Схема. Иерархия смыслов жизни человека (снизу вверх)

-вселенная

-живые существа

-человечество в целом

-государство

-регион (республика, штат)

-город, посёлок

-общественная организация

-работа

-семья

-личность

По мере развития цивилизации представления о высших смыслах существования человечества сильно изменяются. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно невозможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в белого гиганта и красного карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды. 

 

 

В философии как специфической системе знания есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией («теория ценностей»), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.

Деятельное отношение чело­века к миру существует в различных формах:

1. Познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, на­чиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира.

2. Практичес­кое отношение, т.е. стремление преобразовать мир в соответ­ствии со своими потребностями и интересами.

3. Художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любова­ние и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в сво­ей практической деятельности.

4. Нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.

5. Ценностное отношение к миру. По своему содержанию оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, рас­крытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека.

 

  В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо).

Ценностное отношение - это особого рода связь (взаимо­действие) субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значенияобъекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта.

Ценностное отношение имеет два полюса - объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания - в мифо­логии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыден­ном познании.

 

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека.

 

1. Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это цен­ности индивидуальные (личностные), групповые и общечело­веческие.

2. Вторая группаценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социаль­ные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок).

3. Третья группа(выделение ценностей по способу их существования) - ценности материальные («предметно воплощен­ные») и духовные («идеальные»).

4. Четвертая группа (выделение по длительности существо­вания) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имею­щие значение во все времена).

5. Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невоз­можна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п. 


[1] Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

 

[2] Потребность – это постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека

[3] Интерес – это осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность.

[4] Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: