Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры

Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.

Источники изучения:

1.       священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).

2.       научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.

3.       фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.

Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира:

•         I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира.

•         II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира.

•         III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека)

•         IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро).

•         V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии).

•         VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира.

Основные версии оантропогенеза:

1.       Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление.

2.       Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте.

3.       Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран.

4.       Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы.

5.       функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные)

6.       теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом.

7.       социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.

Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.

Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры.

Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ).

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.)

Для этого имелись соответствующие предпосылки:

•         Природные (наличие великих рек)

•         Экономические (более высокий уровень техники)

•         Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности: стиль мышления, способ речи и действия.

 

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.



Миф как феномен культуры.

Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.

Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).

По структуре миф состоит из 2-х частей:

•         Обращение к далёкому прошлому.

•         Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.

Существуют различные теории мифа:

1.       натуралистическая (природная). Миф – олицетворённое описание и объяснение явлений природы.

2.       социальная (общество). Миф – отражение социальной реальности.

3.       психоаналитическая. Миф – отражение индивидуального, коллективного бессознательного начала человеческой психики.

4.       ритуалистическая. Миф – словесный ряд ритуала.

5.       лингвистическая. Миф отражает определённый этап человеческой речи и человеческого мышления.

6.       эвгемеристическая (миф – легенда).

7.       игровая.

8.       функциональная. Малиновский.

9.       просветительская. Миф – выдумка.

10.     символическая.

Категории мифа:

1.       миф о небесных явлениях.

2.       мифы о происхождении людей от животных, и наоборот (Дарвин).

3.       мифы космогонические.

4.       мифы эскатологические – пророчество конца света.

5.       мифы о культурных героях.

6.       мифы о мировом древе.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: