Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория – совокупность индивидов, воспринимающих обращённую к ним информацию с целью новых идей, знаний, стремлений, развития). Аудитория как составная часть функционирующей системы журналистики, достаточно самостоятельна. Если определенный орган СМИ отвечает информационным запросам индивида, он остается в составе его аудитории. Фактически редакционную политику по отношению к аудитории можно свести к стремлению расширить аудитории. Редакции, действующие в рыночном пространстве, проявляют все большую изобретательность в деле завоевания симпатий потребителя их продукции.
Вторым тактическим подходом по отношению к аудитории является удержание. Причем в последнее время круг редакций, следующих по этому пути, заметно расширяется. Это вызвано появлением большого количества однотипных изданий, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей одних и тех же целевых групп.
Аудитория:
• Первичная (непосредственно);
• Вторичная (через первичную).
• Реальная (та, что есть);
• Потенциальная (реальная после ряда мероприятий).
Двухступенчатая модель процесса убеждения:
• Воздействие на сознание лидеров, авторитетов (потенциальных ретрансляторов);
• Контакт СМИ и аудитории;
• Контакт СМИ и СМИ.
Этапы аудиторных потребностей:
• Политика, история;
• «жёлтая» пресса;
• Прикладная/справочная информация.
Билет № 48. Социологический и психологический портрет аудитории.
Портрет аудитории - это комплексное составление характеристики предполагаемой аудитории.
· Социальный портрет аудитории определяется, степенью знакомства аудитории журналисту. Чем в большей мере журналист способен прогнозировать реакцию аудитории, тем более действенной окажется его аргументация.
· Психологический.
• Конфликтные. Это противники оратора. В данной аудитории выступающему необходимо выяснить причину такой конфликтности: люди отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит.
• Конструктивные. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с ораторскими. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение.
Билет № 49. Обратная связь как фактор устойчивого развития системы массовой коммуникации.
Эффективность массовой коммуникации невозможно оценить без устойчивой «обратной связи» источника с аудиторией. Основной инструмент обратной связи — социологические опросы. Рейтинговые исследования дают количественную информацию: кто смотрит (слушает, читает). Другие опросы — анкетные, интервью, фокус-группы и т. д. — позволяют оценить информационные запросы и потребности аудитории, а также степень их удовлетворенности. Наконец, традиционным, но по-прежнему достаточно надежным способом обратной связи является анализ писем, телефонных звонков и иных форм прямого собственного обращения представителей аудитории в средство массовой коммуникации.
В конечном счете, надежная обратная связь должна давать достоверные ответы на четыре основных вопроса: кто представляет собой аудиторию, какие они (конфликтные или конструктивные); особенности запросов и потребностей; уровень удовлетворенности и степень доверия к источнику.