Основные направления и перспективы создания механизма жилищного ипотечного кредитования в России

 

Советская система жилищного финансирования характеризовалась централизованным распределением бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатным распределением гражданам, официально признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.  

В 1987 году государственные капитальные вложения в жилищное строительство составили более 80%,а средства населения лишь 14,6% (включая индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).

Государственный бюджет всегда являлся основным источником финансирования жилищного строительства, дополняемым лишь незначительными вложениями со стороны предприятий, что выразилось в практическом отсутствии в России, в начале экономических реформ, механизмов самостоятельного участия населения в решении жилищных проблем. Кредитование осуществлялось только в сфере строительства нового жилья индивидуальными застройщиками или жилищными кооперативами, но не при покупке готового жилья.

В период 1991-1999 гг. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура ввода в действие жилых домов по типам застройщиков, значительно увеличилась доля частного сектора, в то время как государство перестало играть роль основного участника на данном рынке (см. табл. 1).

Таблица 1

Ввод в действие жилых домов по формам

Собственности в 1998 г.

 

 

Общая площадь, млн. кв. м.

Удельный вес в общем вводе жилья, %

 

Удельный вес в общем вводе жилья, %

1995 г. 1997 г.
Введено– всего, в т. ч. по формам собственности:   30,7     100   100   100
государственной   3,5   11,3   22,1   14,1
муниципальной   2,6   8,5   9,8   8,7
частной 17,9 58,3 36 49,3
Из нее населением за свой счет и за счет кредитов   12,1   39,4   22   35,2
Смешанной российской   6,5   21,1   31,8   27,4
Из нее: ЖСК 0,8 2,5 4,2 4,1

Источник: Российский статистический ежегодник, 1998 г. Данные Госстроя России

Важные изменения произошли и в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств, составлявшая до начала реформ 80%, сократилась примерно до 26%, т. е. в 3,1 раза, в том числе доля федерального бюджета – до 15%.

Аналогичные процессы коснулись строительства жилья, финансируемого за счет средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и только доля жилья, возводимого за счет застройщиков, увеличилась примерно в 2 раза за период с 1991 по 1998 гг. и достигла 39,4% от общего показателя годового объема ввода площадей жилья.

Проводимая политика бесплатной приватизации жилья и снятия ограничений на количество и размер жилых помещений в собственности изменила структуру жилфонда (см. табл. 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: