При выполнении предварительной прокладки предусматривается возможность надежного контроля места судна. С этой целью анализируется точность счисления, подбираются по участкам перехода основные способы определения места, особенно в районах поворотов, отхода от берега, прохождения опасностей и в других ситуациях.
5.4.1 Распределение маршрута по отдельным участкам, анализ
навигационного оборудования, их возможной точности обсерваций
основными и дополнительными способами определений
Предварительно маршрут следует распределить по отдельным этапам, участкам, проанализировать возможность использования СНО и РТСНО для обсервации, а также возможную точность определения места. Определить основные способы обсервации (наиболее точные) и дополнительные. Основные – использование СРНС GPS «NAVSTAR», СРНС «ГЛОНАСС», в прибрежных районах – использование судовых РЛС.
Дополнительные используются обязательно при плавании в особых районах – выход, вход в пункты назначения, плавание в узкостях вблизи навигационных опасностей(упрощенные способы).
Точность обсервации по двум навигационным параметрам можно оценить, используя классическую формулу:
;
При использовании СРНС GPS «NAVSTAR» (ГЛОНАСС)
.
5.4.2 Требования ИМО к точности судовождения, расчет
допустимой точности плавания по этапам маршрута
В стандарте «Точности судовождения», принятом ИМО, точность плавания подразделяется на два вида по районам:
1) акватория портов и подходы к ним, включая все районы, где затруднено маневрирование судов;
2) другие районы.
Граница между этими видами четко не определяется и зависит от конкретных условий. При плавании в стесненных водах требования к точности судовождения не нормируются, а ставятся в зависимость от местных условий.
При плавании в других районах со скоростью до 30 узлов текущее место судна должно быть известно с погрешностью не более 2 миль. При этом точность места должна оцениваться вероятностью 0,95 с учетом случайных и систематических погрешностей. В РШС-89 предусмотрено обозначение критерия для оценки точности места судна (ИМО)
R = 2 М,
где М – радиальная средняя квадратическая погрешность места судна (счислимого МС или обсервованного МО).
Точность места судна в соответствии с требованиями ИМО называется допустимой точностью места МД. В любой момент плавания фактическая точность места судна (точность текущего момента МТ) не должна превышать значения МД. Точность счислимого места судна в любой момент плавания определяется по формуле
,
где МО – точность последней обсервации;
– точность счисления пути судна. Она определяется в зависимости от промежутка времени t (час) между обсервациями (или от последней обсервации).
При плавании в узкостях, сложных районах, промежутки t (час) менее двух часов
,
где – коэффициент точности счисления.
При плавании вдали от опасностей, в открытых частях морей, когда промежутки между обсервациями более двух часов, точность счисления определяется по формуле
.
Возникает необходимость рассчитать частоту коррекции счисления, то есть промежутки времени между возможными обсервациями. Для этого установим, что
.
По участкам маршрута перехода определить значения .
В районах свободного плавания, в открытых частях морей и океанов = 2 мили (p = 0,95). При прокладке курсов вблизи берега, в стесненных районах, при проходе узкостей необходимо учитывать
,
где Ш – ширина судоходной части пролива.
При двухстороннем движении – Ш /2.
При наличии навигационной опасности с одного борта
,
где – расстояние до опасности.
, коэффициент точности счисления, может быть использован в расчетах 1,5 (для морских судов).
При возможности его определения (в период производственной штурманской практики) может быть определен по значениям невязок при обсервациях и промежутков времени между обсервациями.
5.4.3 Расчет частоты определений по этапам маршрута на основе
установленного значения КС
Определения и выбранные значения и основными и дополнительными способами обсерваций по маршруту плавания по участкам свести в таблицу 27, там же указать выбранные основные способы, дополнительные способы. Вставить частоту определений по этапам. При плавании в стесненных районах, при t менее двух часов
,
где МО – точность обсервации при основном (дополнительном) способе определения.
При плавании в свободных районах, когда t более двух часов
.
Все данные свести в таблицу 27.
Таблица 27 – Расчет частоты определений (t) по этапам маршрута
Участки маршрута | МД | Основные способы определения | Дополнительные способы определения | ||||
Название обсервации | МО | t | Название обсервации | МО | t | ||
М доп max на этапах до 2 миль в «свободных зонах». При плавании в узкостях определяет исполнитель. МО – в милях, t – в минутах.
При использовании DGPS (ККС) МО = 10 м (0,005 мили). При использовании СНС NAVSTAR, ГЛОНАСС («Чистое море») – МО = 100 м (0,05 мили).
При классических способах обсерваций расчет МО – по формуле. СКП навигационного параметра – указано в 4.1, g – в МТ-2000 таблица 5.47 [2].
Для определения места по маршруту (основные и дополнительные способы) использовать резолюцию ИМО А. 953 05.12.03 г. При плавании в прибрежных районах, на подходах к портам – основной способ обсервации GPS с использованием ККС (указаны в графическом плане перехода). При отсутствии ККС – использование РЛМк отв. «Racon» (указанный на маршруте), использование РЛС. При плавании в открытой части моря – определения с использованием СНС. При использовании дополнительных способов – при наличии на судне ПИ ИФРНС, при нахождении судна в зоне действия поверхностных радиоволн возможно определение по РНС Лоран-С, Чайка.
Выбор ККС при плавании у Тихоокеанского побережья РФ – см. приложение Д. Выбор ККС у побережья стран мира – «Admiralty List of Signals» V2 2006/ 2007 3Б.
План перехода судна по заданному маршруту
План перехода судна по заданному маршруту выполняется в соответствии с требованиями Резолюции ИМО А. 893 (21) от 25.11.99 г. (приложение Ж)
На основании требования нормативных документов составляется план перехода судна ________ по маршруту _________ в период с ___ по ___ в соответствии с требованиями данной резолюции (приложение Ж).
План может быть выполнен по форме таблицы 28.
Таблица 28 – План перехода судна по заданному маршруту
Этапы по маршруту движения | Дата и время движения Мg | Опасные участки нав. опасности зоны прохождения тайфунов. Использование ССС | Используемые ориентиры, способы обсервации СНС, ККС, РЛМк отв. и др. Способы перехода в ССС | Осн. способы определе- ния МО, t | Дополн. способы определе- ния МО, t |