Руководителя на выпускную квалификационную работу (ВКР)

 

 

Ф.И.О. студента/курсанта                                                                                                       

Группа                                                                                                                                      

Специальность                                                                                                                          

Тема ВКР                                                                                                                                  

                                                                                                                                                   

1. Актуальность работы                                                                                                           

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

2. Отношение студента/курсанта к работе в период выполнения ВКР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

3. Качество ВКР:

Оценка соответствия требованиям ФГОС подготовленности

Автора выпускной работы

Требования к профессиональной подготовке Сформи- ровано Не сформи-ровано
Код наименования компетенции да нет
Код наименования компетенции    
Код наименования компетенции    
Код наименования компетенции    
Код наименования компетенции    
Код наименования компетенции    
Умеет корректно формулировать и ставить задачи (проблемы) своей деятельности при выполнении выпускной работы, анализировать причины появления проблем, их актуальность да нет
Устанавливает приоритеты и методы решения поставленных задач (проблем)    
Умеет использовать научную и техническую информацию – правильно оценить и обобщить степень изученности объекта исследования    
Владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности    
Владеет современными методами анализа и интерпретации полученной информации, оценивать их возможности при решении поставленных задач (проблем)    
Умеет рационально планировать время выполнения работы, определять грамотную последовательность и объем операций и решений при выполнении поставленной задачи    
Умеет объективно оценивать полученные результаты расчетов, вычислений, используя для сравнения данные других направлений    
Умеет делать самостоятельные обоснованные и достоверные выводы из проделанной работы    

 

4. Общее заключение ВКР (достоинства и недостатки)                                                      

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

 

5. Предлагаемая оценка                                                                                                           

 

6. Фамилия, имя, отчество руководителя                                                                             

                                                                                                                                                   

                      

Подпись руководителя                                                             

       МП

 Дата ____________________

 

Пример А.5 – Образец оформления рецензии на ВКР

 

РЕЦЕНЗИЯ

На выпускную квалификационную работу

Тема                                                                                                                                           

Студент/курсант группы                                                                                                         

Специальность                                                                                                                         

Рецензент (Ф.И.О., должность)                                                                                                                                                                                                                                                 

1. Соответствие темы задания его содержанию

                                                                                                                                                   

2. Логичность содержания работы, полнота раскрытия темы

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

3. Соответствие материала современному уровню (наличие и степень

разработки новых вопросов; оригинальность решений, предложений)

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

4. Соответствие выполненной работы квалификационным требованиям

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

5. Осуществление студентом/курсантом самостоятельного решения поставленных задач

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

6. Теоретическая и практическая значимость выполненной работы

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

7. Соблюдение специальной терминологии, грамотность изложения

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

8. Использование нормативно-справочной документации

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

9. Основные достоинства работы

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

10. Недостатки работы

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

11. Предложения и рекомендации по использованию выполненной работы

                                                                                                                                                   

 

Оценка                                                                                                                                       

«    »                             20___ г.                                      

 

Подпись рецензента                                                      /                                                     

                                                                                                                   ФИО

Пример А.6 – Образец оформления содержания ВКР

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…... ГЛАВА 1 Название первой главы …………………………….…………...…. 1.1 Название первого подраздела………………………………………..…..…. 1.2 Название второго подраздела………………………………………...….…. 1.3 Название третьего подраздела…………...………………………………….. ГЛАВА 2 Название второй главы ……………..…………….……………….. 2.1 Название первого подраздела……………………………………..….……. 2.2 Название второго подраздела………………………………….……..……. 2.2.1 Название первого пункта……………………………….……………... 2.2.2 Название второго пункта……………………………….……………... 2.2.3 Название третьего пункта……………………...……….……………... 2.3 Название третьего подраздела…………...………………….…….………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………...... ПРИЛОЖЕНИЯ АНазвание приложения А…………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ БНазвание приложения Б………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ ВНазвание приложения B………………….………...……..     2 5 5 8 12 16 16 20 25 30 35 40 46 48 50 53 55  

Пример А.7 – Список источников, которые могут быть рекомендованы
при написании ВКР

 

1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (МППСС-72).- 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство «Моркнига», 2016.-161с.

2. Наставление по организации штурманской службы на судах ВВТ: решение производственного совещания Управления главного ревизора по безопасности судоходства от 05.02.1973г.- последняя редакция.- М.: Издательство «Моркнига», 2018.-24с.

3. Алексишин В.Г. Обеспечение навигационной безопасности плавания: учебное пособие/ В.Г. Алексишин, Л.А. Козырь, С.В. Симоненко.-М.: ТрасЛит,2009. - 518с.

4. Бурханов М. В. Навигация с ЭКНИС+CD: учебное пособие/ М.В. Бурханов, И.М. Малкин.- М.: Издательство «Моркнига», 2014.- 298с.

5. Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания: учебник: в 3 частях +CD/ В.Г. Глухов (и др.);под ред. А.Ю. Шаронова.- СПб.: СКФ; Свое издательство, 2014.-406с.

6. Дейнего Ю.Г. Основы борьбы за живучесть судна и обеспечения безопасности на море: пособие/ Ю.Г. Дейнего.- М.: Издательство «Моркнига», 2015. - 88с.

7. Дерябин В.В. Автоматизация судовождения [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.В. Дерябин. – Электрон.дан. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 156 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/102215.

8. Дмитриев В.И. Аварийные и нештатные ситуации на судах. Спасение на море: учебное пособие/ В.И. Дмитриев.-М.: Издательство «Моркнига», 2017. - 315с.

9. Дмитриев В.И. Безопасность судоходства на внутренних водных путях: учебник/ В.И. Дмитриев.-М.: Издательство «Моркнига», 2017.-284с.

10. Дмитриев В.И. Информационные технологии обеспечения безопасности судоходства и их комплексное использование (e-NAVIGATION):учебное пособие/ В.И. Дмитриев.-М.: Издательство «Моркнига»,2013.-176с.

11. Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания судов: учебное пособие/ В.И., Дмитриев.- М.: Издательство «Моркнига»,2018.- 350с.

12. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды: учебное пособие/ В.И. Дмитриев.-М.: Издательство «Моркнига»,2015. - 154с.

13. Дмитриев В.И. Навигация и лоция. Навигационная гидрометеорология. Электронная картография: учебник/ В.И. Дмитриев, Л.С. Расскунованный.-М.: Издательство «Моркнига»,2012. - 312с.

14. Дмитриев В.И. Навигация и лоция: учебник/ В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, В.А. Катенин; под общ. ред. В.И. Дмитриева.-М.: Издательство «Моркнига»,2009. - 458с.

15. Земляновский Д.К. Лоция внутренних водных путей: методическое пособие/ Д.К. Земляновский; под общ. ред. В.Д. Усова.-3-е изд. доп. и перераб.-Астрахань: Государственное предприятие Астраханской области «Издательско-полиграфический комплекс «Волга»,2018.-320с.

16. Каретников В.В. Технические средства судовождения: учебник/ В.В. Каретников.-СПб.: Издательство ГПУ,2013. - 316с.

17. Клементьев А.Н. Основы управления судном. Часть 1 [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2011. – 144 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44861.

18. Клементьев А.Н. Основы управления судном. Часть 2. Учебное пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 180403.65 «Судовождение» [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 84 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72455.

19. Коломейцев В.Т. Внутренние водные пути и судоходные сооружения: учебное пособие/ В.Т. Коломейцев В.Т. – М.: ТрасЛит, 2014. - 544с.

20. Кондратьев С.И. Полифакторный анализ процесса предупреждения столкновения судов. [Электронный ресурс] / С.И. Кондратьев, А.Л. БоранКешишьян. – Электрон.дан. // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. – 2013. – № 2. – С. 7-13. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/296032.

21. Курников А.С. Решение экологических и энергетических проблем на водном транспорте и предприятиях речного флота [Электронный ресурс] / А.С. Курников Д.С. Мизгирев, Т.А. Михеева. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2012. – 301 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44862.

22. Лентарев А.А. Навигация: В 3 ч. Ч. I: курс лекций [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2013. – 130 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/20061.

23. Навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение судовождения на внутренних водных путях: монография/ Катенин В.А. (и др.).-СПб.:»Элмор»,2011.-624с.

24. Потеха Ф.Ф. Ремонт судовых технических средств [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2012. – 106 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/20154.

25. Пузачев А.Н. Использование технических средств для предотвращения столкновений судов: Учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2011. – 232 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/20155.

26. Сазонов А.А. Лоция внутренних водных путей [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2008. – 92 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60782.

27. Сазонов, А.А. Специальная лоция ЕГС. Ч.1. Река Нева [Электронный ресурс]: учеб.пособие / А.А. Сазонов, В.С. Добровольский. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2007. – 16 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60784.

28. Сазонов А.А. Специальная лоция ЕГС. Ч.2. Ладожское, Онежское и Белое озера. Река Свирь [Электронный ресурс] / А.А. Сазонов, В.С. Добровольский. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2008. – 48 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60783.

29. Специальная лоция ЕГС. Ч.3. Волго-Балтийский канал [Электронный ресурс]: учеб.пособие / А.А. Сазонов, В.С. Добровольский. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2009. – 44 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60785.

30. Сазонов А.А. Специальная лоция ЕГС. Ч.4. Рыбинское, Горьковское и Чебоксарское водохранилища [Электронный ресурс] / А.А. Сазонов, В.С. Добровольский. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2012. – 120 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60788.

31. Сазонов А.А. Специальная лоция ЕГС. Ч. V. Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское водохранилища: учеб.пособие для студ. и курсан. оч. и заоч. обуч. высш. и сред. спец. учеб. завед.: специальность 180402 «Судовождение» [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.А. Сазонов, В.С. Добровольский. – Электрон.дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 92с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/65036.

32. Сёмин А.А. Безопасность мореплавания. Курс лекций для студентов очного и заочного обучения специальности 180403.65 «Судовождение» [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 168 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72451

33. Система ликвидации разливов нефти и ее организационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс]: учеб.пособие / С.Ю. Монинец [и др.]. – Электрон.дан. – Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2009. – 117 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/20068.

34. Чурин М.Ю. Корректура морских карт и руководств для плавания в судовых условиях. Справочное пособие для студентов очного и заочного обучения Специальность 180403.65 «Судовождение» [Электронный ресурс]: справ.пособие – Электрон. дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 52с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72454.

35. Чурин М.Ю. Навигация, ведение навигационной прокладки [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Электрон. дан. – Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 136 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/90990.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Основная надпись и дополнительные графы к ней

 

Основная надпись выполняется в соответствии с ГОСТ 2.104–2006. Содержание, расположение и размеры граф основных надписей, дополнительных граф к ним, а также размеры рамок на чертежах и схемах для первых листов должны соответствовать форме, показанной на рисунке Б.1. Для последующих листов допускается применять упрощенную форму (рисунок Б.2).

Основные надписи располагают в правом нижнем углу конструкторского документа. На листах формата А4 основные надписи располагают вдоль короткой стороны листа.

В графах основной надписи и дополнительных графах (номера граф на рисунках Б.1 и Б.2 показаны в скобках) указывают:

– в графе 1 – наименование изделия по ГОСТ 2.109, а также на­именование документа.

– в графе 2 – обозначение документа;

– в графе 3 – обозначение материала детали (графу заполняют только на чертежах деталей);

– в графе 4 – литеру, присвоенную данному документу. На стадии технического проекта присваивается литера «Т», на стадии выполнения рабочей документации: литера «О» - для опытных образцов, литера «А» - для серийного производства;

– в графе 5 – массу изделия в кг; единица измерения не указывается;

– в графе 6 – масштаб;

– в графе 7 – порядковый номер листа (на документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют);

– в графе 8 – общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе);

– в графе 9 – наименование организации, выпускающей документ;

– в графе 10 – характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ. Свободную строку заполняют по усмотрению разработчика, например: «Консультант»;

– в графе 11 – фамилии (без инициалов) лиц, подписывающих документ;

– в графе 12 – подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11. Подписи являются обязательными;

– в графе 13 – дату подписания документа;

– в графе 26 – обозначение документа, повёрнутое на 180° для формата А4 и больших при расположении основной надписи вдоль длинной стороны листа и на 90° для форматов больших А4 при расположении основной надписи вдоль короткой стороны листа.

Графы 14–25 и 27 – 34 при выполнении ВКР можно не заполнять.

Рисунок Б.1 – Основная надпись для чертежей

Рисунок Б.2 – Основная надпись для текста

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Графический план перехода по маршруту п. Циндао – п. Находка
(предварительная прокладка на генеральной карте)

 

1) На генеральной карте прокладка курсов от п. выхода до (швартовка к пирсу).

2) Путевые точки, ПiДi от ближнего ориентира, или φ и λ.

3) ККС № Название  Дq

4) РЛМк отв. RACON № позывной Дq

5) Цепи РНС Лоран С, если есть ПИ ИФРНС на судне.

6) Астрономические данные 

7) Зоны действия ССС.

Рисунок В.1 – Графический план перехода по маршруту п. Циндао – п.Находка  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Резолюция ИМО А. 953 (23) от 5.12.2003 г.

 

Таблица Г.1 – Эксплуатационные требования к всемирной радионавигационной системе (для судов со скоростью 30 узлов).

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Места предполагаемого размещения ККС дифференциальной
подсистемы ГНСС ГЛОНАСС GPS (Восточный сектор). Тихоокеанское побережье РФ

 

Таблица Д.1 – Места предполагаемого размещения ККС дифференциальной
подсистемы ГНСС ГЛОНАСС GPS

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Расчет частоты определений по этапам маршрута
(на основе установленного значения Кс)

Таблица Е.1 – Расчет частоты определений по этапам маршрута

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Резолюция А. 893 (21) Принята 25 ноября 1999г

 







РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЙСА

 

    1 Цели

 

1.1 Разработка плана рейса или перехода, а также непосредственный и непрерывный контроль за следованием судна и его местоположением при выполнении такого плана очень важны для обеспечения безопасности человеческой жизни на море, надлежащего судовождения и защиты морской окружающей среды.

1.2 Все суда нуждаются в планировании рейса и перехода. Имеются различные факторы, которые могут отрицательно влиять на безопасное плавание всех судов, и дополнительные факторы, которые могут препятствовать плаванию крупнотоннажных судов или судов, перевозящих опасные грузы. Следует учитывать эти факторы при составлении плана и при последующем контроле его выполнения.

1.3 Планирование рейса и перехода включает оценку, т. е. сбор всей информации, касающейся предполагаемого рейса или перехода от причала, включая те районы, где требуется наличие на борту лоцмана; выполнение плана и контроль за продвижением судна при выполнении плана. Эти составляющие планирования рейса/перехода рассматриваются ниже.

 

Оценка

 

2.1 Должна учитываться вся информация, касающаяся предполагаемого рейса или перехода. При планировании рейса следует учитывать следующее:

– условия состояния судна, его остойчивость и оборудование; любые эксплуатационные ограничения; его допустимую осадку в море, на фарватерах и в портах; данные о маневренности, включая любые ограничения;

– любые особые характеристики груза (особенно опасного) его размещение, укладку и крепление на судне;

– обеспечение компетентным и отдохнувшим экипажем;

– требования в отношении поддержания на уровне современности свидетельств и документов, касающихся судна, его оборудования, экипажа, пассажиров или груза;

– соответствующий масштаб карт, их точность и приведение их на уровень современности, которые будут использоваться на переходе, а также любые соответствующие постоянные или временные извещения мореплавателям и действующие радионавигационные предупреждения; 

– точные и приведенные на уровень современности лоции, описания огней и знаков навигационного ограждения и радиотехнических средств; и

– любую соответствующую приведенную на уровень современности дополнительную информацию, включая:

1) руководство по путям движения и карты в помощь планируемому переходу, изданные компетентными властями;

2) современные атласы приливов и течений и таблицы приливов;

3) климатические, гидрографические и океанографические данные, а также другая соответствующая метеорологическая информация;

4) доступность услуг служб метеорологической проводки судов (таких как включенные в том Д публикации № 9 Всемирной метеорологической организации);

5) существующие системы установленных путей движения судов и системы судовых сообщений, службы управления движением судов и мероприятия по защите морской окружающей среды;

6) объем судопотока, который вероятен при выполнении рейса или перехода;

7) если придется воспользоваться услугами лоцмана, то следует учитывать информацию, касающуюся лоцманской проводки, приема и высадки лоцмана, включая обмен информацией между капитаном и лоцманом;

8) имеющуюся информацию по порту, включая информацию, касающуюся береговых средств и оборудования, используемых при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях; и

9) любые дополнительные вопросы, относящиеся к типу судна или его груза, о конкретных районах, через которые судно будет проходить, о характере предполагаемого рейса или перехода.

2.2 На основе вышеупомянутой информации должна быть дана полная оценка предполагаемого рейса или перехода. Эта оценка должна обеспечивать точное указание областей опасности и тех районов, где можно будет пройти безопасно; любых установленных путей движения судов или систем судовых сообщений, также служб управления движением судов; и любых районов, где должны учитываться вопросы с точки зрения защиты морской окружающей среды.

 

Планирование

 

3.1 На основе самой полной оценки должен быть подготовлен подробный план рейса или перехода полностью от причала до причала, включая те районы, в которых будут использоваться услуги лоцмана.

3.2 Подробный план рейса или перехода должен включать следующие факторы:

a) ведение предварительной прокладки рейса или перехода на картах соответствующего масштаба; должен быть нанесен путь планируемого рейса, а также все опасные районы, установленные пути движения судов и системы судовых сообщений, службы управления движением судов, районы с точки зрения защиты морской окружающей среды;

б) основные факторы обеспечения безопасности человеческой жизни на море, безопасного и эффективного судовождения и защиты морской окружающей среды во время предполагаемого рейса или перехода; такие факторы должны включать, но не должны ограничиваться такими характеристиками как:

1) безопасная скорость вблизи навигационных опасностей, лежащих на предполагаемом пути, маневренные характеристики судна, его осадка относительно глубин;

2) необходимые изменения скорости на пути, например, при ограничениях из-за перехода в ночное время или вследствие приливных течений; допуск увеличения осадки кормой на ходу или крена при поворотах судна;

3) требуемая минимальная глубина под килем на мелководье;

4) места, где требуются изменения состояния машин и механизмов;

5) точки изменения курса с учетом циркуляции судна при запланированной скорости и ожидаемого воздействия приливных и других течений;

6) способ и частота определения местоположения, включая главные и второстепенные способы; указание районов, в которых точность определения местоположения является особенно важной и где требуется максимальная надежность;

7) использование систем установленных путей движения судов и систем судовых сообщений, а также услуг СУДС;

8) рассмотрение вопросов, касающихся защиты морской окружающей среды; и

9) планов действий в чрезвычайных ситуациях по выходу судна на большую глубину, следованию в порт-убежище или на безопасную якорную стоянку в случае какой-либо ситуации, требующей необходимости отступления от плана, учитывая существующие береговые средства и оборудование для оказания помощи в случае аварии, характер груза и саму аварийную ситуацию.

    3.3 Подробности плана должны быть ясно обозначены и записаны надлежащим образом на картах, в рейсовом плане или на компьютерном диске.

3.4 Каждый план рейса или перехода, также как и все подробности этого плана должны получить одобрение капитана до начала рейса или перехода.

 

Выполнение плана

 

4.1 Закончив подготовку плана рейса или перехода, как только можно будет определить предполагаемое время отхода и прихода с достаточной точностью, рейс или переход должен выполняться в соответствии с планом или любыми внесенными в него изменениями.

4.2 Факторы, которые следует учитывать при выполнении плана, или при решении об отступлении от него, включают:

1) надежность и состояние судового навигационного оборудования;

2) предполагаемое время прибытия в определенные точки, учитывая высоту прилива и течение;

3) метеорологические условия (особенно в районах, известных частыми периодами плохой видимости) также как и информацию о гидрометеорологической проводке судов;

4) прохождение опасных точек днем по сравнению с их прохождением в ночное время, влияние этого факта на точность определения;

5) условия судопотока, особенно в узловых, с точки зрения навигации, точках.

4.3Важно, чтобы капитан рассматривал влияние конкретных обстоятельств, таких как прогнозы ограничения видимости в районе, где обсервации визуальные в ответственных местах являются важнейшей особенностью рейса или перехода, чтобы решить вопрос о приемлемости риска в преобладающих условиях. Капитан должен также решать, в каких конкретных точках перехода может возникнуть необходимость в дополнительном персонале на палубе или в машинном отделении.

Контроль

 

5.1 План должен быть всегда на мостике под рукой у вахтенного помощника, чтобы была возможность незамедлительно им воспользоваться; 

5.2 Следование судна в соответствии с планом рейса должно тщательно и непрерывно контролироваться. Любые изменения, вносимые в план, должны соответствовать настоящему Руководству, они должны регистрироваться четко и ясно.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Составление плана перехода
(в соответствии с Резолюцией А. 893 (21) ИМО)

 

Таблица И.1 – План перехода

Продолжение таблицы И.1

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Выписка из «Системы судовых сообщений» (адм. № 9019)

 

Системы судовых сообщений

1) JASREP (Япония)

    Участие в системе добровольное для всех судов, находящихся в районе севернее параллели 17 N и западнее меридиана 165 Е. Суда должны передавать сообщения: – SP (Sailing Plan), содержащее информацию кодов А, В, Ст, I, L (при выходе в район действия системы или при выходе из порта, находящегося в этом районе);

– PR (Position Report), содержащие информацию кодов А, В, С и Y

(один раз в течение 24 ч с момента передачи сообщения SP или предыдущего сообщения PR);

– DR (Deviation Report), содержащие информацию кодов А, В, С и Y; 

– FR (Final Report), содержащие информацию кодов А, В, К, и Y (при входе в порт назначения или при  выходе из района действия системы).

Сообщения передаются через радиостанцию Токио (JNP) или любую из радиостанций Управления морской безопасности Японии: Исигаки (JNG), Наха (JNB), Отару (GNL), Ниигата (GNV) и т. д.

Сообщения следует передавать по системе связи Инмарсат.

Сообщения могут быть также переданы:

– по телексу: 2225193 JMSANG$;

– по системе ЦИВ.

В прибрежных районах связь с радиостанциями Управления морской безопасности Японии осуществляется на УКВ, каналы 12 и 16.

    2) KOSPER (Республика Корея)

    Участие в системе добровольное. Предназначено для судов валовой вместимостью 300  и более; судов, перевозящих опасные грузы и т.д.

Район действия системы ограничен линиями, соединяющими точки:

a) 40 00’ N на западном побережье п-ва Корея;

b) 40 00’ N; 121 00’ Е;

c) 30 00’ N; 121 00’ Е;

d) 30 00’ N; 125 00’ Е;

e) 35 05’ N; 129 21’ Е;

f) 35 13’ N; 130 07’ Е;

g) 35 20’ N; 135 00’ Е;

h) 40 00’ N; 135 00’ Е;

i) 40 00’ N на восточном побережье п-ова Корея.

Суда должны передавать сообщения:

– SP (Sailing Plan), содержащее информацию кодов А, В, Ст, I, L, V, Y, а при необходимости и кодов E, F, M, X;

– PR (Position Report), содержащие информацию кодов А, В, С и Y+ Е, М, Х;

– DR (Deviation Report), содержащие информацию кодов А, В, С и Y;

– FR (Final Report), содержащие информацию кодов А, В, К, и Y.

Сообщения адресуются в управление морской полиции Республики Корея (KoreaNationalMaritimePoliceAgency) и передаются через радиостанцию ближайшего из морских координационных спасательных центров (MarineRescueCoordinationCenter – MRCC): Инчхон, Мокпхо, Генджу, Пусан, Тонхе.

Передачи сообщений ведутся преимущественно на СВ, частота 2182 кГц, с использованием системы ЦИВ на частоте 2187,5 кГц или на УКВ, канал 70.

Сообщения могут быть переданы через систему ИНМАРСАФ непосредственно по телефону, факсу или телексу в штаб морских координационных спасательных центров Управления морской полиции (Korea NationalMaritimePoliceAgency на RescueCoordinationCenter)

Телефон: +82 32 887 4009

Факс:     +82 32 881 9595

Телекс:  +801 24920

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Правила для расхождения судна с центром тропического циклона

 

    Попав в область действия приближающегося тропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является правая передняя четверть тропического циклона, а в южном полушарии – левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона и пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам.

1) Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться приблизительно на 60 влево, а в южном полушарии – вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается и достигает 90 и более.

2) Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки. Судно в южном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки.

3) Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, значит, судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

4) Если давление повышается, значит, центр циклона миновал. Когда при этом ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в правой (в южном полушарии – в левой) задней четверти циклона, а когда ветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в левой (в южном полушарии – в правой) задней четверти.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерения значений гидрометеорологических элементов и наблюдения за их изменениями затруднены. Поэтому, если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить путь с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии – левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в левой передней части циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых. Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически передаются по радио. При получении этих сведений полезно следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор, в котором наиболее вероятно перемещение центра. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона пробить направление его движения в данный момент и под углом 40 в каждую сторону от этого направления – линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24-х часов центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора.

Если через некоторое время поступят новые данные о местоположении центра циклона, следует снова вычертить такой же сектор и внести необходимые поправки в меры, принимаемые для расхождения с циклоном. Направление движения центра циклона будет определяться направлением отрезка, соединяющего центры двух последних секторов.

Особенно важен рекомендованный контроль за изменением траектории движения циклона в тех случаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона.

Ниже приводятся правила в частных случаях при встрече с тропи-ческим циклоном.

Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии:

Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т. е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с правого борта, и по возможности держать путь перпендикулярно пути движения циклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четверть циклона. Если пересечь путь движения циклона на значительном удалении от его центра не удается, то следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые утлы правого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б») Схема маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии. 

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной (правой передней) четверти, нужно изменить путь на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона нужно стремиться уйти от центра циклона путем, перпендикулярным пути его движения, приведя ветер по правому борту.

Случай 5. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона и не может держать путь перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы правого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить ход, приведя ветер по левому борту, и ожидать, пока циклон не удалится.

 

Рисунок Л.1 – Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: