Кадровый потенциал – качественный и количественный состав, динамика изменений, вакансии, соотношение обучающихся и работников образования

Кадровый ресурс системы образования – один из самых важных. Новая школа требует и новых учителей, владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития обучающихся, способных помочь детям стать творческими, самостоятельными, уверенными в себе людьми.

      В 2010 году в системе образования города работало 1981 человек, из них 365 педагогов дошкольных образовательных учреждений, 186 - педагоги дополнительного образования, в системе общего образования -553 педагога.

Количественный состав работающих в образовательных учреждениях

   Анализ руководящего состава по возрасту показал, что 39% руководителей старше 55лет, особенно высок процент руководителей пенсионного возраста - 50% в дошкольных учреждениях, 12% руководителей имеют стаж руководящей работы менее 3лет.

Руководящие работники по возрасту

Падение престижа педагогической профессии, а также значительное отставание заработной платы работников муниципальной системы образования от заработной платы работников внебюджетной сферы являются одними из основных причин нехватки педагогических кадров.

В 2010 году в образовательные учреждения города пришло всего 12 молодых специалистов, что показывает наличие проблемы обновления кадрового состава образовательных учреждений. Наблюдается тенденция старения кадров, а возможности их восполнения при помощи молодых специалистов нет. Школы испытывают дефицит таких учителей-предметников: английского языка, математики, технического труда, педагогов-психологов. Дошкольные учреждения испытывают недостаток воспитателей. Проблема обеспечения кадрами решается за счёт увеличения учебной нагрузки работающих учителей и за счёт привлечения педагогов к работе по совместительству.

Мониторинг учителей по возрасту

В условиях реформирования системы образования как никогда ранее становится актуальной проблема повышения качества образования в целом и как следствие повышения профессиональной компетентности педагогов.        

В образовательных учреждениях города трудятся с высшим образованием 769чел.(69,6%), со средним специальным 298чел. (26,9%).

Уровень образования педагогических кадров

     

 Сегодня педагогическому коллективу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, изучать и успешно применять обширный арсенал передового педагогического опыта, умело организовывать инновационную деятельность. В связи с этим, проблема повышения квалификации педагогических и управленческих кадров приобретает особую значимость.

Повышение квалификации педагогических работников города через курсовую подготовку за последние 3 года

2008 год 2009 год 2010 год
32,2% 34,8% 38,3%

     На протяжении последних трёх лет наблюдается устойчивый рост показателей количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации: 2009 г. на 2,6 %, 2010г на 4,5 %. В 2010 году 203 педагогических работника повысили свою квалификацию через курсовую подготовку, что составило 38,3 %, из них квалификационные курсы – 126 педагогов (24%), проблемные – 67 педагогов (12,6%), хозрасчётные (более 544ч.) – 10 педагогов (1,8%).

    Особенностью повышения квалификации педагогов в 2010 году стала стажировка на базе образовательных учреждений города. Программа стажировки составляется в зависимости от квалификационной категории. Каждый уровень предусматривает выполнение конкретных задач в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной образовательной программы.

    Наиболее активно работа со стажёрами осуществляется в Гимназии (Мироненко Н.А., Крюкова Н.Ю., Чернышкова М.А.,), СОШ №4 (Перевозникова С.В., Буроякова И.В.), СОШ №19 (Потешкина С.Н., Самоварова К.И.,), СОШ №16 (Парфёнова Т.И., Граф С.В., Гусак Г.А.).

   Деятельность по повышению квалификации педагогических работников осуществлялась и через проведение аттестации педагогических и руководящих кадров.

В 2010 году использовались следующие формы аттестации педагогических кадров:

· комплексная экспертиза уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности;

· собеседование для лиц, претендующих на руководящую должность;

· презентации наградных документов аттестуемого;

· презентация портфолио профессиональной деятельности.

   В результате анализа итогов аттестации педагогических и руководящих работников за 3 года изменились не только количественные, но и качественные показатели:

Годы Высшая категория Первая категория Вторая категория ИТОГО
2007-2008 42 77 37 156
2008-2009 25 54 44 123
2009-2010 25 64 55 144

    Всего на аттестацию в течение года было подано 164 заявлений, аттестовано 144 человека, не аттестовано 20 педагогов (12,1%). В процессе аттестационного периода 28 человек отозвали свои заявления.

     2010 год в Российской Федерации был объявлен Годом учителя. Год учителя призван повысить престиж профессии, направлен на развитие творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального статуса профессии учителя. Постановлением администрации г. Черногорска от 28.10.2009г  №2816-П утверждён «План основных мероприятий по проведению Года учителя в 2010 году». Официальный старт Года учителя был дан 29 января 2010г в СОШ №20 на городском мероприятии «Учителями славится Россия».                                                                                                                                                     

  В 2010 году  прошёл первый фестиваль библиотечного мастерства «Открывая книгу – открываем мир» в несколько этапов:

1 этап: Смотр-конкурс «Лучшая организация работы школьной библиотеки» - победитель Вельц Н.В., библиотекарь СОШ №20.

2 этап: Конкурс разработок библиотечных уроков-презентаций, победители и призёры:

1 место: Адилова Н.Г., библиотекарь СОШ №16;

2 место: Максимова Л.Ф., зав. библиотекой СОШ №7; Арбузова З.А., зав. библиотекой Лицей;

3 место: Чернышова Е.В., библиотекарь СОШ №13, Вельц Н.В., библиотекарь СОШ №20.

  Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» проводился по трём направлениям: естественно – научное, гуманитарное, начальные классы. Целью конкурса являлось внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса, поддержка творчески работающих педагогов и подъём престижа учительской профессии. В конкурсе приняли участие 68 педагогов, из них 24 - участники республиканского этапа конкурса. Наибольшую активность показали педагоги Лицея – 20 человек, что составляет 29% от всех участников конкурса. Победителями регионального этапа конкурса «Мой лучший урок» стали 4 педагога, из них 2 участвовали в финале конкурса в г. Москве - Ауходеева Альбина Ильдусовна, учитель начальных классов СОШ № 4, финалист, Фертикова Анна Павловна, педагог дополнительного образования ДОД ЦДЮТ «Юный техник», лауреат.

  Количество участников региональных конкурсов выросло с 41% до 53,2%. Большой популярностью среди педагогов города пользуется региональная ярмарка социально – педагогических проектов и воспитательных технологий. В 2010 году в Региональной ярмарке социально- педагогических проектов и воспитательных технологий в рамках Международной ярмарки социально-педагогических инноваций, которая проводится ежегодно Отрадненским управлением Министерства образования Самарской области в г. Отрадном приняло участие 64 педагога образовательных учреждений города, из них в очный этап вышло 50 проектов, 15 проектов стали победителями. Авторы 2-х проектов приняли участие в очном этапе и стали финалистами: «Новая форма ведения финансово-хозяйственной деятельности в образовательных учреждениях» (Касьянова Нина Алексеевна, ДОУ «Радуга»); «Граффити – территория культуры» (Самокрайняя Татьяна Николаевна, СОШ № 16).

  Высока активность участия педагогов в республиканском конкурсе «Визуализация образовательного процесса», в котором приняли участие 32 педагога шести образовательных учреждений. Возросло количество победителей и призеров конкурсов. Так, Ульянова Наталья Анатольевна, учитель математики СОШ №19, победила в региональном конкурсе «Урок математики с применением ИКТ», Бебриш Ирина Николаевна, учитель начальных классов СОШ №19 заняла третье место в конкурсе «За нравственный подвиг», Румянцева Людмила Ивановна заняла второе место в конкурсе «Реликвии победы». Положительную динамику можно объяснить растущей мотивацией педагогов, связанной с новой формой аттестации педагогических работников, денежным поощрением учителей. 

В сравнении с прошлым годом наблюдается незначительное снижение количество участников всероссийских конкурсов (с 21% до 19%). Учителя русского языка и литературы СОШ №19 принимали участие во Всероссийском конкурсе «Диалог поколений», конкурсе эссе «Наша новая школа». Досова Л.Н., учитель русского языка и литературы СОШ №1 стала лауреатом Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее». Назаренко Н.И., СОШ №4 получила золотой юбилейный диплом конкурса художественного творчества «Хранители» в рамках международного фестиваля «Роза ветров». Четыре педагога НОШ №3 приняли участие во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

  В 2010 году впервые проводился городской конкурс «Молодой учитель - 2010». Цель конкурса: повышение роли личности молодого учителя в учебно – воспитательном процессе. Победителем конкурса стала Кондратьева Анастасия Николаевна, учитель начальных классов СОШ №20.

Республиканский фестиваль идей и находок молодых педагогов проводился Министерством образования и науки Республики Хакасия и ХРИПК и ПРО в рамках Года учителя. Цель фестиваля: выявление и поддержка творчески работающих молодых педагогов, стимулирование их деятельности. Городская команда молодых педагогов и наставников, состоящая из педагогов СОШ №20 Добычина Т.И., Дроздова Т.М., МОУ ДОД ДЮСШ Алексеева К.А., Борисова С.С., ДОУ «Радуга» Мячина Е.В., Эйснер Т.И. представила проект сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса «Здоровым быть здорово!». По итогам фестиваля команда г.Черногорска стала победителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: