Мотивы казахского орнамента

«Тумарша» (треугольник)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;

«два» кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;

«три» руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны, пальцы раскрыты;

«четыре» соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.

«Шанырак,» (крыша юрты)

На счет «раз» - руки раскрыть в стороны, ладони вверх;

«два» - руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч); «три» - руки поднять с открытыми ладонями вверх;

«четыре» - соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.

Кос оркеш (два горба)

На счет «раз» — руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по

2-й позиции;

«два» — руки тем же движением переходят в 3-ю позицию;

«три» — правую руку положить на правое плечо;

«четыре» — левую руку положить на левое плечо, локти направлены

и стороны.

Ши орау (плетение)

На счет «раз» — руки поднять вверх со скрещенными запястьями, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;

«два» — руки опустить вперед скрещенными запястьями; ладони прижаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направлены вперед, локти вытянуты;

«три» — руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локти разведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперед, ладони — вверх;

«четыре» — ладони со скрещенными запястьями повернуть от

себя — вперед.

Буркiт тырнак (когти орла)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз;

«два» — сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя; «три» — поднимая руки вверх, сделать три раза вращение кистями; «четыре» — сделать взмах руками (крыльями).

Ожау (поварешка)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны;

«два» — правую руку поднять вверх, ладонь вниз;

«три» — левую руку провести перед грудью к правой руке; ладонь приложить к локтю правой руки; поворот головы вправо-вверх; «четыре» — повернуть кисть правой руки ладонью вверх.

 

Расклад движений на музыку

 

«Сэлем» (поклон)

Исходное положение ног— 1-я позиция, руки опущены вниз.

На счет «раз» — шаг правой ногой вправо, мягко разводя руки

и стороны;

«два» — приседая, приставить левую ногу к правой;

«три» — руки положить на колено правой полусогнутой ноги. Правая рука на левой, ладони обращены вниз;

«четыре» — голову опустить вниз — поклон.

«Ормек» (ткацкий станок)

Исходное положение — опуститься на левое колено и сесть на пятку. Руки в 1-й позиции, пальцы прижаты друг к другу во время выполнения всего движения. На счет «раз» плотно соединить пальцы рук, повернув ладони к себе, правую руку отвести вправо;

«два» — резко пронести ладош, правой руки перед собой к левой руке;

«три» отнести левую руку влево, подняв локоть вверх, ладонь к себе;

«четыре» пронести левую руку перед собой к правой руке;

«пить» повернуть ладони вниз и соединить кисти рук большими пальцами (пальцы прижаты друг к другу);

«шесть» провести кисти рук вперед, «волны» пальцами;

«семь» сделать «волны» пальцами к себе и от себя;

«восемь» - положить ладони на грудь.

Айна (зеркало)

Насчет «раз» — руки раскрыть в стороны ладонями вверх;

«два» — согнув локти, соединить кисти рук перед лицом (закрыть лицо), ладони обращены вперед к зрителю. Локти подняты на уровень плеч;

«три» — голову повернуть направо (видны глазки), посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться;

«четыре» — голову повернуть влево, посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться.

Такия (тюбетейка)

На счет «раз» — правую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыты, средний палец прижат к большому пальцу (ладонь обращена вверх);

«два» — левую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыть; средний палец прижать к большому пальцу и опустить на правую руку, ладонь левой руки — вниз):

«три» — правую руку поднять, положить средний и большой соединенные пальцы на макушку головы;

«четыре» — подняв левую руку, соединенные пальцы положить на тыльную сторону правой руки.

Пример композиции казахского танца

 

Этот лирический танец исполняют четыре девушки. Музыкой к нему служит казахская песня «Камажай». Несложные движения ног в сочетании с мягкими, пластичными движениями рук, наклонами и перегибами корпуса помогают созданию яркого национального образа. Танец состоит из двух частей: в первой части девушки любуются своими браслетами и украшениями; во второй — в руках у девушек неожиданно появляются легкие цветные платки, которыми они то закрывают, то открывают лицо.

Музыкальный размер 2/ 4.

Реквизит: четыре платка из легкого шелка.

Перед началом танца девушки становятся по углам: у точки 2, 4, 6, 8 лицом к центру зала.

Часть I. Выход

А (7 тактов)

Такты 1 —4: танцующие прослушивают музыкальное вступление. Такты 5—7: все «простыми шагами» (шаг на 1/ 4 такта) выходят навстречу друг другу (схема 1) и делают небольшой поклон.

Описание композиции (см. схему 9)

Первая фигура (28 тактов)

А (14 тактов)

Такты 1—4: «переменным ходом» (движение 1) продвигаются по кругу (схема 2). Руками исполняют следующие движения:

на 1-й такт переводят руки вправо—вниз, вращая кистями «к себе»; на 2-й такт — такое же движение с переводом рук влево—вниз;

на 3-й такт — переводят руки вправо—вверх;

на 4-й — влево-вверх. Голову поворачивают в сторону движения рук, как бы любуясь браслетами (рис 1, а, б).

Такты 5—7: тем же ходом кружась вокруг себя, двигаются по ходу часовой стрелки (схема 3). Обе руки поднимают влево—вверх и слегка сгибают в локтях. Голову поворачивают вправо (рис 2).

Такты 8—11: исполняют то же, что на 1—4-й такты.

Такты 12—14: «переменным ходом» (движение 1) обходят попарно друг друга, встречаясь правым плечом (схема 4).

Б (14 тактов)

Такты 1—4: девушки исполняют «боковые шаги с выпадом на ногу» (движение 7), продолжая любоваться браслетами на руках. На последнюю четверть 4-го такта опускают руки вниз (схема 5).

Такты 5—7: исполняют «припадание» (движение 3), делая поворот на месте вправо. Руки постепенно поднимают в стороны — вверх до 3-й позиции, вращая кистями «к себе».

Такты 8—11: повторяют движения 1—4-го тактов.

Такты 12—14: «переменным ходом» (движение 1) попарно обходят друг друга, встречаясь левым плечом.

Вторая фигура (28 тактов)

А (14 тактов)

Такты 1—6: повернувшись лицом к центру круга, девушки исполняют «приставной ход» (движение 2):

на 1— 2-й такты продвигаются с правой ноги вправо, оставаясь лицом к центру круга (рис 3). На последнюю четверть 2-го такта делают полповорота вправо (т.е. становятся спиной к центру круга);

на 3—4-й такты продвигаются с левой ноги влево, делая полповорота влево;

на 5— 6-й такты то же, что на 1—2-й такты. На один такт — поднимают руки через стороны в 3-ю позицию, вращая кистями «к себе», на один такт — опускают руки вниз, проводя ими по косе справа, как бы заплетая ее. Движение рук повторить, «заплетая» косу с левой стороны и т.д. (схема 6; рис. 4).

Такт 7: исполняют полповорота влево, делая шаг на полупальцы левой ноги и подставляя к ней на полупальцы правую ногу.

Такты 8—14: повторить движения 1 — 7-го тактов, начиная с правой ноги вправо (первый раз спиной к центру круга).

Б (14 тактов)

Такты 1—4: танцующие исполняют «наклоны и перегибы корпуса» (движение 6, рис 5).

Такты 5—7: «припаданием» (движение 3) делают полный поворот на месте вправо. Обе руки переводят влево-вверх, сгибая в локтях и повернув ладонями вниз. Голову поворачивают в сторону движения. Такты 8—11: повторяют движения 1—4-го тактов.

Такты 12—14: «простыми шагами» (шаг на 1 /8 такта) продвигаются по двум кругам (схема 7). Каждая девушка незаметно вынимает из рукава легкий платок, берет кончиками пальцев за верхние уголки и приподнимает перед собой. Обе руки согнуты в локтях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: