Содержание учебного материала

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса “Теория журналистики”. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики как специфического феномена творческой деятельности. Истоки и эволюция публицистического словесного творчества в исторической ретроспекции. Современная наука о прототипах феномена журналистики в ораторском искусстве и риторике античного периода.

Тема 2. Устные и письменные виды публицистической речи как предшественники профессиональной журналистики. Сходство и отличие журналистики от исторически сложившихся видов и форм литературно-художественного творчества. Документальная природа журналистики как генерирующее атрибутивное свойство творческой деятельности в сфере СМИ.

Тема 3. Средства массовой информации и журналистика. Причины возникновения, формирования и развития средств массовой информации. Сущность понятия массовой информации. Принцип системности в типологии СМИ. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества.

Тема 4. Обусловленность формирования социального института СМИ индустриальным и постиндустриальным типами цивилизации. Журналистика как общественно значимая творческая деятельность в сфере средств массовой информации. Сходство и различие понятий “средства массовой информации”, “средства массовой коммуникации”, “журналистика”. Аналитический обзор современной научной и учебно-методической литературы по журналистике.

Тема 5. Научное и практическое содержание понятия массовой информации. Характеристика основных подходов к понятию массовой информации. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию массовой информации в современной научной и учебно-методической литературе. Информация как общенаучная категория. Понимание информации в естественных и социально-гуманитарных науках. Массовая информация как основная форма социальной информации.

Тема 6. Система производства массовой информации. Особенности развития материально-технических средств производства массовой информации. Формирование инфраструктуры и технологий производства массовой информации. Взаимосвязь освоения материально-технических средств производства массовой информации с возрастающими потребностями общества в социальной информации различного назначения. Сравнительная характеристика основных этапов развития материально-технических средств производства массовой информации в современном мире.

Тема 7. Каналы распространения, тиражирования и сохранения массовой информации. Возникновение и развитие теории коммуникации во второй половине ХХ века. Основные направления развития научной мысли в понимании взаимосвязи коммуникации и информации. Осмысление общественно-исторического процесса применительно к совершенствованию способов, форм и видов коммуникации. Первичные и вторичные каналы коммуникации. Идентификация средств массовой информации с известными современной науке каналами коммуникации. Аналитический обзор основных работ западных и русскоязычных ученых по вопросам коммуникации и информации.

Тема 8. Научно-понятийный аппарат науки о коммуникации и информации и его использование в теории журналистики. Характеристика основных понятий и категорий. Представление об «информационном пространстве», «медиасфере», «виртуальном пространстве», «гиперреальности» и других новейших терминах и категориях. Научное и обыденное толкование новейших обозначений. Осмысление опыта развития журналистики и средств производства массовой информации за рубежом и в русскоязычной научной и учебно-методической литературе.

Тема 9. Информационное пространство Республики Беларусь. Национальные средства массовой информации в глобальном информационном пространстве. Национальная журналистика и производство массовой информации в современных условиях. Традиции и новаторство в белорусской журналистике. Особенности развития и совершенствования профессиональной деятельности белорусских журналистов. Центры подготовки журналистов в Республике Беларусь. Центры научного исследования производства и потребления массовой информации в Республике Беларусь.

Тема 10. Теоретические основания журналистской деятельности. Основные концепции журналистики в современном мире. Теория социальной ответственности, теория социально-ролевой деятельности, теория либеральной журналистики, структурно-функциональная теория журналистики. Сравнительная характеристика особенностей развития научных принципов исследования журналистики. Междисциплинарный характер изучения СМИ, СМК, журналистики. Практическая ценность научных исследований.

Тема 11. Журналистика как форма познания действительности. Субъект и объект познания в журналистике. Понятие о субъекте и объекте в философии, в прагматике, социологии. Особенности субъектно-объектных отношений в журналистике. Концепции субъектно-объектных отношений в теории коммуникации и информации. Формирование современного понимания субъектно-объектных отношений в журналистике. Характеристика основных тенденций практического освоения субъект-субъектных отношений средствами массовой информации.

Тема 12. Индивидуальное,массовое, общественное сознание. Формы воздействия массовой информации на указанные формы сознания. Сознание человека как важнейший объект журналистики. Средства массовой информации в процессе формирования общественного сознания. Информационная безопасность и этические нормы в журналистике. Приемы и способы манипуляции сознанием с помощью СМИ. Механизмы правовой регуляции деятельности СМИ. Основные принципы информационной безопасности и законодательные документы о деятельности СМИ в Республике Беларусь.

Тема 13. Взаимодействие журналистики с родственными видами общественно значимой деятельности. Средства массовой информации и рекламная коммуникация. Средства массовой информации и PR-деятельность. Сходство и отличие между данными видами социальной деятельности. Рекламная и PR-информация как виды социальной информации. Отличие массовой информации от указанных видов. Принцип соблюдения профессиональных ограничений при взаимодействии СМИ с рекламой и PR. Основная характеристика рекламных и PR-организаций в Республике Беларусь. Рекламные и PR-кампании и их освещение в СМИ.

Тема 14. Журналистика и публицистика. Общественно-исторические особенности развития публицистики. Концепция публицистики в теории советской журналистики. Традиции публицистики в литературе и риторике эпохи Просвещения. Публицистика и политическое предназначение средств массовой информации. Средства массовой информации как политический институт. Специфика политической пропаганды и политической коммуникации. Политика и освещение политической тематики в СМИ. Воздействие СМИ на политические процессы. Роль и задачи политической журналистики.

Тема 15. Журналистика и культура. Новые подходы к определению понятия «культура». Влияние средств массовой информации на структуру культуры ХХ века. Изменение подходов к пониманию массовой культуры. Характеристика основных концепций изучения и анализа культуры в науке ХХ века. Журналистика и инструменты генерирования культуры. Средства массовой информации и их роль в культуротворчестве. Типология культуротворчества и медиасфера. Журналистика, культура и искусство в современном мире.

Тема 16. Функции журналистики и методы творческой деятельности журналиста. Характеристика понятия функции как мотивированного действия, вызывающего ответную реакцию. Системный принцип в определении функциональности журналистики в рамках ее сравнения с такими формами познания и отражения реальности, как философия, искусство, наука, повседневный опыт жизни людей. Функции журналистики как оперативной, актуальной формы познавательной (когнитивной) деятельности.

Тема 17. Влияние функциональности журналистики на методы творческой деятельности. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации, определяющей новизну и суть журналистского произведения. Особенности функционирования общенаучных методов (эксперимента, наблюдения, анализа, моделирования, прогнозирования, сравнения, аналогии, обобщения, индукции и дедукции) и развитие профессиональных методик (технологий) в журналистике.

Тема 18. Междисциплинарное взаимодействие журналистики с социологией, политологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением и другими смежными областями познания и практической деятельности. Двухуровневый характер использования методов социально-гуманитарных наук. Практический уровень овладения смежной методологией и ее роль в профессиональной специализации и творческой карьере журналиста. Теоретический уровень взаимодействия журналистики со смежными науками и его значение для разработки современных подходов к эффективной организации творческой деятельности и функционированию СМИ.

Тема 19. Особенности развития современной теории журналистики, основанной на обобщении апробированных в мировой практике концепций журналистского творчества. Характеристика основных научных школ теоретического осмысления журналистики, изучение их влияния на белорусскую теоретико-методологическую школу журналистики.

Тема 20. Основные проблемы и перспективы теоретического осмысления журналистики на современном этапе. Дискуссии о составных частях и элементах науки о журналистике в работах белорусских, российских и зарубежных ученых. Историческое выделение филологического направления в качестве доминирующего в белорусской исследовательской школе и трактующего журналистику как деятельность по созданию текстов, распространяемых системой СМИ. Специфика теоретического обоснования журналистики в российской, французской, немецкой, американской научных школах.

Тема 21. Изменение научного осмысления журналистики в связи с изменением структуры СМИ, их конвергенцией и новыми задачами журналистики в глобальном мире XXI века. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в новых условиях. Информационная политика белорусского государства и идеологические задачи журналистики.

Тема 22. Типология журналистики в современной системе СМИ. Содержательно-тематическая характеристика видов творческой специализации журналиста.Влияние фактора обратной связи на дифференциацию аудитории СМИ и в этом контексте выделения адресных, или целевых групп по определенным интересам.

Тема 23. Воздействие фактора обратной связи на формирование наиболее устоявшихся содержательно-тематических видов специализированной журналистики: детской, молодежной, женской, спортивной, деловой, политической, парламентской, развлекательной. Компетенция журналиста и условия ее востребованности в современных СМИ. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике. Методика моделирования в определении необходимых профессиональных качеств журналиста в условиях содержательно-тематической специализации современных СМИ.

Тема 24. Методики развития и совершенствования журналистского мастерства. Современная медиасфера и ее особенности в процессе обучения мастерству журналиста и воспроизводства принятых образцов. Положительное значение принятых образцов и необходимость их критической оценки. Инновация и подражание в контексте современной науки. Творческая индивидуальность—часть от целого и целое от части. Методика структурирования мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата. Приемы создания журналистских произведений.

Тема 25. Методика оценки качества журналистских произведений. Социологические приемы измерения эффективности: тиражность, рейтинг популярности, контент-анализ, устное интервьюирование, телефонный опрос, письменное анкетирование, голосование с применением web - и sms технологий. Использование фокус- и экспертных групп. Инновационные техники в системе измерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: