Предварительные исследования и проработки
В ходе предварительных исследований должны быть собраны сведения о ранее выполненных инженерных изысканиях.
Предпроектная стадия
Предпроектная стадия реализуется в 2 этапа. Целью первого из них является подготовка декларации о намерениях (ДОН), второго - обоснование инвестиций (ОИ).
Декларация о намерениях (ДОН)
Разрабатывается на основании:
- схем развития трубопроводного транспорта на ближайшую перспективу;
- перспективной потребности и мощности сырьевой базы учетом разведанных и утвержденных запасов;
- возможности сбыта на внутреннем и внешнем рынке.
В декларации о намерениях должно содержаться:
- наименование инвестора (заказчика);
- наименование трубопровода, его производительность;
- предполагаемые сроки строительства и ввода в эксплуатацию;
- намечаемая трасса трубопровода;
- ориентировочная потребность в трубах и материалах;
По результатам положительного рассмотрения органами исполнительной власти ДОН заказчик принимает решение о разработке ОИ в строительство.
Обоснование инвестиций (ОИ)
В состав ОИ входят:
- основные технологические и строительные решения по трубопроводу;
- потребность в необходимых ресурсах для строительства и источники их получения;
- анализ вариантов трасс трубопровода с обоснованием выбранной трассы и краткая ее характеристика;
- сроки и очередность строительства, его организация;
Проектная стадия стадии разрабатывается основной проектный документ – технико-экономическое обоснование ТЭО (проект), в котором детализуются решения, принятые в ОИ:
- протяженность трассы трубопровода и её плановое положение;
- продольный профиль трассы, позволяющий установить окончательное местоположение промежуточных перекачивающих станций;
- створы подводных переходов, переходов автомобильных и железных дорог, их техническая характеристика;
- геологические свойства грунтов;
- ведомость угодий, пересекаемых трассой трубопровода.
На основании материалов ОИ производятся:
- предварительные согласования выбора земельных участков;
- Государственная экспертиза;
- утверждение ТЭО заказчиком и тендер на проектные работы.
2. Классификация нефтепроводов. Основные объекты и сооружения магистральных нефтепроводов.
Нефтепроводом называется трубопровод, предназначенный для перекачки нефти.
По назначению нефтепроводы делятся на три группы:
- внутренние,
- местные
- магистральные.
Внутренние нефтепроводы находятся внутри чего-либо: промыслов (внутри промысловые), нефтебаз (внутрибазовые), нефтеперерабатывающих заводов (внутризаводские). Протяженность их невелика.
Местные нефтепроводы соединяют различные элементы транспортной цепочки: нефтепромысел и головную станцию магистрального нефтепровода, нефтепромысел и пункт налива железнодорожных цистерн, либо судов.
К магистральным нефтепроводам (МНП) относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км и диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенные для транспортировки товарной нефти из районов добычи до мест потребления или перевалки на другой вид транспорта.
Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода
Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений (рис. 1.2):
- подводящие трубопроводы;
- головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС);
- конечный пункт;
- линейные сооружения.
Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.
Головная НПС предназначена для приема нефти с промыслов, смешения или разделения ее по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод. Головная НПС располагается вблизи нефтепромыслов.
Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету (через каждые 50...200 км).
Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.
К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся:
1) собственно трубопровод (или линейная часть);
2) линейные задвижки;
3) средства защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки);
4) переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т. п.);
5) линии связи;
6) линии электропередачи;
7) дома обходчиков;
8) вертолетные площадки; 9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.
Трубы магистральных нефтепроводов (а также нефтепродуктопро-водов и газопроводов) изготавливают из стали, так как это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надежный материал..
Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.
Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) — для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны) — для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.
Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти.
Регуляторы давления — это устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление — до или после регулятора, — различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».
Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины.
Обратным клапаном называется устройство для предотвращения обратного движения среды в трубопроводе..
Насосно-силовое оборудование. Насосами называются гидравлические машины, которые служат для перекачки жидкостей. При трубопроводном транспорте нефти используются в основном центробежные насосы
Для успешного ведения перекачки на входе в центробежные насосы должен поддерживаться определенный подпор. Его величина не должна быть меньше некоторого значения, называемого допустимым кавитационным запасом.
По величине развиваемого напора центробежные насосы магистральных нефтепроводов делятся на основные и подпорные.
В качестве основных используются нефтяные центробежные насосы серии НМ.
Основное назначение подпорных насосов — создание на входе в основные насосы подпора, обеспечивающего их устойчивую работу. При подачах 2500 м3/ч и более применяются подпорные насосы серии НМП. При меньших подачах используются насосы серии НД (насос с колесом двустороннего всасывания).
В качестве привода насосов используются электродвигатели синхронного и асинхронного типа.
Резервуары и резервуарные парки в системе магистральных нефтепроводов служат:
- для компенсации неравномерности приема-отпуска нефти на границах участков транспортной цепи;
- для учета нефти;
- для достижения требуемого качества нефти (отстаивание от воды и мехпримесей, смешение и др.).
В соответствии с этим резервуарные парки размещаются:
- на головной НПС;
- на границах эксплуатационных участков;
- в местах подкачки нефти с близлежащих месторождений или сброса нефти попутным потребителям.
Резервуарным парком в конце магистрального нефтепровода является либо сырьевой парк НПЗ, либо резервуары крупной перевалочной нефтебазы или пункта налива.