Для женщин оптимальной является работа с людьми: максимальное число женских резюме в 2007 году размещены в сфере продаж. На втором месте по популярности у женщин - сфера маркетинга, рекламы и PR.
Третья по количеству размещенных женщинами резюме – банковская сфера.
Наименьшее число резюме женщин было размещено в категориях «Производство», «Строительство/Недвижимость», «Транспорт/Логистика» и «Юристы».
Распределение женщин и мужчин по отраслям в 2007 году, сравнительная таблица
Отрасль или сфера деятельности | Доля резюме женщин, % | Доля резюме мужчин, % |
Некоммерческие организации | 78% | 22% |
Добыча сырья | 25% | 75% |
Наука / Образование | 55% | 45% |
Инсталляция и сервис | 7% | 93% |
Автомобильный бизнес | 13% | 87% |
Туризм / Гостиницы / Рестораны | 76% | 24% |
Страхование | 42% | 58% |
Медицина / Фармацевтика | 57% | 43% |
Искусство / Развлечения / Масс-медиа | 55% | 45% |
Закупки | 55% | 45% |
Консультирование | 57% | 43% |
Высший менеджмент | 25% | 75% |
Юристы | 62% | 38% |
Транспорт / Логистика | 32% | 68% |
Производство | 20% | 80% |
Строительство / Недвижимость | 33% | 67% |
Управление персоналом / Тренинги | 77% | 23% |
Банки / Инвестиции / Лизинг | 63% | 37% |
Маркетинг / Реклама / PR | 80% | 20% |
Административный персонал | 82% | 18% |
Продажи | 36% | 64% |
Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия | 59% | 41% |
Информационные технологии / Интернет/Телеком | 20% | 80% |
Сравнительная таблица показывает, как распределились женщины и мужчины-соискатели по отраслям и сферам деятельности. Видно, что есть как чисто мужские и чисто женские сферы, так и те, в которых мужчин и женщин работает примерно поровну.
Распределение женщин и мужчин по профессиям в 2007 году, сравнительная таблица
Проф. Область /профессия | Доля резюме женщин | Доля резюме мужчин | Доля резюме женщин с з/п выше 2000$ от общего числа резюме этой профессии | Доля резюме мужчин с з/п выше 2000$ от общего числа резюме этой профессии | ||||||
Тестировщик | 36% | 64% | 7% | 11% | ||||||
Менеджер проекта в IT | 7% | 93% | 0% | 40% | ||||||
Аналитик в IT | 56% | 44% | 11% | 19% | ||||||
Программист/разработчик ПО | 10% | 90% | 0% | 11% | ||||||
Системный администратор | 0% | 100% | 0% | 12% | ||||||
Специалист технической поддержки | 0% | 100% | 0% | 25% | ||||||
Инженер IT сфера | 31% | 69% | 0% | 7% | ||||||
Архитектор | 75% | 25% | 25% | 25% | ||||||
Инженер в строительстве | 53% | 47% | 0% | 11% | ||||||
Прораб | 0% | 100% | 0% | 0% | ||||||
Руководство Бухгалтерией | 78% | 22% | 18% | 15% | ||||||
Бухгалтер | 89% | 11% | 2% | 0% | ||||||
Аудитор | 50% | 50% | 17% | 17% | ||||||
Финансовый менеджер | 64% | 36% | 5% | 0% | ||||||
Экономист | 77% | 23% | 0% | 0% | ||||||
Управление продажами | 33% | 67% | 6% | 34% | ||||||
Менеджер по продажам | 46% | 54% | 0% | 3% | ||||||
Торговый представитель | 25% | 75% | 0% | 3% | ||||||
Менеджер по работе с клиентами | 55% | 45% | 6% | 6% | ||||||
Директор по маркетингу | 69% | 31% | 15% | 15% | ||||||
Специалист по исследованиям/аналитик | 78% | 22% | 6% | 3% | ||||||
PR-менеджер | 80% | 20% | 9% | 0% | ||||||
Адвокат | 50% | 50% | 0% | 25% | ||||||
Юрист | 71% | 29% | 4% | 3% | ||||||
HR-менеджер | 91% | 9% | 2% | 1% | ||||||
HR-директор | 70% | 30% | 4% | 9% | ||||||
Шеф-повар | 33% | 67% | 0% | 0% | ||||||
Секретарь | 100% | 0% | 0% | 0% | ||||||
Менеджер по логистике | 17% | 83% | 1% | 3% | ||||||
Личная безопасность | 0% | 100% | 0% | 0% | ||||||
Журналист | 85% | 15% | 0% | 10% | ||||||
Очевидно, из приведенных профессий стопроцентно женской является только секретарь (ни одного мужского резюме в 2007 году), а мужскими – системный администратор, специалист по технической поддержке, прораб и специалист по личной безопасности. Также количество резюме женщин превалирует над мужскими в журналистике, в маркетинге и PR, в бухгалтерии и управлении персоналом.
Примерно поровну кандидатов – на должности адвоката, менеджера по продажам, аудитора, инженера в строительстве и аналитика в сфере IT.
Во второй части таблицы приведены доли резюме, в которых указан ожидаемый уровень дохода свыше 2000 долларов.
Выделим самые явные диспропорции в положении мужчин и женщин на рынке труда:
1. в области предложений: женщины уступают мужчинам по таким показателям как качество работы, которую им предлагают; в возможности обучения и переквалификации; в доступе к производственным ресурсам и контроле над ними; в отсутствии определенных практических программ, которые создавали реальные возможности заработка в формальном секторе;
2. в области спроса: гендерная сегрегация по профессиональному признаку все еще представляет собой основной показатель и источник неравенства на рынке труда. Женщины дискриминируются при найме на работу, сталкиваются с серьезными трудностями связанными с профессиональной мобильности. Различия в заработной плате и компенсациях до сих пор являются ярким свидетельством дискриминации по признаку пола;
3. в понимании происходящих процессов: женщинам труднее, чем мужчинам получить доступ к схемам функционирования рынка труда, к реальным знаниям о различных формах политики помощи безработным, социально незащищенным слоям населения.
Основные причины гендерной дискриминации, уязвимого положения женщин в сфере труда и занятости находятся за пределами проблем рынка труда. Всеобъемлющая стратегия, направленная на обеспечение женщин полным, качественным и предполагающим свободу выбора трудом, должна включать в себя в качестве одной из компонент специальную политику на рынке труда. Другими ее компонентами должны стать законодательные реформы, макроэкономические, бюджетные и финансовые меры, создание специальных институтов, групповая мобилизация и организация, просвещение и осознание обществом в целом необходимости покончить с гендерным неравенством.
Включение анти-дискриминационных законов в национальное законодательство и Кодекс законов о труде не гарантирует обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин. Необходимо, чтобы права, закрепленные в законе, эффективно работали на практике.
Существует множество других серьезных барьеров, которые препятствуют женщинам-работницам пользоваться своими правами даже там, где национальное законодательство де-юре обеспечивает равенство между женщинами и мужчинами. Таким барьером, прежде всего, является отсутствие у работниц знания и об этих правах, и об эффективных механизмах их реализации. Эту ситуацию усугубляют традиционализм, воздействие прежних культурных ценностей и норм, отсутствие политической воли. Чтобы достичь реального, а не формального равенства, необходимо проводить специальные профилактические мероприятия. Ключевыми инструментами для утверждения прав работающих женщин являются:
· механизмы практической реализации законов о гендерном равноправии
· информация, распространение и обучение навыкам их применения
· создание специальных групп для пропаганды, мобилизации, координации и мониторинга реализации прав женщин
· деятельность профсоюзов в области гендерного равноправия, а также их партнерство с разнообразными группами, представляющими все слои гражданского общества.