Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли

1. Философы Древне­го мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю, как это полагал Конфуций.

 

Дру­гие философы (например, Сократ) находили смысл жизни че­ловека в его познании и самопознании, стремлении к знанию.

 

Некоторые философы призывали человека стремиться к на­слаждениям и удовольствиям, к собственному счастью, что делал Эпикур.

А в индийском буддизме человеку вообще пред­лагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточить­ся на своем внутреннем мире. В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего че­ловеку жить и к чему стремиться.

2. Религиозная философия Средних веков предложила свой от­вет на смысложизненный вопрос.

- Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служе­нием ему.

- Человек призван к смирению и покорности, а это воз­можно лишь через подчинение тела духу, духовному началу.

- Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед дру­гими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос.

3. Философия Нового времени.  

- Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом.

- Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком.

- Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

4. В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.).

- Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утвер­ждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека.

- «Чтобы быть, - писал Сартр, - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни из­вне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей».

 

 5. Тема смысла жизни и призвания человека является непре­ходящей и для русской философии. Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом.

 

 - Л.Н. Толстой. Разум и совесть требуют от челове­ка жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятель­ность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, кото­рый дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и дру­гих людей, смерть не страшна.

- Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B.C. Соловьев. По его убежде­нию, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее прояв­лениях, любовь ко всему живому.

- Большое внимание теме смысла жизни и призвания челове­ка уделял и Н.А. Бердяев. Он рассматривал человека как суще­ство свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван произ­водить работу над материей этого мира, подчинять ее духу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: