Сегодня Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством, оборотом и рекламой алкогольной продукции и табачных изделий, координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Налоговая служба страны обеспечивает поступления более 80% доходной части консолидированного бюджета, что в свою очередь является основой стабильности финансирования и повышения благосостояния граждан Республики Беларусь.
Так, в 2007 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 29 трлн. рублей. По доходам, контролируемым налоговыми органами, поступления составили 23,8 трлн. рублей, что составляет 82,1% доходов консолидированного бюджета.
Необходимо отметить, что подавляющая часть доходов консолидированного бюджета нашей страны, контролируемых налоговыми органами, формируется за счет налоговых платежей, поступающих в добровольном порядке. В 2007 г. этот показатель составил 94,8%, что на 2,3% превышает уровень 2006 г. Это является результатом поэтапного совершенствования налоговой системы в целом, свидетельствует о повышении налоговой культуры плательщика и соответственно улучшении работы налоговых органов в этом направлении.
|
|
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на фоне общего роста налоговой культуры плательщиков встречаются отдельные несознательные субъекты предпринимательства, которые становятся все более изобретательными в использовании новых схем уклонений от уплаты налогов.
Такие субъекты, а также те сферы деятельности, в которых потенциально велика вероятность уклонений от уплаты налогов, постоянно находятся в эпицентре налогового контроля.
В 2007 году белорусская экономика продолжала уверенно развиваться. Валовой внутренний продукт увеличился на 8,2 %, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции — соответственно на 8,5 и 4,1 %. Инвестиции в основной капитал возросли на 15,1 %, розничный товарооборот — на 15,3 %. Позитивная динамика наблюдалась также на потребительском рынке и во внешнеэкономической деятельности республики. [5, с.7]
Согласно Закону Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. N 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» постановлено утвердить республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 40342173851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс. рублей. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г, Д).
Установить предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2190000000 тыс. рублей. [13]
|
|
Что касается налогового законодательства, то минувший год отмечен реализацией комплекса мер, направленных на снижение уровня налогового давления на экономику, наиболее значимыми из которых стали отмена чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, изменение порядка налогообложения дивидендов, а также доходов страховых организаций. Кроме того, в целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса, в том числе в малых и средних городских поселениях, законодательными актами Главы государства предоставлены масштабные налоговые льготы, существенные изменения претерпела и упрощенная система налогообложения.
В этих условиях деятельность налоговой службы была направлена на безусловное выполнение доведенных планов по формированию доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь путем улучшения процесса собираемости налогов и повышения эффективности работы по всем направлениям. По итогам 2007 года в консолидированный бюджет страны (без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) поступило 36,6 трлн. руб. Плановые назначения выполнены на 102,4 %, дополнительно в бюджет привлечено 843,3 млрд. руб.
Превалирующая масса налоговых поступлений традиционно сформирована плательщиками Минска (39,0 %). Далее следуют Гомельская (15,5 %), Витебская (12,7 %) и Минская (10,8 %) области. На долю остальных регионов республики приходится 22 % всех контролируемых налоговой службой платежей (рисунок). [5, с.5, рис.1]
Брестская область 7,7 % |
Витебская область 12,7 % |
г. Минск 39,0% " |
Гомельская область |
15,5 |
Моги л ев екая область 7,3 % |
Минская область 10,8 % |
Гродненская область 7,0 % |
Роль регионов в формировании доходов консолидированного бюджета, контролируемых налоговой службой за 2007 год
В структуре поступлений лидирующие позиции принадлежат платежам организаций. От данной категории плательщиков в бюджет поступило 25,3 трлн. руб. (с учетом подоходного налога, удержанного из доходов физических лиц), или 95,7 % всех контролируемых налоговой службой доходов.
По-прежнему основополагающим и наиболее стабильным звеном в формировании бюджета являются организации государственного сектора экономики, за счет которых обеспечено 64,4 % налоговых поступлений. Основной вклад в государственную казну внесли организации концерна «Белнефтехим» (14,7 %), Министерства энергетики (10,1 %), Министерства промышленности (5,1 %), концерна «Белгоспищепром» (4,4 %), Министерства транспорта и коммуникаций (3,4 %), Министерства архитектуры и строительства (3,1 %), Министерства связи (1,8%), Министерства сельского хозяйства и продовольствия (1,2 %).
С позиций доходных источников более 80 % контролируемых МНС доходов бюджета сформировано за счет 7 платежей: налог на добавленную стоимость (20,3 %), налоги на прибыль и доходы (15,1 %), подоходный налог с доходов физических лиц (11,6 %), акцизы (11,4 %), платежи из выручки от реализации продукции (11,3 %), отчисления в инновационные фонды (6,5 %), налог на недвижимость (4,0 %).
Позитивной тенденцией в формировании бюджета последних лет является увеличение значимости прямых налогов, центральное место среди которых принадлежит налогам на прибыль и доходы, подоходному налогу с физических лиц, налогу на недвижимость. В 2007 году поступления прямых налогов увеличились на 8,4 %, а их удельный вес в контролируемых МНС доходах бюджета составил 33,8 %. Подобная динамика является отражением поступательного роста национальной экономики и финансового оздоровления предприятий, а также результатом планомерной работы по совершенствованию налоговой системы.
|
|
Болевой точкой налоговой службы любого государства является ненадлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, закономерным следствием которого становится образование задолженности перед бюджетом. По состоянию на 1 января 2008 г. задолженность организаций и физических лиц по платежам в бюджет составила 149,5 млрд. руб. В результате кропотливой и упорной работы налоговой службы по формированию налоговой культуры, усилению платежной дисциплины и принимаемым мерам принудительного взыскания размер задолженности по сравнению с началом 2007 года сократился на 85,1 млрд. руб., или. на 36,3 %.
Соблюдение законодательства в сфере налогообложения и предпринимательства находится в зоне пристального внимания контрольных подразделений налоговой службы.
Основные усилия в контрольной работе были направлены на борьбу с нелегальным оборотом товаров, незарегистрированной предпринимательской деятельностью, а также на пресечение различных схем ухода от налогообложения. Наиболее мобильной частью системы налогового контроля является оперативно-рейдовая работа. За 2007 год налоговыми органами проведено 36,4 тыс. рейдовых проверок. Из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму свыше 41 млрд. руб. [5, с.7]
Подводя итоги работы налогового ведомства в 2007 году, были определены приоритетные направления дальнейшей работы по совершенствованию налоговой системы в Республике Беларусь.
В частности, Министром было подчеркнуто, что требуют уточнения определение налоговой базы по налогу на недвижимость, НДС в части имущественных прав, ставки налога при реэкспорте товаров, налогообложении многооборотной тары. По-прежнему громоздким остается экологический налог, что требует дальнейшего его совершенствования.
Сегодня поступления от организаций, оказывающих ремонтно-строительные работы, составляют менее 1 %, оказывающих туристические услуги, — 0,05 %, такой же удельный вес налоговых поступлений от лотерейной деятельности, отметила глава налогового ведомства и подчеркнула, что в связи с этим необходимо предметно заняться вопросами налогообложения тех операций и тех сфер, которые являются наиболее налогоемкими и где наиболее вероятно уклонение от налогообложения. Это комиссионные сделки, строительные работы, туристическая деятельность.
|
|
Усиление государственного регулирования, по мнению Анны Дейко, необходимо также в сфере игорного бизнеса. Министр констатировала, что анализ роста регистрируемых объектов и практика проведения проверок показывают целесообразность введения уплаты налога на игорный бизнес исходя из максимального количества объектов налогообложения, зарегистрированных в налоговых органах в течение всего отчетного месяца, а не в зависимости от срока установки объекта налогообложения.
В настоящее время в Беларуси уплата налогов осуществляется в основном в добровольном порядке. Нарушения отмечаются преимущественно в предпринимательской среде: индивидуальные предприниматели, официально прекратившие свою деятельность, зачастую продолжают работать, не уплачивая налогов.
Определяя приоритетные направления совершенствования налоговой системы, глава налогового ведомства предложила в текущем году ввести в Беларуси институт кредита налогового доверия. Сегодня в республике сформировалась категория добросовестных плательщиков, которые вполне могли бы иметь такое право.
Условием применения механизма кредита налогового доверия будет являться добросовестная уплата налоговых платежей. В этом случае налогоплательщик на пять лет освобождается от плановых проверок налоговыми органами. Предполагается, что внеплановые проверки к таким налогоплательщикам могут применяться только с разрешения Главы государства. Обладатель сертификата кредита налогового доверия будет иметь приоритет при участии в тендерах. Кроме того, данный факт будут учитывать банки при выдаче кредита предприятию.
На протяжении последних лет основные направления совершенствования налоговой системы остаются неизменными. Это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов. Параллельно с совершенствованием налогового законодательства министерство совершенствует администрирование.
С 1 января 2008 года отменен ряд платежей (налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках). Это финансовые ресурсы порядка 1 трлн. рублей, которые ранее вовлекались в налоговый оборот, а с текущего года остаются в распоряжении плательщика. Эти средства должны работать на воспроизводство и обеспечить через другие налоги отдачу в бюджет.
Задача по снижению налогового бремени стоит и в текущем году. Более того, бюджет 2008 года является бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преимущественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых конкурентоспособных производств. Перед налоговым ведомством стоит непростая задача - в условиях сокращения налогового бремени обеспечить поступления в бюджет в полном объеме. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением собираемости налогов. Только так в современных условиях мы сможем обеспечить надежный фундамент стабильных поступлений в казну государства.
В такой ситуации важно, чтобы каждый сотрудник налоговой службы понимал, что необходимо уйти от формализма и не искать шаблонных решений, а мобилизовать усилия на реализацию задач, стоящих перед налоговыми органами.
Очевидно, что налоговое законодательство - это не таблица умножения. Оно не может быть таким же простым и принятым раз и навсегда. Налоги развиваются вместе с национальной экономикой. И наша задача - своими действиями всемерно способствовать прогрессивным тенденциям. Поэтому совершенствование законодательства - непрерывный процесс, и уже сегодня началась предметная работа по формированию пакета законодательных актов по налогообложению на 2009 год. [3, с.1]