II.3. Анализ полученных результатов

    Результаты эксперимента мы занесли в таблицу 1, где буквой «В» обозначили вещественный мотив, а буквой «С» - социальный.

                                                                                                  Таблица 1

№ п/п

Имя и возраст ребенка

1 серия

2 серия

1 желание 2 желание 3 желание 1 желание 2 желание 3 желание
1 Маша, 3 г. 6 мес. В В В С В В
2 Диана, 3 г.10 мес. В В В В В В
3 Макс, 3 г. 2 мес. В В В В В В
4 Антон, 3 г. 5 мес. В С В В В В
5 Яна, 6 л. 5 мес. С С С В С С
6 Кирилл, 6л.7 мес. В В В С С С
7 Алиса, 5 л. 7 мес. С С В С С С
8 Сергей, 6л. 1 мес. С С С В С С

 

    Итак, в результате анализа таблицы 1 мы можем констатировать следующее:

· мотивы детей первой группы (в возрасте 3-4 лет) в большинстве своем имели вещественную направленность, т.е. явились мотивами обладания определенными материальными благами: «Хочу для мамы красивое платье» (Диана), «Хочу оранжевую колясочку» (Маша), «Хочу машину для себя – игрушечную, а для папы – настоящую» (Антон) и др.;

· в первой группе зафиксированы только 2 ответа социальной направленности: «Хочу, чтобы мой брат вылечился от гриппа» (Антон) и «Хочу, чтобы Света со мной дружила» (Маша);

· мотивационные предпочтения детей 2 группы (возраст – 5-7 лет) резко отличаются – они более разнообразны, и большая их часть подпадает под категорию «социальные мотивы». Среди ответов зафиксированы следующие:

а) широкие общечеловеческие желания («Хочу, чтобы все дружили» (Яна), «Хочу, чтобы в мире не было зла» (Сергей);

б) мотивы, связанные со сферой межличностных отношений («Хочу, чтобы меня все любили» (Сергей), «Хочу, чтобы родители никогда не ругались» (Сергей), «Хочу, чтобы у меня было много друзей» (Яна) и др.);

в) желания развлечений, веселого проведения досуга составляют («Хочу для папы поехать на футбол» (Сергей) и др.);

г) мотив счастья, «хорошей жизни» («Хочу, чтобы все было хорошо» (Яна), «Я хочу, чтобы моя семья и я были счастливы» (Яна), «Я хочу себе хорошую жизнь» (Сергей) и др.).

Результаты эксперимента мы отразили на диаграмме 1.

                                                                                         Диаграмма 1

Итак, на диаграмме наглядно видно, что доминирующими мотивами в мотивационной сфере детей 3-4 лет являются вещественные, а детей 5-7 лет – социальные мотивы.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: наша гипотеза о том, что социальные мотивы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту начинают занимать в мотивационной сфере доминирующее положение, в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.     

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из стержневых проблем в психологии является проблема мотивации как важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения. Ее исследованию придается важное значение, как современной психологической наукой, так и общественной практикой. Особую значимость проблема мотивации приобретает в связи с возрастанием значимости проблем развития личности, т.к. решение стоящих перед обществом задач прямо зависит от личности, ядром которой является ее мотивационная сфера.

Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его личности.

Структурные и содержательные изменения в мотивах заключаются в следующем:

· по мере развития личности ребенка появляются новые психологические образования, которые усложняют как процесс мотивации, так и структуру мотива, расширяя состав образующих мотив компонентов; это приводит к более обоснованному принятию решений и формированию намерений;

· происходит развитие ранее возникших компонентов мотива: становится более многосторонней самооценка, увеличивается число интересов, обогащается нравственная сфера и т.д.;

· рядоположность психических образований, побуждающих к действиям и поступкам, сменяется их иерархией, системностью;

· происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов и других мотиваторов, в связи с чем меняется направленность личности в разные возрастные периоды; так, социальные мотивы, в том числе и имеющие общественную направленность, с возрастом начинают занимать доминирующее место в жизни;

· увеличивается осознаваемость структуры мотива, собственное поведение предстает в сознании детей как внутренне побуждаемое, а не как «реактивное», обусловленное только внешними влияниями и обстоятельствами;

· с возрастом увеличивается число случаев блокировки потребностных побуждений (желаний), т.е. чаще появляются «отрицательные» мотивы.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: в дошкольном возрасте у детей постепенно происходит смена мотивационных предпочтений; так, социальные мотивы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту начинают занимать в мотивационной сфере доминирующее положение.      

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели экспериментальное исследование, результаты которого позволили нам сделать вывод о том, что доминирующими мотивами в мотивационной сфере детей 3-4 лет являются вещественные, а детей 5-7 лет – социальные мотивы.

Таким образом, цель исследования – изучить специфику мотивационных предпочтений детей дошкольного возраста – достигнута, задачи реализованы. Гипотеза – в дошкольном возрасте у детей постепенно происходит смена мотивационных предпочтений; так, социальные мотивы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, к старшему дошкольному возрасту начинают занимать в мотивационной сфере доминирующее положение – подтверждена.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Просвещение, 1976. – 330 с.

2. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Просвещение, 1985. – 318 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 290 с.

4. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. – М.: Прогресс, 1984. – 390 с.

5. Голубева, Е. В. О мотивационной сфере современного младшего школьника / Е. В. Голубева. – Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – 135 с.

6. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002. – 68 с.

7. Ефимкина, Р. П. Детская психология: Методические указания / Р. П. Гуткина. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 220 с.

8. Кичатинов, Л. П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие / Л. П. Кичатинов. – Иркутск: Вектор, 1989. – 236 с.

9. Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 2005. - № 2. – С.75-79.

10. Коломинский, Я. Л.. Учителю о психологии детей шестилетнего воз­раста: Книга для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.

12. Манукян, С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С. П. Манукян // Вопросы психологии. – 1984. - № 4, с.36

13. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Г. С. Михальчик Г.С. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

15. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. – Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1995. – 480 с.

16. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1 / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 290 с.

17. Пейпер, А. Особенности деятельности мозга ребенка / А. Пейпер. – Л.: МЕДГИЗ, 1962. – 560 с.

18. Пономаренко, Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей / Т. О. Пономаренко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С.10-14.

19. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 360 с.

20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 520 с.

21. Салем, Г. С. Структура профессиональной мотивации у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс... канд. психол. наук / Г. С. Салем. – СПб., 2001. – 112 с.

22. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П. В. Симонов. – М.: Просвещение, 1981. – 275 с.

23. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 390 с.

24. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский. – М.: Высшая школа, 1991. – 158 с.

25. Тихомиров, O. K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: Психологические механизмы целеобразования / О. К. Тихомиров. – М.: Мысль, 1977. – 265 с.

26. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Туревская. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

27. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Просвещение, 1986. – 230 с.

28. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 310 с.

29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 384 с.

30. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Прогресс, 1969. – 265 с.

 

 

Протокол № 1.

Имя и возраст ребенка: Маша, 3 г. 6 мес.

 

       1 серия

Э.: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у нее что-нибудь

       для себя».

М.: Я хочу оранжевую коляску.

Э.:  Почему? Зачем она тебе?

М.: Для бабушки, чтобы она со мной гуляла.

Э.:  Во что?

М.: В куклы. У меня раньше было две колясочки, одна сломалась, и бабушке нету куда

       положить куклу.

Э.:  А второе желание?

М.: Кукурузу.

Э.:  Зачем?

М.: Я люблю кукурузу, а она растет только летом.

Э.: А какое твое третье желание?

М.: Глобус – потому что у меня нету.

       2 серия

Э.:  А теперь попроси у рыбки что-нибудь для членов своей семьи, для друзей.

М.: Хочу, чтобы Света со мной дружила.

Э.:  Почему?

М.: Потому что она хорошая.

Э.:  А второе твое желание какое?

М.: Для папы – новую, красивую, красную машину.

Э.:  Почему?

М.: Потому что наша не заводится.

Э.:  А для друзей?

М.: Для Яны (подружка) – маленькую куклу.

Э.:  Почему?

М.: У нее нету маленькой куклы.

 

 

Макс

1 серия

Я хочу сначала много игрушек

Хочу, чтобы мама всегда мне покупала то, что мне нравится

Много-много печенья и мороженого

2 серия

Для папы и мамы – квартиру большую

Для Саши (друг из группы) – такую же как у меня машинку, потому что он у меня всегда ее забирает

Для бабушки – новые очки, потому что у нее уже старые

Антон

1 серия

Хочу машину для себя – игрушечную

Хочу, чтобы мой брат вылечился от гриппа

Я хочу, чтобы у меня всегда было полно игрушек

2 серия

Для папы – настоящую машину

Много-много конфет для моего братика. Потому что он меня всегда угощает

Для мамы я хочу много денег. Чтобы она мне покупала конфеты и игрушки

Яна

1 серия

Хочу, чтобы все дружили

Хочу, чтобы у меня было много друзей

Пойти в кино

2 серия

Я хочу для своей сестрички большую-большую куклу. Чтобы она не плакала

Хочу, чтобы все было хорошо

Я хочу, чтобы моя семья и я были счастливы

Сергей

1 серия

Я хочу себе хорошую жизнь

Хочу, чтобы меня все любили

Хочу, чтобы в мире не было зла

2 серия

Я хочу, чтобы мой папа был богатым. Чтобы они с мамой покупали себе все, что захотят

Хочу, чтобы родители никогда не ругались

Хочу для папы поехать на футбол

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: