СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Теоретически-методологические аспекты
бюджетно-налоговой (фискальной) политики 7
1.1. Содержание и цели бюджетно-налоговой политики 7
1.2. Виды бюджетно-налоговой политики 13
1.3. Инструменты фискальной политики 16
2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 21
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь
в период 2001-2005гг. 21
2.2. Основные направления фискальной политики Республики
Беларусь в 2006-2010гг. 28
2.2.1. Итоги работы бюджетно-налоговой системы
Республики Беларусь за 2007 год. Приоритетные направления
по совершенствованию налоговой системы 28
2.2.2. Цели, задачи и направления бюджетно-налоговой
политики на 2006-2010гг. 35
Заключение 39
Список использованных источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год
(доходы) 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год
(расходы) 47
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год
(финансирование дефицита) 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Доходы республиканского бюджета 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Расходы республиканского бюджета по функциональной
классификации расходов Республики Беларусь по разделам,
подразделам и видам расходов 58
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Фискальная политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики)посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в современных условиях бюджетно-налоговая политика играет важную роль в экономике любой страны и представляет собой весьма сложный хозяйственный механизм. Актуальность данной темы для Республики Беларусь состоит в том, что в настоящее время экономика нашей страны, а в частности, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, а эффективная экономическая система формируется не в одночасье.
Предметом исследования бюджетно-налоговая политика.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;
3. проанализировать итоги работы государственных служб, занимающихся вопросами бюджетной и налоговой сферы;
4. ознакомиться с приоритетными направлениями по совершенствованию бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в 2006-2010 гг.
При выполнении работы были использованы следующие методы: общенаучные методы исследования (индукция, дедукция, детализация, синтез, классификация), системный и графический методы, а также логический и метод актуализации.
При написании данной курсовой работы использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории: учебники под редакцией К.Р.Макконнелла, С.Л. Брю; Р.Пиндайка; М.А.Сажиной; проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина; проф. И.П.Николаевой; Н.И.Базылева, С.П.Гурко; учебные пособия под редакцией М.Г.Муталимова, Э.И.Лобковича; В.Л.Клюня и др.; различные периодические издания; законы и законодательные материалы Республики Беларусь.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретически-методологические аспекты бюджетно-налоговой (фискальной) политики
Содержание и цели бюджетно-налоговой политики
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.
Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
1. устойчивый рост национального дохода,
2. умеренные темпы инфляции,
3. полная занятость,
4. сглаживание циклических колебаний экономики. [18, с.506]
Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы.
Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике, а именно: какая доля национального дохода перераспределяется через госбюджет, какова степень централизации финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов?
Во-вторых, каким образом изменение величины госрасходов и объема налогов влияет на экономическую конъюнктуру?
В третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом или избытком?
Степень государственного влияния в экономике непосредственно связана с целями общественного развития и функциями, исполнение которых берет на себя государство. Так, для Республики Беларусь характерен широкий диапазон исполняемых государством функций — от государственного управления до освоения капитальных вложений — и доля национального дохода, перераспределяемого через госбюджет, составляет 73,5%.
По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и трансферты — его расходы. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать также и как налогово-бюджетную политику.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система должна быть сформирована на следующих основных методологических подходах:.
1) равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
2) ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
3) система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
4) система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
5) налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
6) налоги должны платить те, чьи доходы выше определенного минимума, то есть должен соблюдаться принцип «платежеспособности»;
7) налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок их взимания;
8) правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.
Ни одна налоговая система не может претендовать на окончательный вариант совершенства. Изменяющиеся внутриполитические, социальные условия, международная обстановка так или иначе воздействуют на экономическую динамику, требуют последовательного гибкого изменения налоговой политики и налогового механизма. [1, с.203]
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны (государственного бюджета).
Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, беспрецедентные масштабы. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты.
Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию (эта статья доходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т. д.
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.
Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государство предусматривает также применение дотаций, субсидий и фиксированных цен.
Из трансфертных платежей, т.е. выплат, которые осуществляются на базе государственного бюджета, наиболее распространены дотации и субсидии, они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством или оплатой товаров и услуг. Основное отличие субсидий от дотаций заключается в том, что субсидирование осуществляется строго под определенные цели, а дотации представляют собой финансовую помощь для покрытия убытков.
Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.
Государством применяются также методы прямого и косвенного регулирования экономики.
Методы прямого государственное регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.
К ним относятся:
- целевые программы и планы, определяющие стратегические цели развития экономики;
- государственные заказы на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству продукции;
- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
- выдача лицензий на все виды материальной деятельности.
Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.
К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. [7, с.232]