Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Государственная политика на рынке труда»
Тема: «Особенности предложений труда женщин и мужчин»
Выполнила студентка заочного отделения |
Факультет исторический |
Курс V |
Специальность: Управление персоналом |
Борисова Наталья Владимировна |
Г.Чебоксары, 2009 год
ПЛАН
Введение | 3стр. |
2.Дискриминация по признаку пола | 4 стр |
3.Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин | 4стр. |
4.Гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе | 4 стр. |
5.Основные гарантии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в области социально-трудовых отношений. | 4-5 стр. |
.6. Гарантии при формировании кадровой политики на предприятиях. | 5 стр. |
7.Гендерные особенности современного рынка труда | 6-12 стр. |
8.Развитие занятости и возможностей получения дохода 9.Заключение | 12-14стр. 15 стр. |
10.Литература | 16 стр. |
|
|
Введение
В данной контрольной работе используются следующие определения и термины:
гендер - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;
гендерное равенство - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни;
гендерная дискриминация - любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола;
равные возможности - система средств и условий, необходимых для реального достижения гендерного равноправия;
квоты - узаконенный уровень представительства лиц обоего пола в политических институтах, в сфере трудовых отношений и иных сферах;
сексуальное домогательство (понуждение лица к половой связи) -аморальное поведение, связанное с недозволенными действиями сексуального характера лиц разного пола путем шантажа, угроз, выраженными словесно или физически, унижающими и оскорбляющими лицо, находящееся в трудовой, материальной или иной зависимости;
домашний труд (не надомный) - самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.
Преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многосекторной экономики, обновлением отраслевой структуры производства, формированием системы рынков.
|
|
Регулирование рынка труда должно основываться на новых принципах экономической активности населения, отвечающих коренным изменениям в формах собственности и социально-трудовых отношений. Это - самозанятость, предпринимательство, наемный труд и безработица.
Современные процессы в сфере занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности. Это вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда в соответствии с требованием рынка, включая создание новых предприятий, высвобождение избыточного персонала из действующих производств, привлечение квалифицированной рабочей силы в рыночный сектор экономики.
Развитие негосударственного сектора экономики обеспечивает большую часть доходных занятий экономически активного населения. При этом очень важно установление государственные гарантии равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, определения порядка их реализации и направления на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола и создание условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Здесь без поддержки государства не обойтись, в данной контрольной работе будут рассмотрены вопросы государственной поддержки в области занятости.
2.Дискриминация по признаку пола
Проведение политики либо совершение иных действий, ставящих мужчин и женщин в неравное положение по признаку пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в предусмотренном законом порядке.
Не является дискриминацией установление различий в регулировании социально-трудовых и иных отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания, а также принятие государством специальных мер, направленных на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами.
Поведение граждан страны, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, которое входит в противоречие с требованиями настоящего Закона и норм международного права, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного равенства и как элемент гендерной дискриминации.
3.Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин
Основными направлениями государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин являются:
- формирование правовой базы обеспечения равенства полов, совершенствование и развитие законодательства в этом направлении;
- проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти на предмет соблюдения гендерного равенства;
- разработка и принятие государственных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин и устранение дискриминации по мотивам пола;
- обязательность учета гендерных аспектов в разрабатываемых бюджетах;
- принятие государственных социальных программ по обеспечению правового и социально-экономического равенства лиц обоего пола;
- воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан;
- выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств, взятых на себя государством;
- учет требований норм международного права при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, увольнении работников, в семейных отношениях.
|
|
4.Гарантии равного доступа мужчин и женщин к
государственной службе
В соответствии с принципом равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании государственных органов власти не допускаются какие бы то ни было ограничения по признаку пола.
Руководители государственных и местных (муниципальных) органов власти обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной и местной муниципальной) службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.
В кадровом составе служащих государственных и местных (муниципальных) органов власти не должны существенно преобладать служащие одного пола. Национальным законодательством может устанавливаться система квотирования на замещение должностей служащими одного пола (не более 30-50 % кадрового состава). Квоты вводятся как временная мера, которая может быть отменена по мере достижения сбалансированного представительства мужчин и женщин в государственных и местных (муниципальных) органах.
Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей только для лиц одного пола.
Обязанность предоставления конкурсным комиссиям сведений о профессиональной подготовке, образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе, а также данных о соотношении численности работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы возлагается на кадровые службы государственных органов.
5.Основные гарантии равных прав и равных возможностей
мужчин и женщин в области социально-трудовых отношений
В целях достижения гендерного равенства в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного, местного(муниципального) органа власти, предприятия или организации независимо от формы собственности) обеспечивает:
- равные возможности для женщин и мужчин при найме на работу и равный доступ к вакантным рабочим местам. Работодатель не вправе необоснованно отказать при найме на работу по признаку пола, семейным обязанностям, другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника; требовать представления документов,
|
|
не предусмотренных национальным законодательством и объявлением. В случае размещения объявлений о приеме на работу не допускается включение требований и критериев, подразумевающих предпочтение одного из полов, за исключением случаев;
- равное вознаграждение для женщин и мужчин за труд равной ценности;
- равные возможности для повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе;
- благоприятные условия для беременных женщин и родителей с малолетними детьми: перевод беременных женщин по их заявлению на легкую работу, предоставление дополнительных перерывов для кормления
малолетних детей и дополнительных отпусков родителям с малолетними детьми;
- создание безопасных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин.
В случае массового увольнения работников работодатель обязан учитывать сложившееся соотношение численности мужчин и женщин на данном предприятии, в организации, учреждении, не допуская дискриминации одного из полов.
Государство предпринимает стимулирующие меры по реализации сбалансированного участия мужчин и женщин в работе по профессиям, где преобладает представительство одного из полов.
Работодатель не вправе создавать препятствия работнику, направившему компетентным органам жалобу о случаях дискриминации по признаку пола.
.6. Гарантии при формировании кадровой политики на предприятиях
Гарантии, связанные с реализацией равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин при формировании кадровой политики на предприятиях, определяются законами, иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями, коллективными договорами, соглашениями и иными актами.
Работники предприятия имеют право на получение сведений о замещении должностей. Работодатель по требованию работника обязан представить письменное обоснование причин отказа в повышении по должности либо направлении на обучение с целью повышения квалификации.
7.Гендерные особенности современного рынка труда
С начала 1980-х годов присутствие женщин на рынке наемного труда стало гораздо более значимым, и пропасть между показателями мужской и женской занятости сократилась. Женщины представляют сейчас сорок процентов мировой рабочей силы. Разница между странами в уровне и условиях участия в оплачиваемом (наемном) труде работников женского пола объясняется различными факторами: структурой и организацией системы производства; условиями и законами рынка труда; системой обучения и образования; приоритетами социальных ценностей и отношений, включая все, что связано с общественной ролью представителей разных полов.
В целом можно отметить, что позитивные сдвиги в участии женщин в наемном труде делают их вклад в экономику более ощутимым. Но происходят ли при этом перемены в их статусе на рынке труда? Как и прежде труд женщин используется по преимуществу в сфере услуг, в неформальной экономике и в сельском хозяйстве. В основном они заняты на низкооплачиваемых и не требующих высокой квалификации рабочих должностях. Доминирующее положение женщин на рабочих местах с неполной/ временной занятостью ставит их в крайне невыгодную ситуацию - они в гораздо большей степени рискуют оказаться в числе бедных или маргиналов, чем представители сильного пола. В свою очередь, высоко образованные женщины редко прорываются через так называемый "стеклянный потолок", отделяющий их позиции (в основном, исполнителей и менеджеров) от высших должностей в любой организации, на уровень принятия решений. Женщины занимают менее 4 % должностей высшего уровня в таких корпорациях.
Рассмотрим обзор подготовлен компанией HeadHunter::Новосибирск на основе размещенных на сайте novosibirsk. hh.ru вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей в 2007 году. Специалисты компании HeadHunter регулярно проводят исследования различных сегментов рынка труда по базе резюме и вакансий сайта hh.ru.
Соотношение количества мужчин и женщин среди соискателей
В 2007 году количество соискателей среди женщин составило 44% от общего количества соискателей, среди мужчин – 56% соответственно.