1. Философы Древнего мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций.
Другие философы (например, Сократ) находили смысл жизни человека в его познании и самопознании, стремлении к знанию.
Некоторые философы призывали человека стремиться к наслаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур.
А в индийском буддизме человеку вообще предлагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточиться на своем внутреннем мире. В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего человеку жить и к чему стремиться.
2. Религиозная философия Средних веков предложила свой ответ на смысложизненный вопрос.
- Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служением ему.
- Человек призван к смирению и покорности, а это возможно лишь через подчинение тела духу, духовному началу.
- Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед другими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.
|
|
3. Философия Нового времени.
- Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом.
- Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком.
- Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).
4. В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.).
- Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утверждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека.
- «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».
5. Тема смысла жизни и призвания человека является непреходящей и для русской философии. Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.
- Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от человека жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятельность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, который дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и других людей, смерть не страшна.
|
|
- Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.C. Соловьев. По его убеждению, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее проявлениях, любовь ко всему живому.
- Большое внимание теме смысла жизни и призвания человека уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как существо свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван производить работу над материей этого мира, подчинять ее духу».