Трагедия «Хорев» (1747 г.) — первая пьеса классицизма в России

Вертепный театр  

1) Возник из школьной среды:в рождественские каникулы шли пешком и, заходя в деревню, зарабатывали себе на хлеб
2) Вертеп — это ящик без передней стенки.
3) Сюжет один и тот же: рождение Христа,

4) Использовались уже тростевые куклы, а не перчаточные
Все вышеперечисленные театры еще не были профессиональными.




Театр при Алексее Михайловиче (конец XVII в.).

Это была первая попытка перенять театральный опыт. АМ начал изгонять скоморохов. Первый театр, «Комедийная хоромина», был построен в 1672 г. в селе Преображенском. Он был не публичным, а личным.
В 1672 г. Иоганн Грегори, немецкий пастор, по указу царя написал первую пьесу под названием «Артаксерксово действо», в которой русский царь давал своим людям европейскую культуру.

Грегори набрал людей из чиновничьей среды и стал обучать их актёрскому мастерству. 17.10.1672 г. — открытие театра, АМ был доволен спектаклем, шедшим 10 часов.

За 4 года работы были поставлены один балет и 11 спектаклей. В 1676 г. АМ умер, театр прекратил свое существование.


Театр при Петре I.

Следущая попытка создать профессиональный театр. 1697 г. — великое посольство. Петр I поехал в Европу, поглядел оперу, балет, драматический театр и понял, что театр служит просвещению, приобщению русских людей к европейской культуре, пропаганде.
В 1702 г. в Москву приехала немецкая театральная труппа, возглавляемая Иоганном Кунстом. Он начал обучать труппу актерскому мастерству. Это была вторая театральная школа на Руси. Здание для представлений строилось на Красной площади. В феврале 1703 г. Кунст скончался, в сентябре того же года строительство театра было закончено. Он получил название «Комедиальная храмина»

В 1704г. в Россию приехала труппа Отто Фюрста, который продолжил заниматься с учениками Курста и стал давать сольные представления.

Со временем выяснилось, что немцы — плохие актёры. В 1705 г. немецкая труппа уехала, но театр не совсем исчез: учеников Курста и Фюрста подхватила Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра I. Она отвезла всех в Преображенское. Театр АМ был починен, он снова стал личным. НА была не только зрительницей, но и драматургом. В 1716 г. она умерла.
Петр попробовал сделать личный театр сестры публичным. В 1719 г. на территории адмиралтейства Петр I основал новый театр и пригласил туда немецкую труппу под руководством Манна.

В 1725 г. Петр I умирает, история создания театра прерывается примерно на 30 лет.

9. Театр при Анне Иоанновне (1730 — 1740)
При ней было заселье немцев. АИ обожала развлечения («Ледяной дом»), пышные представления, итальянскую оперу.

В середине 30-х гг. в Петербурге появляется постоянная оперно-балетная труппа. Танцовщик Ланде основал  национальную балетную школу с русскими актерами и взялся их обучать. Кроме того, АИ основала Кадетский корпус, в котором учились дети лучших дворянских семей. Кадеты стали ставить студенческие спектакли. В этом корпусе учился А.П.Сумароков — первый русский профессиональный драматург.

 




Вопрос 2.

Создание профессионального театра при Елизавете Петровне. Деятельность А.П.Сумарокова, Ф.Г.Волкова

 

Театр при Елизавете Петровне (1741-1761)

Елизавета Петровна, как и Анна Иоанновна, тоже обожала развлечения. Во время ее правления усиливается французское влияние на культуру России. В 1742 г. в Петербург приезжает французская постоянная драматическая труппа актеров под руководством Шарля Сориньи, существовавщая до 1917 г. Французская труппа познакомила русскую публику с комедиями Мольера и с трагедиями Корнеля и Расина, ее актеры труппы впоследствии стали звёздами французского театра.

Во время правления ЕП активно развивается движение «охочих комедиантов» (любителей, занимающихся самодеятельностью по своей охоте).

Однажды купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков (1728 — 1763) увидел выступление «охочих комедиантов», пообщался с ними, кое-чему научился и загорелся желанием делать театр. Он поехал домой в Ярославль и создал там любительский театральный коллектив. Успех команды молодых начинающих актеров из купеческой и чиновничьей сред был высоким.

ЕП, желая создать русский театр и услышав о ярославских ребятах, пригласила их в Петербург. Поглядев выступление, она отправила труппу в Кадетский корпус учиться этикету, танцам, пению, ораторскому искусству. Ярославцы проучились там два года. Однако не все актёры были приняты в постоянную труппу первого русского публичного театра. Ядро первой профессиональной актерской труппы составили: ярославцы Федор и Григорий Волковы, Иван Дмитревский, Алексей Попов; петербуржцы Яков Шумский, Мария и Ольга Ананьины, Анастасия Мусина-Пушкина.

Александр Петрович Сумароков (1718 — 1777)

Первый русский профессиональный драматург. Происходил из дворянского рода, был фанатом французского театра. Кумиры Сумарокова — Корнель, Расин, Мольер. Учился в Кадетском корпусе.

Трагедия «Хорев» (1747 г.) — первая пьеса классицизма в России.

Построена по принципам Корнеля и Расина. Сюжет взят из русских летописей, легенд об основании города Киева. Идеи: патриотизма, необходимости подчинения своих чувств долгу перед государством; намек, что правитель должен строго соблюдать законы, которые издает.

Русский князь Кий завоевывает у князя Завлоха город Киев и берет в плен его дочь Оснельду. Брат Кия, Хорев, влюбляется в пленную княжну, отвечающую ему тем же.

Однажды Завлох с войсками окружает город и требует свою дочь. Кий соглашается без кровопролития отдать Оснельду. Оснельда мучается: чувство борется с долгом (ей хочется к отцу, но она расстается с любимым). 

Хорев приходит к любимой, упрашивает её остаться и стать его женой. Оснельда послает отцу письмо, просит дать согласие на брак с Хоревым и увести войска.

Боярин Кия Стальверх, подсоушавший разговор героев, говорит князю, что Хорев, с помощью Завлохом хочет занять престол. Кий отправляет брата на битву, чтоб испытать его на верность.

На просьбу Оснельды отец отвечает отказом. Героиня в отчаянии, она готова покончить с собой.

Кий приказывает Сталверху отравить Оснельду. С известием о победе является посланец Хорева Велькар и отдаёт Кию меч Завлоха, взятого Хоревым в плен. В отчаянии Кий велит одному воину бежать к Оснельде и освободить ее, но уже поздно. Она мертва.

С трофеями победы возвращается Хорев. Узнав о смерти Оснельды, он просит Кия освободить из плена Завлоха, отпустить его с войском из города; просит Завлоха взять с собой тело Оснельды и достойно его похоронить. Затем герой закалывает себя кинжалом.

30.08.1756 г. ЕП издает указ об учреждении «Русского театра для представления трагедий и комедий». Он получает статус публичного. Директор — Сумароков, руководитель актерской труппы — Федор Волков. Помещение — дом графа Головкова (Васильевский остров, там, где сейчас Академия художеств).

 

Вопрос 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: