Соблюдение правил подсудности

Условия. Под условиями права на обращение в суд следует понимать такие обстоятельства процессуального характера, с которыми связывается надлежащее осуществление (реализация) возникшего субъективного права. К ним относятся:

- подсудность;

- процессуальную дееспособность;

- соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора и предоставление соответствующих документов;

- наличие подписи на исковом заявлении;

- отсутствие в производстве этого или другого суда либо третейского суда тождественного дела;

- отсутствие до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда заявления от истца о возвращении искового заявления;

- требования к форме и содержанию заявления (ст. 131,132 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 135 ГПК РФ в случае, если заявитель не соблюдает условия права на обращение за судебной защитой, то судья возвращает исковое заявление в отличие от ГПК РСФСР, в соответствии с которым следовал отказ, который, правда, не противоречил повторному обращению в суд (ст. 129). По статистике количество возвращенных заявлений по-прежнему очень велико (1256 определений районных судов г. Твери, что составляет около 5 % от общего числа поданных заявлений). Возращение заявления - новый для ГПК институт, который тем не менее уже известен гражданскому процессу и присутствовал в АПК РФ. Основания для возвращения заявления связаны с несоблюдением порядка, предусмотренного законом для осуществления права на обращение в суд по конкретному делу, препятствующего принятию его к рассмотрению.

Подсудность. Наибольшее количество возвратов исковых заявлений (более 70 % - 1012 определений районных судов г. Твери) происходит по причине несоблюдения правил подсудности. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья, в частности, возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду. Однако судья в данном случае действует не потому, что у заинтересованного лица нет права на доступ к правосудию, а потому, что "отсутствует предусмотренное законом условие реализации права на предъявление иска"[234]. Следовательно, вопрос о надлежащей подсудности возникает, при отсутствии сомнений в существовании права на судебную защиту.

Как и в случае с процессуальной подведомственностью, в ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР данные институты рассматриваются в одной главе, законодатель не дает определение термину "подсудность". Присоединимся к мнению тех авторов, которые под подсудностью понимают компетенцию различных судов общей юрисдикции на рассмотрение и разрешение подведомственных им гражданских дел по первой инстанции[235]. Если правила о подведомственности позволяют распределить дела между различными юрисдикционными органами, прежде всего арбитражными судами и судами общей юрисдикции, то правила о подсудности - между самими судами общей юрисдикции. Обеспечивая реализацию права на обращение в суд, гражданское процессуальное законодательство предусматривает, что все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, рассматриваются судами общей юрисдикции. Это гарантирует доступность судебной защиты, возможность участия в процессе всех заинтересованных в деле лиц, тем самым выполняется основная задача гражданского судопроизводства: быстрое и правильное разрешение спора, и тем самым создаются условия реализации права на доступ к правосудию.

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью. Она определяется характером (родом) дела, предметом спора, а также субъектным составом материального правоотношения.

Важно отметить то, что в ранее изданной литературе с учетом советского гражданского процессуального законодательства утверждалось, что поскольку основная масса гражданских дел разрешалась районными судами, а вышестоящий суд имел право изъять любое гражданское дело для рассмотрения по первой инстанции из нижестоящего суда, то понятие родовой подсудности фактически не имело значения. Установленное ст. 123 ГПК РСФСР регулирование оснований и порядка изменения подсудности, гражданских дел не исключало возможности решения вопроса о передаче дела в тот или иной суд произвольно, на основании субъективных представлений должностных лиц, действующих вне рамок судебной процедуры. Тем самым, начиная с 1993 года, создавалась нормативная предпосылка для нарушения закрепленных Конституцией РФ принципов и положений, относящихся к осуществлению правосудия, - права каждого на судебную защиту (ст. 46), в том числе на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); осуществления правосудия только судом посредством соответствующего вида судопроизводства (ст. 118); независимости судей (ст. 120).

Указанные в ст. 123 ГПК РСФСР цели ("наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела", "наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства"), для достижения которых была предусмотрена такая передача, практически не ограничивали усмотрение правоприменителя, поскольку допускали возможность расширительного истолкования, а, следовательно, и произвольного применения данной нормы. Вопрос о передаче дела из одного суда в другой мог решаться произвольно еще и потому, что процессуальный закон не требовал при передаче дела вынесения мотивированного судебного акта. Это означает, что принимающий соответствующее решение руководитель вышестоящего суда, действуя не как судья, а как должностное лицо, фактически освобождался от обязанности устанавливать и оценивать наличие законных оснований для изменения подсудности дела, а граждане лишались возможности судебного обжалования такого решения. Кроме того, решения указанных должностных лиц об изменении подсудности являлись окончательными: Председатель Верховного Суда РФ был не вправе изменить или отменить решение председателя суда более низкого уровня[236].

Ситуация существенно изменилась в связи с принятием в 1998 г. постановления Конституционного Суда РФ, в котором, в частности, говорится о том, что предусмотренная ст. 123 ГПК РСФСР передача дела вышестоящим судом из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд не противоречит Конституции РФ, если осуществляется в рамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе (как в статьях о подсудности, так и в иных его статьях) точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. При определенных обстоятельствах (например, если иск в гражданском процессе предъявлен к самому судье либо самим судьей этого же суда или если суд, к подсудности которого отнесено дело, по тем или иным причинам не функционирует) изменение подсудности именно вышестоящим судом не только допустимо, но иногда и необходимо. Однако такие обстоятельства также должны быть четко предусмотрены в законе[237].

В настоящее время правовое регулирование родовой подсудности существенно изменилось, принципиально возросло значение данного процессуального института. Все дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, подсудны в качестве суда первой инстанции районному суду, за исключением дел, подсудных другим судам системы судов общей юрисдикции, т. е. мировым судьям, верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, автономных округов и автономной области, Верховному Суду РФ, а также военным судам. Согласно приведенному правилу районные суды не имеют строго определенной родовой подсудности, процессуальный закон не содержит перечня гражданских дел, подсудных районному суду. Другие суды общей юрисдикции уполномочены рассматривать исключительно те категории дел, которые прямо отнесены материальным и процессуальным законом к их подсудности. Исковые дела по первой инстанции в основном рассматривают мировые судьи, районные и гарнизонные военные суды, выступающие основными звеньями в системе судов общей юрисдикции и имеющие самую объемную юрисдикцию. Остановимся подробнее на характеристики их родовой подсудности.

Обращение современного российского законодателя к идее мировой юстиции вполне объяснимо. После того как к компетенции судов были отнесены любые споры, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов лиц, да и сами граждане постепенно осознали первостепенную роль суда в разрешении конфликтов и защите своих прав, нагрузка на судебную систему, и в первую очередь на районные суды, возросла многократно. В ходе разработки Концепции судебной реформы и разработки проектов конкретных законов на создание института мировых судей возлагались большие надежды, связанные с разгрузкой федеральной системы судов общей юрисдикции. Предполагалось, что судебный корпус почти удвоится, что районные суды будут освобождены от вала малозначительных дел, возрастет доверие населения к судьям, и в целом общий уровень отправления правосудия в России будет повышен[238]. Однако, первые годы существования мировых судей показали, что возникает много проблем с подсудностью мировых судей, так как многие граждане вообще не знают об их существовании, не имеют представления о категориях дел, которые рассматривают мировые судьи и по привычке обращаются с заявлениями в районный суд[239] (45 определений о возврате вынесенных районными судами г. Твери).

Часть 1 ст. 23 ГПК РФ, устанавливающая подсудность гражданских дел мировому судье, почти дословно воспроизводит содержание п. 1 ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 г.[240] Тем не менее имеются и некоторые различия (аналогично положение в уголовном процессе). Прежде всего, речь идет о перечне дел, подсудных мировому судье. Дела (а точнее, категории дел), подсудные мировому судье, в Законе о мировых судьях перечислены исчерпывающим образом, а в ГПК РФ, имеющим большую юридическую силу, этот перечень имеет открытый характер. Согласно ч. 2 ст. 23 ГПК РФ федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела, что усложняет установление родовой подсудности.

К подсудности мировых судей относятся дела:

- о выдаче судебного приказа, то есть судебного постановления, выносимого судьей единолично в защиту имущественных прав на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, независимо от суммы требования (500 МРОТ), перечень которых приведен в ст. 122 ГПК РФ. Так, например, А. обратился в районный суд с заявлением о возврате долга на сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждением чему выступала расписка данная К. Определением от 24.09.2003 г. суд возвратил заявление А. на том основании, что данное дело независимо от цены иска подсудно мировому судье[241];

- о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества (выделено законодателем в отдельный пункт с целью обратить внимание на то, что это самостоятельная категория дел, подсудность которых определяется специальной нормой (п.3 ч.1 ст.23 ГПК), и поэтому здесь неприменимо ограничение в 500 МРОТ[242]), иные, возникающие из семейно-правовых отношений (например, о взыскании алиментов), кроме дел, связанных со спорами о детях, включая установление отцовства (материнства), усыновления и лишения родительских прав[243]. Систематическое толкование закона приводит к выводу о неподсудности мировым судьям дел о восстановлении в родительских правах, об отмене усыновления, другие споры о детях, связанные с определением места жительства ребенка при раздельном проживании супругов, об осуществлении родительски прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и другие, связанные с воспитанием детей[244];

- по имущественным спорам, включая требования о возмещении морального вреда, при цене иска не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления. Отказывая на том основании, что цена иска не превышает 500 МРОТ, судьям районных судов каждый раз приходится делать расчет со ссылкой на текущий минимальный размер оплаты труда, а это не просто по двум причинам: во-первых, размер минимальной оплаты труда постоянно меняется; во-вторых, ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"[245] содержит два показателя - собственно МРОТ, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий, второй - базовые суммы для выплаты стипендий, пособий и других обязательных выплат, исчисления налогов, сборов и штрафов и т.п. Размер базовых сумм в несколько раз ниже размера МРОТ, поэтому граждане, обращающиеся в суд, да и сами судьи иногда делают ошибки при подсчетах суммы кратной 500 МРОТ. Толкование действующего законодательства позволяет сделать следующий вывод: так как законодатель, указывая, на какие отношения распространяется МРОТ, употребил термин "исключительно", следовательно, при решении вопроса о подсудности следует применять базовые суммы;

- возникающие из трудовых отношений индивидуальные трудовые споры, в том числе связанные с компенсацией морального вреда, независимо от размера требований, за исключением дел о восстановлении на работе и разрешении коллективных трудовых споров. Трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Спор по поводу условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора следует определять исходя из общих правил определения подсудности[246].

- об определении порядка пользования движимым и недвижимым имуществом, между лицами, имеющими право пользования, аренды и т.п. Размер земельных участков, строений и другого имущества, а также их стоимость не имеют значения для решения вопроса об отнесении указанных дел к подсудности мирового судьи. Если же спор об определении пользования имуществом связан со спором о праве собственности на него, то он подсуден мировому судье в зависимости от цены иска. Мировому судье подсудны дела, связанные с устранением препятствий в пользовании имуществом, но не подсудны споры о разделе домовладения, о сносе самовольно возведенных строений[247]. Дела об установлении сервитута также не подсудны мировым судьям, так как имеет место спор о праве на чужое имущество[248].

В случае возникновения коллизии родовой подсудности между мировым и районным судом, например, в случае допускаемого законом объединения в одном производстве нескольких связанных между собой требований, когда одни из них подсудны мировому судье, а другие - районному суду, закон закрепляет приоритет районного суда по разрешению всех требований, внесенных на рассмотрение и принятых к производству мировым судьей, если хотя бы одно из них подсудно районному суду. Кроме того, в случаях, когда не назначены (не избраны) на должность мировые судьи в тех или иных субъектах Российской Федерации, районный суд может принять к производству и рассмотрению гражданские дела, отнесенных ст. 23 ГПК РФ к ведению мировых судей, парадоксально, но и здесь возможны судебные ошибки[249].

В целом следует признать неудовлетворительность правового регулирования родовой подсудности мировых судей. Верховный Суд РФ постоянно вынужден давать разъяснения по поводу принадлежности (или нет) некоторых категорий гражданских дел мировым судьям[250], стоит ли говорить о том, что такие разъяснения, в основном, доступны судьям и профессиональным юристам. Введение института мировой юстиции в судебную систему Российской Федерации, безусловно, привело к увеличению числа судей, однако, поставило новую проблему: теперь заинтересованному лицу необходимо установить родовую подсудность, исходя из существования как районного, так и мирового судьи (о существовании которых из-за слабой информационной политики государства многие не знают), а весь выше проведенный анализ показывает, что это сделать совсем непросто. Другая проблема - это привязка родовой подсудности мировых судей к размеру МРОТ. Такое регулирование подсудности, безусловно, прогрессивно, так как МРОТ - величина непостоянная и отражает реальное развитие экономики в государстве, с другой стороны, законодатель ставит процессуальное законодательство в зависимость от материального, что приводит к практическим трудностям, ненужным возвратам заявлений, потере времени и, в конечном счете, усложняет реализацию права на доступ к правосудию. Данную проблему необходимо решать не только процессуальными средствами, но и экономическими, путем укрепления национальной валюты, несмотря на высокий уровень инфляции в Российской Федерации, для обращающегося удобнее фиксированные суммы.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают военные суды, которые до возможного появления административных судов являются единственными специализированными судами. Само существование военных судов несколько последних лет подвергалось серьезной критике. "Военное правосудие является пережитком военно-феодального сословного прошлого, нарушением конституционного принципа равенства всех граждан перед Законом и Судом, не имеющим никакого объективного основания для своего существования...", "военные суды в истории нашей страны всегда выступали в качестве органа чрезвычайной судебной репрессии против политических противников правящего режима. Сохранение кастовости военных судов, их обособленность от других судов общей юрисдикции потенциально угрожает нормальному функционированию демократической плюралистической политической системе общества", - утверждали отдельные ученые[251]. Высказывались и высказываются и прямо противоположные точки зрения о том, что существование военных судов имеет богатые традиции[252], никоим образом не противоречит принципам российского законодательства[253], принципам и нормам международного права[254].

Создание военных судов по месту дислокации воинских частей и учреждений и расположение судов в местах, открытых для свободного доступа, необходимо для того, чтобы военнослужащие и другие граждане могли быстро и без лишних затрат обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Подсудность гражданских дел, рассматриваемых данными судами, определяется ст. 25 ГПК РФ и ФКЗ от 23.06.1999 г. "О военных судах Российской Федерации"[255].

Законом была изменена подсудность дел военным судам. В результате на практике стали возникать вопросы разграничения компетенции военных судов и иных федеральных судов общей юрисдикции. Как и в ситуации с разграничением компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, при определении подсудности дел военным судам справедливо руководствоваться как субъектным составом, так и самим характером спорного правоотношения[256].

По общему правилу не подсудны военным судам дела по жалобам и искам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, даже если в них ставится вопрос о нарушении органами военного управления прав этих лиц. Члены семей военнослужащих с подобными жалобами и исками должны обращаться в территориальные суды. Из этого правила сделано исключение для граждан, которые, утратив статус военнослужащих в связи с увольнением с военной службы, обжалуют в судебном порядке действия или решения органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушившие их права и свободы в период прохождения военной службы[257].

Вместе с тем дела по жалобам и искам уволенных военнослужащих на действия и решения органов Министерства Обороны РФ, связанные с назначением и выплатой им пенсий, подсудны только районным судам[258].

Так, А. обратился в гарнизонный военный суд с требованием к Министерству обороны РФ о пересчете его пенсии. Определением суда от 26.08.2003 г. заявление было возвращено, поскольку вопросы пенсионного обеспечения решаются после фактического увольнения с военной службы, то есть после утраты заявителем статуса военнослужащего[259].

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех без исключения дел в местностях РФ, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. Право, рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подсудные федеральным судам общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами России, если иное не установлено международным договором. В частности, военные суды, дислоцированные по месту нахождения российских войск, полномочны рассматривать семейные, трудовые, жилищные и иные гражданско-правовые споры наших военнослужащих и членов их семей[260].

Таким образом, на территории Российской Федерации действует два вида юрисдикций: общегражданская и военная. Общегражданская юрисдикция распространяется на всю территорию Российской Федерации, но из нее исключен целый ряд дел (на практике и территорий). Военная юрисдикция сливается с общегражданской за пределами Российской Федерации и распространяется по субъектному и предметному критериям на места расположения воинских соединений.

В целом, завершая характеристику родовой подсудности, следует отметить, что установление родовой подсудности судов общей юрисдикции носит императивный характер, в этой связи исключается возможность изменения ее как по соглашению сторон, так и судом. Однако принятие нового ГПК РФ, появление мировых судей, изменение подсудности дел, рассматриваемых по первой инстанции военными судами, во многом не решило главной задачи - четкого определения родовой подсудности. Проблемы подсудности схожи с проблемами подведомственности, о которых мы говорили ранее. Прежде всего, это связано с тем, что ГПК РФ не определяет подсудность районного суда, а подсудность других судов регулируется не только нормами процессуального, но и материального права, которые принимались в разное время и зачастую не связаны между собой. В связи с этим еще раз следует напомнить о необходимости принятия федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции"[261], в котором, прежде всего, должна быть четко прописана подсудность мировых судей. В противном случае суды будут по-прежнему вынуждены сами определять подсудность, возвращая заявления заинтересованным лицам, так как непрофессионалу, который руководствуется исключительно нормами нового ГПК РФ, без знания судебной практики и разъяснений Верховного Суда РФ, в настоящее время фактически нереально правильно указать компетентный суд, который должен разрешить его дело. Обратим внимание, что регулирование данного вопроса в законодательстве, регулирующим организацию и деятельность арбитражных судов, представляется не только более четким и ясным, но и правильным по существу. Напомним, что арбитражные суды в большинстве своем не являются судами первой инстанции, а выполняют функции рассмотрения дел в порядке апелляционного, кассационного или надзорного обжалования. Судами первой инстанции являются фактически только арбитражные суды уровня субъекта Российской Федерации, и по очень незначительной группе дел - Высший Арбитражный Суд РФ.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определить, какому из однородных судов по первой инстанции подсудно данное дело[262]. Этот вид подсудности называется территориальной подсудностью. Общее правило территориальной подсудности закреплено в ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. В ст. 27 Конституции РФ говорится о том, что каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, следовательно, акт высшей юридической силой разводит понятия "место пребывания" и "место жительства". Вслед за Конституцией РФ федеральное законодательство также разделяет эти два понятия. Местом пребывания называется то место, где гражданин находится временно, местом жительства признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей[263].

В настоящее время граждане могут иметь не одну, а несколько квартир или домов на праве собственности. В п. 2 ст. 213 ГК РФ говорится, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. Поэтому столь сложно определить постоянное или преимущественное место жительства граждан. Судебная практика при разрешении данного вопроса исходит из положений о регистрационном учете граждан, который заменил институт прописки[264]. Следовательно, иск к гражданину должен предъявляться в том суде, юрисдикция которого распространяется на место регистрационного учета гражданина.

Показательно в этом отношении следующее дело. О. обратилась в районный суд с заявлением к Н. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, указав место жительство ответчика - страна Иордания. Московский районный суд г. Твери определением от 06.02.2003 г. возвратил заявление на том основании, что в соответствии с федеральным законодательством место жительства - это жилой дом, квартира, служебное и иное помещение, поэтому необходимо точно указать адрес ответчика. Иск к ответчику, который не имеет место жительства в России, может быть также предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства (ч. 1 ст. 29 ГПК РФ) [265]. Пункт 2 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ предписывает истцу обязательно указывать в исковом заявлении место жительства ответчика, в свою очередь, суд не производит установление данного факта, за исключением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ). Последующая после предъявления иска перемена ответчиком места жительства не меняет первоначальной подсудности дела.

Иски к организациям по общему правилу предъявляются по месту нахождения организации, которое определяется местом его государственной регистрации по месту нахождения его постоянно действующего органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.

К специальным видам территориальной подсудности относятся следующие:

во-первых, альтернативная подсудность, то есть подсудность по выбору истца (заявителя) означает, что дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе. Когда дело подсудно нескольким судам одного уровня, выбор суда для рассмотрения и разрешения дела принадлежит истцу (заявителю).

Принципиальное назначение правила альтернативной подсудности заключается в том, чтобы создать дополнительные благоприятные правовые гарантии для стороны, нуждающейся в судебной защите нарушенного или оспоренного права, в выборе суда. Нормы об альтернативной подсудности не подлежат расширительному толкованию и применению, в свою очередь, судья не имеет права отказывать истцу в выборе места реализации своего права на судебную защиту.

Часть 2 ст. 29 ГПК РФ содержит правило, согласно которому иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

 

Так С. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФ РФ) о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула. Истец занимал должность управляющего отделением ПФ РФ по Карачаево-Черкесской Республике, постановлением Правления ПФ РФ был освобожден от указанной должности в связи с достижением предельного возраста. Определением судьи Черкесского городского суда, оставленным без изменения президиумом Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, С. в приеме искового заявления было отказано на том основании, что надлежащий ответчик - Правление ПФ РФ находится в г. Москве, поэтому с иском ему следует обратиться именно туда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления на том основании, что отделение ПФ РФ по Карачаево-Черкесской Республике является юридическим лицом, в своей деятельности подчиняется ПФ РФ и руководствуется действующим законодательством России, решениями ПФ РФ и исполнительной дирекции Фонда, то есть является его филиалом. В силу данного обстоятельства С. может обращаться с заявлением по месту нахождения отделения ПФ РФ[266];

во-вторых, договорная (добровольная) подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела до принятия его судом к своему производству. В данном случае реализуется принцип диспозитивности гражданского процесса. Однако от выбора стороны зависят только два вида территориальной подсудности: общая (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативная (ст. 29 ГПК РФ). Соглашения сторон об изменении родовой подсудности считаются недействительными.

ГПК РФ не устанавливает определенной формы для соглашения о подсудности (пророгации), оно может включаться в виде отдельного пункта гражданско-правового договора, заключенного между сторонами и являющегося объектом рассмотрения суда. Стороны могут обменяться также письмами, телеграммами, иными фиксируемыми способами передачи информации или выразить свое желание в ходатайствах, заявляемых перед судом. Договорная подсудность создает много преимуществ для сторон, дополнительные удобства, поскольку законом предусмотрено их право самим избирать наиболее удобный в территориальном отношении суд. Заключение соглашения о подсудности в равной мере обязательно для сторон. Изменение условий договора одной из сторон не допускается. Закон также не предусматривает права стороны в одностороннем порядке изменить условия договора о подсудности;

в-третьих, подсудность по связи дел (заявленных требований) имеет место в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 40, 138, 151 ГПК РФ). Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда по месту жительства, нахождения истца или ответчика. При подсудности по связи дел выбор суда возникает только: при предъявлении требований к нескольким ответчикам, имеющим разное место жительства; при предъявлении встречного иска; при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе.

в-четвертых, исключительная подсудность, как следует из названия, исключает применение других видов территориальной подсудности. По определенным категориям дел, указанным в ст. 30 ГПК РФ, выбор суда не зависит от воли сторон, а точно предопределен в законе. Например, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество), об освобождении имущества от ареста, предъявляются по месту нахождения этих объектов. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны по месту открытия наследства и т.д[267].

Таким образом, любое лицо, заинтересованное в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов, в зависимости от характера требования должно определить, какой суд и на какой территории компетентен возбудить гражданское судопроизводство по первой инстанции. Сложности установления родовой и территориальной подсудности, особенно в случаях соединения нескольких связанных между собой требований, порождают большое количество определений о возврате заявлений. Хотя процессуальный закон и содержит достаточно исчерпывающие правила разрешения таких коллизий, на практике определение правильной подсудности требует от обращающегося изрядной квалификации, что существенно снижает возможность реализации каждым права на доступ к правосудию.

Иск к ненадлежащему ответчику. Суды нередко сталкиваются с ситуациями, часто создаваемыми намеренно стороной по делу, когда истец обращается в суд с иском к ненадлежащему ответчику с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Установив, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, суд вправе (ст. 41 ГПК РФ) с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После осуществления такой замены подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала тем же судом. Но ситуация обостряется, если в результате замены ненадлежащего ответчика произошло изменение подсудности и (или) подведомственности дела. При таких обстоятельствах происходит нарушение конституционного права ответчика "на свой суд" (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ), а замена ненадлежащего ответчика надлежащим возможна "только при наличии двух условий: во-первых, согласия на это истца; во-вторых, подведомственности и подсудности дела с участием такого надлежащего ответчика данному суду"[268].

Вопрос о соблюдении конституционного права граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, на этом не исчерпывается. Его постановка правомочна в каждом случае предъявления иска по месту нахождения ненадлежащего соответчика. Для разрешения обозначенной проблемы необходимо четко представить себе буквальный смысл ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, процессуальных норм, регулирующих институт подсудности, а также смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой.

В постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан[269] были изложены следующие правовые позиции. Законом должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е. дискреционным полномочием правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.

По этому поводу ст. 31 ГПК РФ закрепила правило, согласно которому иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. А в силу ст. 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду. Указанные нормы в установленной форме предопределяют критерии, согласно которым однозначно определяется суд, рассматривающий гражданское дело при изменении подсудности. Однако на практике ситуация часто (в силу недобросовестного умысла заинтересованных лиц) складывается иным образом.

Истец с целью рассмотрения дела желаемым судом включает в состав ответчиков ненадлежащего ответчика, проживающего на территории расположения данного суда, и предъявляет иск по месту его жительства (расположения). Суд, руководствуясь вышеназванными нормами, обязан принять дело к своему производству и рассмотреть его по существу. Фактически в данном случае подсудность определяется по усмотрению истца. Очевидно, что при таких обстоятельствах процессуальные нормы не обеспечивают необходимого правового эффекта, заключающегося в осуществлении рассмотрения дела законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, их применение влечет нарушение прав лиц, участвующих в деле[270].

На стадии возбуждения судопроизводства невозможно установить порочность ответчика, поэтому на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, после принятия заявления, установив что один из соответчиков является ненадлежащим, судья может выделить в соответствии с п. 3 ст. 151 ГПК РФ требования к ненадлежащему ответчику в отдельное производство и передать по подсудности дело со ссылкой, к примеру, на п. 3 ст. 33 ГПК РФ. Если же это обстоятельство станет известно судье на стадии возбуждения судопроизводства, то у него есть право признать нецелесообразным совместное рассмотрение нескольких требований в одном производстве, отказав в возбуждении судопроизводства в отношении ненадлежащего ответчика, который проживает в другом месте, возвратить заявление, предложив истцу обратиться с иском по надлежащей подсудности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: