Культура во времени и пространстве

Теория Гегеля, Маркса и Энгельса, Вебера.

Данная концепция исходит из следующих положений:

1.       История человечества – это единый процесс поступательного развития от низших ступеней к высшим.

2.       история человечества развивается по определенным законам и эти законы познаваемые, впервые была сделана попытка показать механизмы общественного развития.

Впервые данная концепция была предоставлена в трудах Гегеля в работе «Феноменология духа» - Человек рассматривается как существо духовное, сущностью «духа» выступает стремление человека к свободе.

Гегель выделяет 3 типа культуры (в зависимости от степени познания свободы)

1 тип – восточный – происходит только осознание свободы, ему присущи естественность, природность.

Форма государственного устройства – деспотия. Деспотия – первый шаг к свободе для всех через свободу для одного.

2 тип – античный – границы свободы расширяются, человек отделяется от природы, происходит возвышение человеческой личности.

Формируются принципы демократии (например, Афины – правами обладали

10% рожденных свободными мужчин, женщины не считались равноправными).

3 тип – германо-христианский - преодолеваются недостатки предшествующих периодов, идея равенства выражается в христианстве.

Концепция Маркса и Энгельса (формационная концепция)

Основой культуры является труд, характер труда и способ распределения материальных благ определяют тип формации, от низших ступеней к высшим:

- первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический

Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма»

Вебер делает попытку создать идеальную модель развития человечества, выделяет три типа культуры:

1.       традиционный – основан на соблюдении традиций и обычаев (Восток, Россия)

2.       харизматитческий – общество подчиняется воле одного лидера- период реформации – протестантская этика

3.       рациональный – общество основано на рациональных принципах и правовой основе (Запад, Америка)



Цивилизационные теории развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Данная концепция исходит из следующих положений:

1.       отрицается идея единого всемирно-исторического процесса (линейная коцепция)

2.       за основу изучения были взяты отдельные самостоятельные локальные цивилизализации

3.       каждая цивилизация рассматривается как живой организм, который в своем развитии проходит все стадии с момента зарождения, включая периоды подъема, упадка и гибели

4.       история человечества – совокупная история отдельных цивилизаций

Основоположник данной концепции – Николай Данилевский, работа «Россия и Европа» 1869год

Эта работа появилась в связи со спором западников и славянофилов о путях развития России. Он противопоставляет Россию Западу.

Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов (10+1отдельно)

1.древнесемитский (Ассирия, Вавилон), 2.египетский, 3.греческий, 4.римский, 5.индийский, 6.китайский, 7.арабский, 8.западно-европейский, …и др. + 1 – славянский

Данилевский является основоположником панславизма – провозглашает единство славянских народов и единую культуру славян.

3 стадии культурного развития типа в концепции Данилевского:

1. этнографическая – закладываются основы типа (традиции и др)

2. государственная – формируются типа государственного устройства (диктатура)

3. цивилизационная – в полной мере проявляются все задатки типа

Основы одного типа не могут быть переданы насильственно другому.

Концепцию Данилевского продолжил Шпенглер.

Концепция Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы» 1914-1915гг

Европа переживает стадию гибели духовной культуры (закат, упадок).

Шпенглер выделяет 8 сложившихся цивилизаций:

1.       египетская, шумеро-вавилонская, греко-римская, индийская китаиская, арабская, западно-европейская, культура народов Майя, которая не прошла стадию цивилизации

Шпенглер считал, что каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит 2 стадии:

1.       восхождение - культура, где преобладают духовные интересы

2.       нисхождение –материальные интересы преобладают над духовными, появляется стремление к мировому господству.

В качестве пробуждающейся культуры Шпенглер рассматривал русско-сибирский тип культуры (к.19 – нач.20века – «Серебряный век» русской культуры.

В русской культуре он видел спасение духовных основ европейской культуры.

Концепция Арнольда Тойнби

Работа «Постижение истории» 1934-1961г.

Он сформулировал закон возникновения и гибели цивилизации.

Тойнби под цивилизацией понимал социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, имеющий четко выраженные параметры технологического развития, основу которого составляет религия.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию – индо-буддийскую, китайско-конфуционную, православная основная (Греко-византийская), православная русская и др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: