Субъекты лизинговых взаимоотношений

 

Появление лизинга связано с выходом на рынок специальных фирм, которые выполняют функ­ции, во многом схожие с функциями финансовых организаций (банков): в виде основных средств предоставляют потребителю недостающий капитал (финансовые (инвестиционные) средст­ва), осуществляя для него покупку необходимого имущества (со сравнительно большим сроком службы, а иногда некоторые ви­ды недвижимости) путем приобретения их в свою собственность в результате акта купли–продажи и последующей сдачи в долго­временную аренду. Фирму, специализирующуюся на таком биз­несе, и принято называть лизинговой.

Появление таких фирм привело к качественному изменению классических арендных взаимоотношений: одновременно к раз­делению функций по отношению к имуществу и к существен­ному их усложнению. Обменивая деньги на товар (форму кото­рого первоначально имеет имущество, предлагаемое продавцом на рынке), фирма выполняет функции покупателя, а затем, уже как собственник имущества, сдает его во временное пользование, становясь, по сути, арендодателем. В этом проявляется одна из осо­бенностей лизинговых взаимоотношений – их двойственность.

 

 

Обобщенная схема лизинга представлена на рис.1.2 [25, с. 6].

 

Рис.1.2. Общая схема лизингового финансирования

 

В экономических взаимоотношениях лизинга участвуют ми­нимум три субъекта:

– поставщик имущества (первоначальный собственник иму­щества) – продавец предмета лизинга, вступает в отношения купли–продажи с лизинговой фирмой;

– лизингодатель (лизинговая фирма) – покупатель, приобре­тает (покупает) имущество и становится его собственником, а затем отдает его за плату во временное пользование на опреде­ленный срок, заключив договор с лизингополучателем;

– лизингополучатель, который приобретает возможность в те­чение определенного срока использовать предмет лизинга для предпринимательской деятельности (производить продукцию или оказывать услуги с помощью предмета лизинга), а следовательно, и иметь доход [8, с. 122 –123].

Финансовые лизинговые фирмы, как правило, не ограничи­вают свою деятельность какой–либо определенной номенклату­рой продукции. Эти фирмы также могут предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами и т.д.

Наряду с оказанием услуг непосредственно по лизингу фирмы могут в комплексе оказывать и отдельные виды дополнительных услуг, например разнообразные услуги по обслуживанию машин и оборудования, проектные услуги, принятие ответственности за уплату налогов, консультации по вопросам использования ма­шин и оборудования и др.

Постепенно наряду с коли­чественным увеличением лизинговых фирм, ростом конкуренции, изменением конъюнктуры рынка лизинговых услуг происходит дальнейшее усложнение взаимоотношений между субъектами лизинга.

На рынке лизинговых услуг появляются субъекты, с новыми функциями и экономическими интересами:

1) брокерские лизинговые компании,услуги которых очень разнообразны. Поначалу их функции ограничиваются лишь све­дением потенциального потребителя (будущего лизингополуча­теля), производителя и собственно лизинговой фирмы, т.е. бро­керская фирма участвует в лизинге, способствуя осуществлению сделки между лизингодателем и лизингополучателем. Однако часто брокерская лизинговая фирма становится агентом как производителя имущества, так и потенциального лизингополу­чателя, выбирая для него необходимое оборудование и опти­мальные условия контракта;

2) непосредственно фирмы–производители. Промышленные ком­пании, производящие оборудование, стали активно заниматься лизингом в основном в целях продвижения своего товара на рынки. Для осуществления сдачи в лизинг производимого иму­щества эти предприятия часто используют свои сбытовые под­разделения и создают специализированные филиалы, занимаю­щиеся только лизингом;

3) торговые фирмы–посредники (дилеры, агенты, дистрибьюторы). Лизинговые услуги иногда предлагают фирмы, не являющиеся официально лизинговыми и осуществляющие лизинг в качестве дополнения к основной деятельности. Как правило, такие фирмы осуществляют операции лизинга наряду с непосредственной про­дажей машин и оборудования;

4) инвестиционные компании, страховые компании и другие, в том числе государственные, имеющие средства для инвестиро­вания, оказывающие услуги, предусмотренные их уставом и уча­ствующие в схемах лизинга. Страховые компании обычно предос­тавляют страховую защиту по предмету лизинга и сопутствующим рискам, связанным с использованием предмета лизинга;

5) финансирующие организации. В современных условиях фи­нансовое обеспечение лизинговых компаний усложняется из–за растущей конкуренции и изменяющихся условий. Появляются такие формы лизинговой деятельности, когда сам лизингодатель вынужден использовать заемные средства для приобретения оборудования, которое предполагает в последующем сдать в ли­зинг. В качестве источника финансовых средств могут быть ис­пользованы заемные средства, предоставляемые различными кредитными организациями (в том числе банками). В этом случае между лизингодателем и финансирующей организацией возни­кают особые кредитные отношения, определяющие успех дея­тельности лизинговой фирмы на рынке. Это обусловлено тем, что лизинговая фирма должна не только приобретать фонды, (имущество, сдаваемое в лизинг), но и осуществлять финанси­рование своего повседневного оборотного капитала, а часто и других операций по финансовым активам;

6) группа акционеров. При крупномасштабных сделках лизин­годатель пользуется услугами различных финансирующих орга­низаций, для учета интересов которых существует практика соз­дания различных специальных фондов (корпораций, трестов и т.д.) – единого донора финансовых средств. Такая организация становится одним из субъектов лизинга, так как ее функции сво­дятся к обеспечению финансовыми средствами (частично или полностью) лизингодателя для покупки оборудования, предна­значенного для сдачи в лизинг [11, с. 15].

Появление сложных схем лизинга и усложнение лизинговых взаимоотношений допускает участие большого числа субъектов на стороне заимодавцев, лизингодателей, поставщиков, а также за счет включения в сделку различных посредников, страховых и трастовых компаний и т.д., которые взаимодействуют друг с другом в соответствии с положениями действующих законода­тельных и нормативных актов, а также заключенных между ни­ми договоров купли–продажи, собственно лизинга, страхования, соглашения о предоставлении кредитной линии и др.

Таким образом, традиционно участниками любой лизинговой сделки являются три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец ли­зингового имущества.

 

Вывод

 

Таким образом, одной из прогрессивных форм привлечения заемных средств является лизинг. Лизинг могут предоставлять производители этих ценностей или специализированные лизинговые фир­мы, компании, банки. Объектом лизинга являются все виды имущества: недвижимость (здания, сооружения, земельные участки), а также машины, оборудование, транспортные средства и некоторые товары.

В мировой практике отношения, классифицируемые как ли­зинг (от английского lease – брать в аренду, нанимать), часто имеют свои национальные особенности.

Для обеспечения объективности оценки лизинга необходимо определить возможность и эффективность использования того или иного имущества в качестве предмета лизинга. С этой целью, прежде всего, необходимо систематизировать предметы ли­зинга. Существует великое множество форм и видов лизинга, которые позволяют функционировать данному направлению на современном рынке во всех аспектах деятельности. Так же достаточно много разнообразных схем лизингового финансирования, но в любой из них участвуют как минимум три субъекта: поставщик имущества, лизингодатель, лизингополучатель.

 


ГЛАВА 2. ЛИЗИНГ КАК ФОРМА КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИННОВАЦИЙ

 

2.1. Обзор состояния лизингового рынка России

 

Прошедший год стал для лизинговых компаний периодом проверки качества сформированных портфелей сделок. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и санацию лизингового портфеля. Нехватка заемных средств в начале года с одной стороны, а с другой - нехватка надежных клиентов в результате ужесточения требований, обусловили сокращение объема новых сделок на рынке по сравнению с 2008 годом на 56% (рис.2.1) [29].

 


Рис.2.1. Объем рынка лизинга

В 2009 году сокращение рынка лизинга продолжилось, впервые с 2002 году объем новых сделок оказался меньше суммы полученных платежей. В то же время к концу года наметилась тенденция восстановления. Четвертый квартал, традиционно характеризующийся высокой деловой активностью на лизинговом рынке, в 2009 году в значительной мере оправдал надежды лизингодателей. Стабилизация финансовых рынков, снижение ставок по кредитам, прекращение роста просроченной задолженности, рост спроса ввиду реализации сложных, планируемых на протяжении года сделок – все эти факторы обусловили волну новых сделок в октябре-декабре прошлого года. Объем нового бизнеса по итогам 2009 года составил 315 млрд. руб. (таблица 2.1), при этом 41% новых сделок были заключены в 4 квартале года. Такое соотношение объема сделок последнего квартала к общей сумме контрактов за год свидетельствует о восстановлении сезонности на рынке и сопоставимо с докризисной динамикой (рис.2.2) [29].

 

 

Таблица 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: