить процессом освоения ценностей искусства учащимися и развитие интереса до уровня потребности в постоянном общении с искусством, знание мирового и отечественного опыта эстетического воспитания и художественного образования;

— овладение умениями оценки программ и методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, анализировать и оценивать новейшие технологии обучения, умением создавать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству и методике ИЗО, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства;

— умение методически правильно распределять программный материал и планировать учебную работу по изобразительному искусству в школе, составлять иллюстрированный календарно-тематический плана на учебный год, мастерски владеть основами педагогического рисунка;

— овладение основами научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей, умение составлять карты критериев и анализ оценки детских рисунков по определенной теме;

— умение модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.

 

Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

Курс «Методика преподавания изобразительного искусства» предусматривает подготовку студента в сфере профессиональной деятельности, которая направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сферами деятельности специалиста являются: преподавательская, научно-методическая, культурно-просветительская.

Студенты получают подготовку для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.

Подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывается на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, истории искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, и, прежде всего, педагогики и психологии.

В процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» студенты закрепляют свои знания на педагогической практике. Программа рассчитана на 60 часов: лекционный курс — 16 часов, практические занятия — 14 часов, самостоятельная — 30 часов.

 

Требования к уровню подготовки студента,

 завершившего изучение данной дисциплины:

Студент должен уметь:

— проводить учебный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;

— руководить процессом освоения ценностей искусства учащимися и развитие интереса до уровня потребности в постоянном общении с искусством;

— оценивать программы и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

— анализировать и оценивать новейшие технологии обучения изобразительному искусству;

— создавать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству и методике ИЗО, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства;

— методически правильно распределять программный материал и планировать учебную работу по изобразительному искусству в школе,

— составлять иллюстрированный календарно-тематический план на учебный год;

— мастерски владеть основами педагогического рисунка;

— составлять карты критериев и анализировать детские рисунки по определенной теме;

— модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.

Студент должен знать:

— научно-теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства;

— мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования.

— основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

 

II. Содержание курса

ЛЕКЦИИ

 

Лекционный курс начинается с определения целей и задач курса методики преподавания.

Особое внимание в лекционном курсе должно быть обращено на научно-теоретические положения методики преподавания. Необходимо полнее раскрывать содержание процесса обучения рисованию, объяснять, на основе каких принципов и с соблюде­нием каких условий и правил рациональнее строить обучение. Указывая на современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному ис­кусству в школе, следует серьезное внимание уделять возраст­ным особенностям учащихся и специфике работы учителя в каждом классе.

Особое внимание на лекциях и практических занятиях необходимо уделить методике преподавания в начальных классах, учитывая новейшие исследования, посвященные изобразительной деятельности младших школьников. При изложении содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе следует полнее раскрывать принципы реалистического искусства. Лектору необходимо обратить внимание на обучающие моменты каждого вида учебно-воспитательной работы по изоб­разительному искусству. При разборе такого вида учебных занятий, как рисование с натуры, особое внимание на лекциях должно быть уделено натурным постановкам. Будущий учитель должен умело выбирать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила построения изображения на плоскости.

При анализе декоративного рисования лектору необходимо особо выделить учебно-воспитательные задачи, готовить будущего учителя рисования к правильному использованию этого вида работы с детьми. Учебно-образовательный аспект имеет огромное значение в развитии художественного вкуса у детей и понимания ими декоративно-прикладного искусства. Для этого учителю необходимо, раскрывая последовательность построения изоб­ражения, шире привлекать лучшие образцы народного творчества, знакомить с основными принципами технической эстетики художественного конструирования.

Раскрывая учебно-воспитательные задачи тематического ри­сования, лектору необходимо обратить серьезное внимание на единство содержания и формы композиции, идейный замысел, на воспитание у детей патриотизма.

В методике проведения бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений. Учитель должен научить детей понимать идейное содержание, художественные достоинства и национальные особенности шедевров мирового искусства. Значительное место в беседах должно быть уделено оте­чественному изобразительному искусству.

В процессе чтения лекционного курса необходимо шире использовать современные технические средства обучения: видео­-фильмы, диапозитивы, а также другие средства наглядности.

Серьезное внимание должно быть уделено системе дополнительного образования. Этот вид внеклассных занятий по художественно-графическим дисциплинам должен занять свое место, как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Лекционный курс и практические занятия предусматривают изучение закономерностей изобразительной деятельности детей, а также основы научно-исследовательской работы в области разительной деятельности детей.

Вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительного искусства в школе, следует излагать на примерах опыта передовых учителей, используя статьи, брошюры и пособия. При изложении частных методических вопросов преподавателя изобразительного искусства в школе лектору следует самому продемонстрировать ход, принципы ведения уроков или их отдельные фрагменты.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.

 Цели и задачи курса гуманистического воспитания личности в общеобразовательной школе. Система учебно-воспитательных задач преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе. Содержание программы курса. Связь курсаметодики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: