Система языков культуры:
1. Языки, использующие собственно человеческие средства:
• Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию
• Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию
2. Языки, использующие внешние для человека природные средства:
• пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)
• письменные языки - словесный и нотный
Специфика языкового общения
• Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)
• Языки обыденного повседневного общения
• Языки художественного общения
9. Культура и личность. Роль культуры в социализации личности.
Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.
Социализация – это процесс выработки человеком социальных норм и правил жизнедеятельности. Результатом социализации должно стать развитие активной, полноценной личности в обществе
В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социо-культурного опыта, обретение социальных ролей.
К основным факторам социализации следует отнести: экономические условия жизнедеятельности, социальные отношения, этнические, религиозные и культурные особенности.
Семья, школа, Вуз, СМИ, помогают приобрести необходимые навыки, знания, культурные нормы и традиции.
Существует множество разных трактовок процесса социализации:
• Тарт – принцип подражания,
• Парсонс – вбирание информации о значимых,
• Смелзер – приобретение людьми опыта и ценностей, а также передача опыта от поколения к поколению.
• Другие – непрерывный процесс обучения и роста.
Суть социализации состоит в том, что личностная или частная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимоопределения в процессе обучения и роста человека.
Процесс социализации как удовлетворение потребностей:
• физиологических и ексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека
• в безопасности, уверенности в завтрашнем дне
• социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу
• в признании, оценке, престиже, уважении
• в реализации талантов и способностей
Эстетическая культура человека:
• эстетический вкус, такт, мастерство
компоненты культуры поведения человека
• Внутренне содержание (сущность) человека
• Внешнее выражение поведения
• Характер взаимосвязи и степень их соответствия
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
• Воинская субординация
• Сознательная дисциплина
• Взаимное уважение
• Уважение к старшим по званию, по возрасту
• Выдержка, спокойствие
Искусство в системе культурных ценностей.
Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, спосод формирования «человеческого» в человеке.
Характерные черты искусства:
• Субъективное восприятие действительности
• Связано с переживаниями и эмоциями
• Преимущественно чувственное восприятие
• Коммуникативность (средство общения между людьми)
• Образность
• Творческий характер
Социальные функции искусства
• Познавательная
• Коммуникативная
• Воспитательная
• Эстетическая
• Эвристическая
Теории происхождения искусства:
• Религиозная теория
• Теория игры
• Эротическая теория
• Теория подражания
• Трудовая (марксистская)
Классификация видов искусств:
1. пространственные:
• литература
• архитектура
• скульптура
• живопись
• графика
2. временные:
• музыка
• балет
• драма
• пантомима
• цирк
3. декоративно-прикладные
4. технические
• кино
• фото
• телевидение
• дизайн
• цветомузыка
5. синтетические
• театр – литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство
• балет – танец, музыка, живопись, скульптура,
• эстрада – музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика
• цирк – спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада
Стили в искусстве: - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.