Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ
Великий Устюг
2017
Рассмотрено и принято методическим советом БПОУ ВО «Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П.Бычихина»
от «_____»__________ 2017г. Протокол №____
Председатель _____________ /З.В.Комиссарова/
Составители: Чешкова Т.В., преподаватель методики исследовательской деятельности, Бушковская Ю.В., преподаватель иностранных языков, Звонарева Н.Н., заведующий методическим кабинетом
Пособие включает методические рекомендации по написанию курсовых работ, содержит описание требований к их содержанию и оформлению.
Предназначается студентам и преподавателям средних профессиональных образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения | 4 |
Выбор темы исследования | 6 |
Разработка рабочего плана | 7 |
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования | 8 |
Структура курсовой работы (проекта) | 10 |
Оформление текста работы | 12 |
Защита курсовой работы и ее оценка | 13 |
Критерии оценки курсовых работ (проектов) | 15 |
Список используемой литературы | 19 |
Приложение 1 Индивидуальный план подготовки курсовой работы | |
Приложение 2 Образец оформления курсовой работы | |
Приложение 3 Рекомендации для подготовки выступления на защиту курсовой работы |
Общие положения
|
|
Выполнение и оформление курсовых работ (проектов) – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе учебных заведений среднего профессионального образования.
Курсовая работа (проект) представляет собой:
- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;
- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;
- проявление и показ студентом умения логично, аргументированно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Основной целью курсовой работы (проекта) является формирование и развитие исследовательских навыков, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Кроме того, выполнение курсовых работ (проектов) способствует систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических знаний студента по учебным дисциплинам или профессиональным модулям.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе (проекте) должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.
|
|
Курсовая работа (проект) отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы (проекта) может быть использована в устном выступлении на семинарском или практическом занятии.
Курсовая работа (проект) не может быть простым сборником информации и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы (проекта), ее цель, задачи, методика исследования и выводы.
Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель, он осуществляет общее руководство и контроль над ходом выполнения работы, а также оценивает ее.
Написание курсовой работы (проекта) – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
- выбор темы;
- разработка рабочего плана;
- сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
- оформление работы и её представление для проверки и получения отзыва;
- защита курсовой работы (проекта).
Выбор темы исследования
Работа над курсовой работой (проектом) начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ (проектов) обсуждается и принимается цикловой методической комиссией учреждения. Выбор темы определяется, прежде всего, личными профессиональными и научными интересами, выработавшимися за время обучения, склонностями и увлечениями студента, а также наличием материала, литературы. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы (проекта), которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, профессионального модуля, в рамках которого работа выполняется. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях:
1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений;
2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы.
Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, нельзя допускать произвольности ее толкования. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план.
Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения дисциплины, профессионального модуля, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за помощью к научному руководителю, который направит поиск студента в нужное русло.
Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой-либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет последовательно изучаться всесторонне, под углом зрения различных дисциплин, профессиональных модулей. Выполненные курсовые работы (проекты) могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы.
Разработка рабочего плана
|
|
Работа над курсовой не должна откладываться на последние недели. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку.
Работу над курсовой работой или курсовым проектом необходимо начинать с составления предварительного плана исследования, определения ключевых проблем, подлежащих изучению. Такой подход во многом облегчает определение структуры будущей работы, которая должна быть сбалансированной и иметь внутреннее единство.
Основные разделы плана: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.
Рабочий план составляется в произвольной форме, где указываются сроки выполнения этапов курсовой работы (проекта), представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.