Теория Гегеля, Маркса и Энгельса, Вебера.
Данная концепция исходит из следующих положений:
1. История человечества – это единый процесс поступательного развития от низших ступеней к высшим.
2. история человечества развивается по определенным законам и эти законы познаваемые, впервые была сделана попытка показать механизмы общественного развития.
Впервые данная концепция была предоставлена в трудах Гегеля в работе «Феноменология духа» - Человек рассматривается как существо духовное, сущностью «духа» выступает стремление человека к свободе.
Гегель выделяет 3 типа культуры (в зависимости от степени познания свободы)
1 тип – восточный – происходит только осознание свободы, ему присущи естественность, природность.
Форма государственного устройства – деспотия. Деспотия – первый шаг к свободе для всех через свободу для одного.
2 тип – античный – границы свободы расширяются, человек отделяется от природы, происходит возвышение человеческой личности.
|
|
Формируются принципы демократии (например, Афины – правами обладали
10% рожденных свободными мужчин, женщины не считались равноправными).
3 тип – германо-христианский - преодолеваются недостатки предшествующих периодов, идея равенства выражается в христианстве.
Концепция Маркса и Энгельса (формационная концепция)
Основой культуры является труд, характер труда и способ распределения материальных благ определяют тип формации, от низших ступеней к высшим:
- первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический
Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма»
Вебер делает попытку создать идеальную модель развития человечества, выделяет три типа культуры:
1. традиционный – основан на соблюдении традиций и обычаев (Восток, Россия)
2. харизматитческий – общество подчиняется воле одного лидера- период реформации – протестантская этика
3. рациональный – общество основано на рациональных принципах и правовой основе (Запад, Америка)
Цивилизационные теории развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)
Данная концепция исходит из следующих положений:
1. отрицается идея единого всемирно-исторического процесса (линейная коцепция)
2. за основу изучения были взяты отдельные самостоятельные локальные цивилизализации
3. каждая цивилизация рассматривается как живой организм, который в своем развитии проходит все стадии с момента зарождения, включая периоды подъема, упадка и гибели
4. история человечества – совокупная история отдельных цивилизаций
|
|
Основоположник данной концепции – Николай Данилевский, работа «Россия и Европа» 1869год
Эта работа появилась в связи со спором западников и славянофилов о путях развития России. Он противопоставляет Россию Западу.
Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов (10+1отдельно)
1.древнесемитский (Ассирия, Вавилон), 2.египетский, 3.греческий, 4.римский, 5.индийский, 6.китайский, 7.арабский, 8.западно-европейский, …и др. + 1 – славянский
Данилевский является основоположником панславизма – провозглашает единство славянских народов и единую культуру славян.
3 стадии культурного развития типа в концепции Данилевского:
1. этнографическая – закладываются основы типа (традиции и др)
2. государственная – формируются типа государственного устройства (диктатура)
3. цивилизационная – в полной мере проявляются все задатки типа
Основы одного типа не могут быть переданы насильственно другому.
Концепцию Данилевского продолжил Шпенглер.
Концепция Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы» 1914-1915гг
Европа переживает стадию гибели духовной культуры (закат, упадок).
Шпенглер выделяет 8 сложившихся цивилизаций:
1. египетская, шумеро-вавилонская, греко-римская, индийская китаиская, арабская, западно-европейская, культура народов Майя, которая не прошла стадию цивилизации
Шпенглер считал, что каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит 2 стадии:
1. восхождение - культура, где преобладают духовные интересы
2. нисхождение –материальные интересы преобладают над духовными, появляется стремление к мировому господству.
В качестве пробуждающейся культуры Шпенглер рассматривал русско-сибирский тип культуры (к.19 – нач.20века – «Серебряный век» русской культуры.
В русской культуре он видел спасение духовных основ европейской культуры.
Концепция Арнольда Тойнби
Работа «Постижение истории» 1934-1961г.
Он сформулировал закон возникновения и гибели цивилизации.
Тойнби под цивилизацией понимал социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, имеющий четко выраженные параметры технологического развития, основу которого составляет религия.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию – индо-буддийскую, китайско-конфуционную, православная основная (Греко-византийская), православная русская и др.