Классификация и элементы налогов

Налоги можно классифицировать по различным признакам. Приведем наиболее распространенные варианты классифика­ции (табл. 2).

Рассмотрим более подробно классификацию налогов. По мере развития систем налогообложения постоянно изменялся характер классификации налогов, появлялись новые призна­ки, характеризующие налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классифи­кация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особен­ности отдельных групп налогов требуют особых условий обло­жения и взимания, специфических административно-финансо­вых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практичес­кая ценность классификации, т. е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (осно­ваниями).

По методу установления налоги принято разделять на пря­мые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоя­тельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти на­логи именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирает­ся обложить этим налогом. Это означает, что при введении пря­мых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Таблица 2

Классификация видов налогов

№ п/п Основа классификации Виды налогов Комментарий
1 Объект налого­обложения Прямые и кос­венные Прямые налоги взимаются с дохода или с имущества; косвенные включа­ются в цену товара (работ, услуг) и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (удержива­ются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода); косвенные налоги делятся на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы и та­моженные пошлины
2 Субъект налого­обложения Раскладочные и количественные Раскладочные налоги распределя­ются между налогоплательщиками; количественные учитывают иму­щественное состояние налогоплательщика
3 Место поступления Закрепленные и регулирующие  
4 Уровень управления Федеральные, региональные, местные  
5 Цель использования Общие и целевые  
6 Сроки оплаты Регулярные и разовые Пример разового налога - налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения
7 Порядок введения налога Общеобязатель­ные и факульта­тивные Общеобязательные налоги устанавли­ваются законодательством Россий­ской Федерации и взимаются на всей ее территории. Факультативные нало­ги предусмотрены основами налого­вой системы, однако вводятся непо­средственно законодательными акта­ми республик, решениями органов государственной власти краев, облас­тей, автономной области, автономных округов, районов, городов и пр.

Исторически сложилось деление прямых налогов на лич­ные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иног­да рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в со­временной экономической литературе это деление еще встре­чается.

Личные налоги — подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуаль­ный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприя­тий и организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real (realate) — «имущество», «недвижимость»).

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги — фактически налоги на потребление. Кос­венными эти налоги называются в силу того, что при их введе­нии государство заведомо исходит из того, что лицо, облагае­мое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конеч­ным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализа­ции товара, работ, услуг.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акци­зы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые дру­гие налоги на товары и услуги (на потребление). Разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, напри­мер, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением ее Верховного суда.

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, приня­то различать общие и целевые налоги,

К общим относятся налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т. е. налоги указанной груп­пы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и орга­низаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляют­ся, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволя­ет контролировать целевое использование указанных средств.

В Российской Федерации к целевым относятся, в частно­сти, налоги, вводимые для финансирования дорожного фонда.

Дорожный фонд формируется за счет дорожного налога, транспортного налога и акцизов на легковые автомобили. Два налога, которые также формировали дорожные фонды в 90-х гг. XX в., — на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение транспортных средств — были отменены с 1 января 2001 г., а третий налог — на пользователей автомобильных дорог — был отменен с 1 января 2003 г.

К целевым, или специальным, налогам российской налого­вой системы следует также отнести отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы. На федеральном уровне они поступают в специальный бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах РФ эти пла­тежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход, местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило] только в доход местных бюджетов.

Введение в действие указанных ст. 13—15 НК РФ отложено до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации в полном объеме. До этого момента фактически действующий на территории России перечень налогов регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 с учетом последующих изменений и дополнений.

Иные виды классификаций налогов и сборов. В зависимос­ти от характера определения ставок налоги могут распределять­ся на раскладочные и квонтитивные.

Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплатель­щиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Рас­кладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем.

Так, в России подобный принцип налогообложения в отно­шении купечества и промышленников в значительной мере дей­ствовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Ото в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирований местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, не­обходимая муниципалитету сумма средств «раскладывается» пропорционально стоимости имущества.

Квонтитивными (количественными, долевыми) называют­ся те налоги, которые в противоположность раскладочным ис­ходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возмож­ность налогоплательщика уплатить налог.

В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сбо­ров — в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги раз­деляются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, кото­рые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финанси­рования. Так, налог на имущество предприятий является за­крепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены со­ответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

Регулирующие налоги — те налоги, отчисления (нормати­вы, иной механизм распределения) от которых могут пересмат­риваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответ­ствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих на­логов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно уста­навливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерально­го и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, равно как и налог на имущество предприятий, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и ме­стными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми по­ступления этих налогов «расщепляются» между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных фактах о бюджете соответствующего субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ (ст. 47, 48) выделяет собственные доходы бюджетов и регулирующие доходы бюджетов. К первым он относит виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федера­ции на постоянной основе, полностью или частично, за соответ­ствующими бюджетами. К регулирующим доходам относятся фе­деральные и региональные налоги и иные платежи, по кото­рым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюд­жеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Налоги можно классифицировать также:

♦ по статусу налогоплательщика — налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц;

♦ по степени периодичности уплаты — периодические (оп­ределяется налоговый период) налоги и непериодические (еди­новременные) налоги (уплачиваются в случае совершения ка­ких-либо действий или возникновения явлений и фактов). На­пример, налог на имущество физических лиц является перио­дическим и подлежит уплате ежегодно. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, уплачивается только тогда, когда имеет место факт получения наследства или дара.

Известны и другие виды классификаций, но приведенные наиболее широко распространены в мировой практике налого­обложения.

Понятие налогов считается достаточно сложным и харак­теризуется через элементы. Основными элементами налогов и одновременно общими условиями установления налогов (ст. 17 НК РФ) являются:

¦ налогоплательщики;

¦ объект налогообложения;

¦ налоговая база;

¦ налоговый период;

¦ налоговая ставка;

¦ порядок исчисления налога;

¦ порядок и срок уплаты налога;

¦ налоговые льготы.

Дадим определение каждому элементу налогов.

Налогоплательщики — это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

К организациям относятся:

¦ юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;

¦ иностранные юридические лица, компании и прочие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

¦ международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляю­щие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица.

Объект налогообложения — это то, что облагается нало­гом: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных то­варов (работ, услуг) и т. д.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период вре­мени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на еди­ницу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердыми и про­центными.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сум­му налога: сам налогоплательщик, налоговый орган, третье ли­цо — налоговый агент. Налог может начисляться по частям либо нарастающим итогом. Уплачивается налог либо по декларации, либо у источника дохода, либо по кадастру.

Порядок уплаты налога — это технические приемы внесе­ния конкретного налога в бюджет соответствующего уровня. Это часто авансовые платежи в течение налогового периода с окон­чательным расчетом общей суммы налога по окончании налого­вого периода либо разовая уплата полной суммы налога. Уплата налогов производится наличным или безналичным путем через кредитные организации в российской валюте. Днем уплаты на­лога считается день поступления налога на бюджетный счет, а при ввозе товаров на территорию Российской Федерации — день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и определяются календарной да­той (15-е, 20-е, 28-е число месяца) или периодом (месяц, квар­тал, год).

Налоговые льготы — возможности, предоставляемые от­дельным категориям налогоплательщиков при наличии соответ­ствующих оснований, уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с другими категориями налогоплательщиков (скид­ки, вычеты) или не уплачивать вообще (освобождение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: