Советская система жилищного финансирования характеризовалась централизованным распределением бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатным распределением гражданам, официально признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В 1987 году государственные капитальные вложения в жилищное строительство составили более 80%,а средства населения лишь 14,6% (включая индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).
Государственный бюджет всегда являлся основным источником финансирования жилищного строительства, дополняемым лишь незначительными вложениями со стороны предприятий, что выразилось в практическом отсутствии в России, в начале экономических реформ, механизмов самостоятельного участия населения в решении жилищных проблем. Кредитование осуществлялось только в сфере строительства нового жилья индивидуальными застройщиками или жилищными кооперативами, но не при покупке готового жилья.
|
|
В период 1991-1999 гг. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура ввода в действие жилых домов по типам застройщиков, значительно увеличилась доля частного сектора, в то время как государство перестало играть роль основного участника на данном рынке (см. табл. 1).
Таблица 1
Ввод в действие жилых домов по формам
Собственности в 1998 г.
| Общая площадь, млн. кв. м. | Удельный вес в общем вводе жилья, % |
Удельный вес в общем вводе жилья, % | |
1995 г. | 1997 г. | |||
Введено– всего, в т. ч. по формам собственности: | 30,7 | 100 | 100 | 100 |
государственной | 3,5 | 11,3 | 22,1 | 14,1 |
муниципальной | 2,6 | 8,5 | 9,8 | 8,7 |
частной | 17,9 | 58,3 | 36 | 49,3 |
Из нее населением за свой счет и за счет кредитов | 12,1 | 39,4 | 22 | 35,2 |
Смешанной российской | 6,5 | 21,1 | 31,8 | 27,4 |
Из нее: ЖСК | 0,8 | 2,5 | 4,2 | 4,1 |
Источник: Российский статистический ежегодник, 1998 г. Данные Госстроя России
Важные изменения произошли и в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств, составлявшая до начала реформ 80%, сократилась примерно до 26%, т. е. в 3,1 раза, в том числе доля федерального бюджета – до 15%.
Аналогичные процессы коснулись строительства жилья, финансируемого за счет средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и только доля жилья, возводимого за счет застройщиков, увеличилась примерно в 2 раза за период с 1991 по 1998 гг. и достигла 39,4% от общего показателя годового объема ввода площадей жилья.
Проводимая политика бесплатной приватизации жилья и снятия ограничений на количество и размер жилых помещений в собственности изменила структуру жилфонда (см. табл. 2).
Таблица 2