Содержание и цели бюджетно-налоговой политики

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                       4

1. Теоретически-методологические аспекты

бюджетно-налоговой (фискальной) политики       7

1.1. Содержание и цели бюджетно-налоговой политики         7

1.2. Виды бюджетно-налоговой политики                                         13

1.3. Инструменты фискальной политики                                  16

2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь                                                       21

2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

в период 2001-2005гг.                                                                  21

2.2. Основные направления фискальной политики Республики

Беларусь в 2006-2010гг.                                                               28

2.2.1. Итоги работы бюджетно-налоговой системы

Республики Беларусь за 2007 год. Приоритетные направления

по совершенствованию налоговой системы                           28

2.2.2. Цели, задачи и направления бюджетно-налоговой

политики на 2006-2010гг.                                                       35

Заключение                                                                                 39

Список использованных источников                         43

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год

(доходы)                                                                                             45

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год

(расходы)                                                                                           47

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2005 год

(финансирование дефицита)                                                              54

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Доходы республиканского бюджета                                                          56

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Расходы республиканского бюджета по функциональной

классификации расходов Республики Беларусь по разделам,

подразделам и видам расходов                                                        58

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Фискальная политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики)посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

 

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в современных условиях бюджетно-налоговая политика играет важную роль в экономике любой страны и представляет собой весьма сложный хозяйственный механизм. Актуальность данной темы для Республики Беларусь состоит в том, что в настоящее время экономика нашей страны, а в частности, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, а эффективная экономическая система формируется не в одночасье.

Предметом исследования бюджетно-налоговая политика.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.

Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;

2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;

3. проанализировать итоги работы государственных служб, занимающихся вопросами бюджетной и налоговой сферы;

4. ознакомиться с приоритетными направлениями по совершенствованию бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в 2006-2010 гг.

При выполнении работы были использованы следующие методы: общенаучные методы исследования (индукция, дедукция, детализация, синтез, классификация), системный и графический методы, а также логический и метод актуализации.

При написании данной курсовой работы использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории: учебники под редакцией К.Р.Макконнелла, С.Л. Брю; Р.Пиндайка; М.А.Сажиной; проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина; проф. И.П.Николаевой; Н.И.Базылева, С.П.Гурко; учебные пособия под редакцией М.Г.Муталимова, Э.И.Лобковича; В.Л.Клюня и др.; различные периодические издания; законы и законодательные материалы Республики Беларусь.

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

1. Теоретически-методологические аспекты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

Содержание и цели бюджетно-налоговой политики

 

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика представляет собой воздействие государ­ства на экономику посредством формирования величины и структу­ры государственных расходов, объема трансфертных выплат и систе­мы налогообложения.

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики. [18, с.506]

Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы.

Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике, а именно: какая доля национального дохо­да перераспределяется через госбюджет, какова степень централиза­ции финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов?

Во-вторых, каким образом изменение величины госрасходов и объема налогов влияет на экономическую конъюнктуру?

В третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом или избытком?

Степень государственного влияния в экономике непосредственно связана с целями общественного развития и функциями, исполнение которых берет на себя государство. Так, для Республики Беларусь характерен широкий диапазон исполняемых государством функций — от государственного управления до освое­ния капитальных вложений — и доля национального дохода, пере­распределяемого через госбюджет, составляет 73,5%.

По существу, фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и транс­ферты — его расходы. Совокупность мер по воздействию на эко­номику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Поэтому фискальную политику можно интер­претировать также и как налогово-бюджетную политику.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система должна быть сформирована на следующих основных мето­дологических подходах:.

1) равные доходы при равных условиях должны облагаться рав­ными по величине налогами;

2) ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

3) система должна быть комплексной и умело сочетать различ­ные способы налогообложения;

4) система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;

5) налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;

6) налоги должны платить те, чьи доходы выше определенного минимума, то есть должен соблюдаться принцип «платежеспособности»;

7) налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок их взимания;

8) правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

Ни одна налоговая си­стема не может претендовать на окончательный вариант совершен­ства. Изменяющиеся внутриполитические, социальные условия, международная обстановка так или иначе воздействуют на экономи­ческую динамику, требуют последовательного гибкого изменения налоговой политики и налогового механизма. [1, с.203]

Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной поли­тики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестиция­ми, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определен­ные расходы из государственной казны (государственного бюджета).

Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений рас­ходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, кото­рые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Расходы государст­венного бюджета показывают направления и цели государственных ас­сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, бес­прецедентные масштабы. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра­структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты.

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию (эта статья до­ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов госу­дарственных предприятий и других объектов государственной собствен­ности и т. д.

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он яв­ляется частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом ак­кумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет ре­шать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голо­да, грамотности, здоровья нации и др.).

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня.

Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Государство предусматривает также применение дотаций, субсидий и фиксированных цен.

Из трансфертных платежей, т.е. выплат, которые осуществляются на базе государственного бюджета, наиболее распространены дотации и субсидии, они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством или оплатой товаров и услуг. Основное отличие субсидий от дотаций заключается в том, что субсидирование осуществляется строго под определенные цели, а дотации представляют собой финансовую помощь для покрытия убытков.

Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.

Государством применяются также методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Методы прямого государственное регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.

К ним относятся:

- целевые программы и планы, определяющие стратегические цели развития экономики;

- государственные заказы на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству продукции;

- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

- выдача лицензий на все виды материальной деятельности.

Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. [7, с.232]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: